Мария Щучкина
Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности все еще продолжает оставаться сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.
В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы – это плоские геометрические фигуры и объёмные формы, в области цвета – семь цветов спектра, белый и черный цвета. В природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело их упорядочить, свести к разновидностям. Овладевая этой системой, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Наше ДОУ работает по программе М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы
«От рождения до школы», а в качестве парциальной использует программу «Развитие» (под ред. Л. А. Венгер). Особенностью программы в вопросе развития сенсорных способностей является то, что материал сконцентрирован в одном возрастном этапе, во второй младшей группе, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сензитивен для развития восприятия.
В дошкольном возрасте активно формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Важнейшим инструментом формирования обобщения является понимание Имени признака. Часто, отвечая на вопрос «Какой это предмет?», дети называют лишь его форму, цвет и размер, и очень редко, без наводящих вопросов, говорят о таких именах признаков, как рельеф, влажность, температура, место и т. д. Это происходит потому, что педагоги или родители, называя значение признака (красный, легкий, круглый, сухой. гладкий) не называет имя признака (по цвету, по весу, по форме, по влажности, на ощупь). Ребёнок может понять, что звук, цвет, запах, форма, величина и т. д. – это признаки объектов, но в конкретном случае значения этих признаков разные. Необходимо организовать работу по формированию понятия Имён признаков так, чтобы дети могли не только выявлять и называть Имена признаков и их значения, но и преобразовывать их для создания в дальнейшем творческих продуктов.
В работе с именем признака"цвет" эталонами являются цвета спектра, которые называются хроматическими, а так же белый, серый и черный цвета, носящие название ахроматических.
Знакомя ребёнка с определенным цветом спектра (например, жёлтым, можно выяснить, что есть у Вас в квартире такого же цвета (например, с помощью игр «Найди такой же по цвету, как.», «Цвет и форма»).
Через игровое упражнение «Я могу быть…» можно научить различать цвета и соотносить цвет своей одежды с объектами окружающего мира. (Родители: : «Я могу быть ягодкой – у меня кофточка красного цвета. А кем или чем можешь быть ты?». Ребёнок:: «Я могу быть дорогой, у меня шорты чёрного цвета». Или: «Я могу быть солнышком – у меня желтое платье»). Непременное условие игрового упражнения – не повторятся в выборе объектов, и называть части одежды, которые имеют данный цвет.
В результате, у ребёнка сформируются понятия основных цветов спектра, они будут узнавать, называть их, выделять в ближайшем окружении, научатся называть имя признака «цвет» и находить множество его значений.
Знакомя малыша с именем признака «величина», необходимо учитывать, что величина – признак относительный, поэтому определение давать можно только относительно других объектов. Так, например, большая собака – это собака, величина которой больше величины других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.
В активный словарь детей введите слова «большой», «средний», «маленький», «огромный», «гигантский», «крошечный», «такой же, как…». Учите сравнивать, прикладывая или накладывая, друг на друга образец – эталон и выбранный объект, выясняя, одинаковы ли они по величине. Стройте предметные сериационные ряды («Подари зайчикам морковки», «Накорми медвежат», располагая объекты в убывающем или возрастающем порядке («Собери неваляшку, пирамидку», «Звезды», устанавливайте отношения между 2-3 рядами величин. Группируйте геометрические фигуры по величине («Карлики и великаны»).
В области формы эталонами служат геометрические фигуры. Система форм чрезвычайно сложна и выходит за рамки сенсорного воспитания, являясь частью умственного развития ребенка и овладения математическими представлениями.
Детям нелегко даётся различие плоскостной и объемной формы. Игры с конструктором способствуют решению этой проблемы и других задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных, мыслительных действий, творческого воображения.
В качестве эталонов формы используйте: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, куб, кирпичик, шар, треугольная призма, брусок. Сформиров понятие, что каждый объект имеет форму, учите соотносить объекты с эталонами (например, магнитофон имеет овальную форму, елка -треугольную, воздушный змей – форму ромба, учебная доска – форму прямоугольника, компьютерные диски – форму круга). В ознакомлении с геометрическими формами помогает приём обведения контура с одновременным зрительным контролем над движением руки (например, игра «Художники», «Буратино», а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.
