Получи документы

Программа «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала»

Марина Каплина
Программа «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала»
▼ Скачать + Заказать документы

Программ по дополнительному образованию

«Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного

возраста с помощью строительного материала «Строитель»

Автор :

воспитатель Каплина Марина Игоревна

Шарья – 2017 г.

1

Пояснительная записка

Публикация «Программа „Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала“» размещена в разделах

Термин «конструирование» произошло от латинского слова construere, что означает «создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей и элементов» («Энциклопедический словарь по психологии и педагогике»).

Лев Николаевич Толстой сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.

А. С Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками — материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н. Н. Поддьяков).

Исследования Л. A. Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, т. к. в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом.

Цель :

- Создание построек из строительного материала, природного и бросового материала.

Задачи :

-Устанавливать связи между реальными предметами и отображающими их конструкциями ; целенаправленно рассматривать и создавать простейшие постройки (дорожка, заборчик и т. д).

-Формировать умение детей узнавать, различать, правильно называть, свободно использовать детали строительного материала

- Содействовать освоению способов конструирования из строительных материалов : соединение, приставление, наложение, размещение впритык или на расстоянии друг от друга.

- Формировать умения пользоваться простейшими схемами и создавать по ним постройки.

- Развивать художественное восприятие, наглядное мышление, творческое воображение.

Актуальность:

Дети младшего возраста не умеют строить из строительного материала постройки, пользоваться природным материалом, пользоваться схемами, обыгрывать постройки ; не развито конструктивное мышление.

Новизна

Знакомством с новым игровым материалом – конструктором,развитие конструктивного мышления, развитие сюжета для сюжетно-ролевых играх,

Принципы отбора материала

Доступность, наглядность, возрастные особенности, безопасность.

Содержание

Деятельность проводится один раз в неделю продолжительностью по 15 минут.

Сентябрь

1 «Дорожка»

Задачи:

1. Формировать умение строить длинные и короткие дорожки, используя кирпичики.

2. Закреплять цвет, понятие узкий, широкий.

3. Формировать умение обыгрывать постройки.

Продолжать воспитывать желание строить, развивать творческие способности детей.

Оборудование :

По 2 кирпичика разного цвета на каждого ребёнка и по маленькой машинке.

2 «Разные дорожки.

Задачи :

1. Закреплять знания о длине и цвете.

2. Формировать умение подбирать детали такого же цвета, использовать свою постройку в игре. 3. Воспитывать интерес к конструированию.

Оборудование:

по 2 длинных пластины и по 2 кирпичика покороче на каждого ребёнка и по 2 игрушки-животного.

3 «Волшебная змейка»

Задачи :

1. Продолжать знакомить с деталями конструктора. Закреплять умение соединять кирпичики.

2. Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки.

3. Развивать умение работать в коллективе.

4. Воспитывать усидчивость, мелкую моторику.

Оборудование:

По 3 кирпичика на каждого ребенка

4 «У дорожки выросли грибы»

(конструирование из природного материала, коллективная работа)

Задачи :

1. Закрепить представление детей о грибах, создать условия для выбора деталей и способа конструирования.

2. Вызвать желание конструировать и работать вместе, создавая коллективную работу.

3. Поддержать стремление к различным видам конструирования.

4. Закрепить знание деталей строительного материала.

Оборудование :

пластилин, сосновые шишки, скорлупки грецких орехов, кирпичики, мох.

Октябрь

1 «Заборчик для игрушек»

Задачи:

1. Закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу, ставя, их плотно друг к другу.

2. Развивать у детей желание сооружать постройки.

3. Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки.

Оборудование:

игрушки, кирпичики.

2 «Низкий и высокий заборчик»

Задачи:

1. Закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу, ставя, их плотно друг к другу.

2. Дать детям возможность построить два разных заборчика : высокий и низкий.

3. Сравнить их по высоте.

4. Развивать у детей желание сооружать постройки.

постройки.

Оборудование:

Маленькая и большая игрушки, кирпичики разной длинны.

3 «Изгородь для животных» Задачи:

1. Формировать умение детей строить изгородь, плотно ставить кирпичики друг к другу, соединять ровно, ставить на длинную узкую сторону.