Больший интерес у детей вызывает игровое упражнение «Отгадай, что в сундучке?», «Найди такой же по форме, как…». Сначала ребенок должен дать названия демонстрируемых предметов, затем находит подобные им в окружении или на предметных картинках. В результате ребёнок научится называть отсутствующие объекты, но имеющие заданную форму. (Родители : «Что может быть по форме таким же, как мячик?». Ребёнок: «Солнышко, яблоко, апельсин, бусинка, горошинка. арбуз» и т. д., то есть подбирает предметы такой же формы.)
Знакомя с именем признака «действие» учите выделять главное назначение объекта, обозначать словами действие по отношению к нему или с ним. В игре: «Что объект может делать?» учите называть действия, которые может выполнять данный объект (например, мяч может катиться, прыгать, сдуваться, испачкаться и т. д.). С помощью игрового упражнения : «Что можно делать с этим объектом?» называйте действия, которые можно делать с этим объектом (например, мяч можно подбросить, поймать, подарить, потерять).
Полученные знания о многообразии предметов, которые имеют один способ действия, закрепляйте с помощью упражнения «Назови предмет, объект по действию». Например: «Кто шипит?». Змея, утюг, ежик, сдувающаяся шина, чайник.
С помощью игры «Что может делать так же?» научите находить объекты, схожие по действию. Например, показываете картинку с самолетом, спрашиваете, как называется этот объект и что он умеет делать. Ребёнок называет объект и находит другие объекты, которые могут выполнить то же действие (самолет летает, мыльные пузыри летают, пыль летает, тополиный пух летает)
Ознакомление с именем признака «часть».
Учитывая, что дети младшего дошкольного возраста любой предмет стараются разобрать на части, необходимо познакомить их с именем признака «часть».
Учите обозначать словом основные части знакомых объектов, рассказывать об их назначении. Для этого можно использовать игру - упражнение – «Цепочка». В ходе игры взрослый показывает картинку с изображением объекта или сам объект, а ребёнок называет его части. Можно передавать объект друг другу, называя одну из его частей. Например, объект - велосипед, его части - колеса, руль, звонок, рама, педали. С помощью игры «Шапка - невидимка» можно научить ребёнка находить недостающие части какого - либо объекта.
Закрепить знания можно с помощью игры «Это что – то - часть чего-то». Например, колесо – часть чего? Часть кареты, машины, тележки, повозки, велосипеда, самолета, вертолета, роликов, стула, коляски, кресла.
Ознакомление с именем признака «место».
В процессе знакомства с именем признака «место» учите обозначать словом основные места обитания и функционирования объектов.
В ходе игры «Где живет?», «Прятки» называйте объект, а ребёнок Вам скажет, где он (объект) живет. Помните, что понятие имени признака «место» может быть и абстрактным. Например: «Где живет медведь?» - «В сказке, зоопарке, цирке, берлоге, лесу». «Где живут рыбки?» - «В реке, аквариуме, банке, море, на картинке». Для того, чтобы ребенок научился объединять объекты в классификационные группы по месту обитания используйте игру «Я возьму тебя с собой». Например, вы- река и возьмете с собой все объекты живой природы, которые живут в воде. Например, ракушки, водоросли, рыбы, раки.
Ознакомление с именами признаков «вкус», «запах», «рельеф» лучше всего начать со знакомства с
«Нашими помощниками» или органами чувств и их функциями. Например, с помощью игры «Что умеет наш носик?» (глазки, ушки, язык, ладошки) определите функцию носа (дышит, нюхает, согревает, защищает, функцию глаз (видят, моргают, плачут) и т. д.
Потом учите обследовать объекты с помощью разных органов чувств и описывать ощущения словами (без запаха - ароматный, неприятный – приятный, резкий – легкий, сладкий – горький, соленый – кислый, колючий – гладкий, ворсистый). Через игры «Узнай по запаху», «Что у повара в кастрюльке?» ребёнок научится определять по запаху с закрытыми глазами, что именно поднесли к носу (лимон, чеснок, шоколад, еловую веточку).
Для отработки признака «рельеф» соберите коллекции из тканей и бумаги с разными поверхностями, С помощью игр «Разговорчивые пальчики», «Погладь и назови», «Что чувствует ладошка» учите определять рельеф предметов и называть его словами.
Желаю удачи!