2. Продолжать формировать умение выделять детали строительного материала : кубик, кирпичик, призма.

3. Развивать мышцы рук; внимание, память, глазомер.

4. Воспитывать взаимопомощь, сочувствие; любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:

Маленькие игрушки, кирпичики.

4 Изгородь.

(конструирование из природного материала)

Задачи :

1. Закрепить знание детей о том что такое – изгородь. Показать способ конструирования из природного материала – веточек.

2. Развивать творчество детей, желание конструировать из материала, который можно найти в окружающем мире.

Оборудование :

Пластилин, веточки.

Ноябрь

1 «Башня»

Задачи :

1. Дать представление о башне, как сооружении.

2. Закрепить способ конструирования вертикальной постройки.

3. Создать условия поиска вариантов постройки башни из кубов и полукубов, формировать умение находить нужные детали.

4. Закреплять знания формы, цвета.

Оборудование:

Кубы, полукубы, картинки башни.

2 Низкая и высокая башни

Задачи :

1. Уточнить представление о башне,как высоком сооружении.

2. Помочь осмыслить структуру : крыша, стены, подвести детей к поиску способа изменения высоты постройки.

3. Развивать ассоциативное восприятие, мышление, воображение.

4. Воспитывать любознательность, активность

Оборудование :

Кубы, полукубы, картинки различных башне.

3 Пирамида

Задачи :

1. Дать представление о пирамиде, как о сооружении.

2. Предложить сравнить пирамиду и башню, найти различие и сходство.

3. Формировать умение сравнивать и группировать детали по размеру.

Оборудование :

комплекты емкостей- вкладышей, коробочек разной величины, комплекты цилиндров разного размера, демонстрационный материал (фотографии), пирамидки, матрёшки.

4 Птички и рыбки.

(конструирование из природного материала)

Задачи :

1. Закрепить знания детей о конструировании из природного материала.

2. Вызвать интерес к обследованию шишек и поиску ассоциативных образов в создании фигурок.

3. Дать понятие что из одного материала можно сделать различные фигурки. Показать способы соединения деталей.

4. Развивать творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Пластилин, шишки, перья.

Декабрь

1 «Горка для куклы Кати»

Задачи:

1. Формировать умение строить горку, приставляя детали (кубики, призму, кирпичик) друг к другу, делать постройку устойчивой.

2. Формировать умение различать и называть четыре основных цвета.

3. Развивать стремление к игровому общению, речевую активность, умение контактировать с взрослыми и сверстниками.

4. Воспитывать бережное отношение к конструктору.

Оборудование:

кукла, на каждого ребенка – 3 кирпичика, 1 призма, 1 кубик.

2 «Горка с лесенкой»

Задачи :

1. Формировать умение строить горку с лесенкой, помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками.

2. Формировать умение называть детали строительного набора,

выделять из каких деталей построена лесенка. 3. Закреплять цвет, количество.

Оборудование:

кукла, на каждого ребенка – 3 кирпичика, 1 призма, 4 кубика

3 «Горка из снега»

(коллективная работа)

Задачи :

1. Формировать умение строить горку из снега, показать способ постройки.

2. Дать понятие что снег может быть строительным материалом.

3. Воспитывать желание работать вместе, дружно, помогать друг другу.

4 «Игрушки на ёлку».

(конструирование из природного материала)

Задачи :

1. Вызывать интерес в создании ёлочных игрушек. Инициировать освоение способов : скручивание и обёртывания

2. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

3. Воспитывать желание участвовать в подготовке Новогоднего праздника.

Оборудование :

Шишки, пластилин, фольга

Январь

1 «Автобус для зверят»

Задачи:

1. Формировать умение детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой.

2. Развивать речевую активность.

3. Воспитывать желание обыгрывать постройку.

Оборудование :

Кубики

2 «Машина грузовая»

Задачи:

1. Познакомить детей со схемами постройки, объяснить что это такое и как ими надо пользоваться

2. Формировать умение детей сооружать постройки из строительного материала, делать её устойчивой, используя приемы приставления и накладывания.

3. Формировать умение сообща делать общее дело: сооружать грузовик из строительного материала. Развивать воображение, речевую активность.

4. Воспитывать интерес к конструированию.

Оборудование :

Кубик, кирпичик, схема

3 «Транспорт на нашей улице»

Задачи:

1. Закреплять умение детей различать форму предметов; развивать действия анализа изображения объекта – дома, состоящего из двух частей (квадрата, треугольника) и поезда с достроенными и недостроенными вагонами, освоение действий по достраиванию незаконченного изображения вагонов.

2. Развивать речь, формировать умение отвечать на вопросы взрослого; обогащать двигательный опыт детей; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

3. Воспитывать удовольствие от совместных действий и общения с взрослым.

Оборудование:

Кубики, кирпичики, цилиндры, призмы

Февраль

1 «Гараж»

Задачи:

1. Продолжать формировать умение пользоваться схемами.

2. Формировать умение детей выполнять постройку гаража посредством показа действий педагога.

3. Развивать зрительную память, кинестетическое восприятие посредством тактильно – двигательного обследования предмета.

Оборудование :

Схемы, кирпичики, призмы

2 «Ворота.»

Задачи :

1. Формировать умение изменять постройку воспитателя, преобразовывая её в высоту, при этом называя детали.

2. Побуждать детей воспроизводить два-три вида ворот, используя разные детали строительного материала (кирпичики, кубики).

Оборудование :

Кубики, кирпичики

3 «Гараж с воротами»

Задачи:

1. Формировать умение детей выполнять постройку гаража посредством показа действий педагога.

2. Развивать зрительную память, кинестетическое восприятие посредством тактильно – двигательного обследования предмета.

3. Воспитывать у детей интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними.

Оборудование:

Кирпичики, кубики, призмы

4 «Рыбки»

(конструирование из природного материала)

Задачи :

1. Формировать умение работать с природным материалом.

2. Развивать творческие способности детей, умение преображать один предмет в другой при помощи пластилина.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование :

Еловые шишки, пластилин, стеки, подкладные листы, доски.

Март

1 «Домик»

Задачи :

1. Продолжать формировать умение создавать постройки по схемам.

2. Развивать желание строить для кого-либо, украшая постройку, используя различное цветовое решение. 3. Формировать навыки конструирования, развивать творчество, умение усложнять свои конструкции.

Оборудование :

Кубики, кирпичики, призмы, пластины

2 «Теремок для матрешки»

Задачи:

1. Формировать умение детей делать постройки с перекрытиями, строить теремок, располагая кирпичики вертикально по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу.

2. Закреплять умение слушать объяснение воспитателя, понимать его, действовать по его просьбе, конструировать осмысленно.

3. Развивать моторику мышц рук, элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.

4. Воспитывать желание доводить работу до конца, отзывчивость.

Оборудование :

Кубики, кирпичики, призмы, пластины

3 «Домик трёх медведей.»

Задачи:

1. Закреплять умение детей делать постройки с перекрытиями, располагая кирпичики вертикально по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу. 2. Продолжать формировать умение слушать объяснение воспитателя, понимать его, действовать по его просьбе, конструировать осмысленно.

3. Развивать моторику мышц рук, элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.

Оборудование :

Кубики, кирпичики, призмы,пластины

4 «Домики для трёх поросят»

(конструирование из бросового материала)

Задачи :

1. Продолжать формировать умение создавать постройки по схемам.

2. Развивать желание строить для кого-либо. 3. Формировать навыки конструирования, развивать творчество, умение усложнять свои конструкции.

4. Формировать умение строить постройки из подручного материала (коробочек).

4. Закреплять умение аккуратно склеивать, плотно прижимать детали.

Оборудование :

Кубики, кирпичики, призмы,пластины

Апрель

1 «Диванчик для куклы».

Задачи :

1. Закрепление умения детей строить по схемам.

2. Закреплять знания детей названия строительных деталей.

3. Подвести детей к самостоятельному созданию постройки, обыгрыванию её

4. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование :

кирпичики, кубики, пластины, маленькие игрушки.

2 «Стульчик для Мишки».

Задачи :

1. Закрепление умения детей строить по схемам.

Закреплять знания детей названия строительных деталей.

2. Подвести детей к самостоятельному созданию постройки, обыгрыванию её

3. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование :

Строительный материал : кирпичики, кубики, пластины, маленькие игрушки.

3 «Мебель для трёх поросят»

Задачи:

1. Формировать умение детей строить постройку по схеме, преобразовывать её способом удлинения, различать и называть строительные детали.

2. Уточнить представление детей о предметах мебели и их назначении; закрепить знание детьми частей, из которых состоит мебель; учить описывать мебель, комнату;

3. Развивать стремление к игровому общению, развивать внимание, логическое мышление, речь

4. Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки, фантазию, самостоятельность.

Оборудование :

кирпичики, кубики, пластины, маленькие игрушки

4 «Человечки»

(конструирование из природного материала)

Задачи :

1. Закреплять умение работать с природным материалом.

2. Развивать творческие способности детей, умение преображать один предмет в другой при помощи пластилина и веточек.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование :

Еловые шишки, веточки, жёлуди, пластилин, стеки, подкладные листы, доски.

Май

1-3 Конструирование по желанию детей.

1. Закреплять знаний детей приёмов конструирования

2. Закреплять умения работать по схемам.

3. Воспитывать желание строить из строительного материала.

Оборудование :

кирпичики, кубики, пластины, призмы, цилиндры маленькие игрушки

Ожидаемый результат

-Устанавливают связи между реальными предметами и отображающими их конструкциями ; целенаправленно рассматривать и создавать простейшие постройки (дорожка, заборчик и т. д).

-Умеют узнавать, различать, правильно называть, свободно использовать детали строительного материала

-Усвоили способы конструирования из строительных материалов : соединение, приставление, наложение, размещение впритык или на расстоянии друг от друга.

-Умеют пользоваться простейшими схемами и создавать по ним постройки.

- Развиты художественное восприятие, наглядное мышление, творческое воображение.

Методический инструментарий

Формы и методы

-Словесный (беседы, рассказы воспитателя) ;

-Игровой ;

-Наглядный (рассматривание иллюстраций, слайдов, выставка поделок);

-Практический (изготовление построек, показ технологических приёмов).

Приёмы

-соединение,

-приставление,

-наложение,

-размещение впритык или на расстоянии друг от друга.

Средства обучения

-картинки по теме ;

-слайды.

-образцы.

Методический аппарат

Рекомендации

Инструкции

Список литературы

1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 73

«Алёнушка»»

2.«Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования.

3. З. В. Лишьван «Конструирование»

4. И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду» вторая младшая группа.

5. Г. Н. Година, Э. Г. Пилюгина «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста».

Принципы

Правила безопасности

Соблюдать аккуратность при работе со строительным материалом.

Оборудование

- Набор строительного материала «Строитель»

-Мелкие игрушки

-Пластилин

-Бросовый материал (коробочки)

-Природный материал

Заключение

Проводимая мною работа показала, что системность деятельности с использованием набора строительного материала «Строитель» способствует прочным навыкам и развитию творческих способностей у детей младшего возраста.

Результаты педагогической деятельности показывают :

детей появился высокий интерес к конструированию из строительного материала и творческая активность ;

детей хорошо развиты сенсорные способности и навыки ;

-хорошо развита координация рук и мелкая моторика;

-выполняют задания самостоятельно, часто конструируют в свободное время.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста Тема: «Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста» Цель: изучить особенности и возможности развития.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театрализованная игра привлекает всех ребят, но дети младшего возраста, боятся групповой деятельности. Как привлечь малышей к театрализованным.

Каталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возрастаКаталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возраста Конструирование во второй младшей группе тесно связано с игрой. Используя игрушки и игровые ситуации, дети учатся применять строительные.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» (Никитина. Б. Н.). Ранни возраст-это возраст интеллектуального развития ребенка,так как в старшем дошкольном возрасте значительно сложнее.

Мастер-класс на тему «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного материала»Мастер-класс на тему «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного материала» Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны.

Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи.

Развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста Развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Степченкова Жанна.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры «В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала»
Опубликовано: 13 апреля 2017 в 15:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Каплина (УИ 462647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД