Марина Каплина
Программа «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Программ по дополнительному образованию
«Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного
возраста с помощью строительного материала «Строитель».»
Автор :
воспитатель Каплина Марина Игоревна
Шарья – 2017 г.
1
Пояснительная записка
Публикация «Программа „Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала“» размещена в разделах
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Термин «конструирование» произошло от латинского слова construere, что означает «создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей и элементов» («Энциклопедический словарь по психологии и педагогике»).
Лев Николаевич Толстой сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.
А. С Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками — материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н. Н. Поддьяков).
Исследования Л. A. Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, т. к. в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом.
Цель :
- Создание построек из строительного материала, природного и бросового материала.
Задачи :
-Устанавливать связи между реальными предметами и отображающими их конструкциями ; целенаправленно рассматривать и создавать простейшие постройки (дорожка, заборчик и т. д).
-Формировать умение детей узнавать, различать, правильно называть, свободно использовать детали строительного материала
- Содействовать освоению способов конструирования из строительных материалов : соединение, приставление, наложение, размещение впритык или на расстоянии друг от друга.
- Формировать умения пользоваться простейшими схемами и создавать по ним постройки.
- Развивать художественное восприятие, наглядное мышление, творческое воображение.
Актуальность:
Дети младшего возраста не умеют строить из строительного материала постройки, пользоваться природным материалом, пользоваться схемами, обыгрывать постройки ; не развито конструктивное мышление.
Новизна
Знакомством с новым игровым материалом – конструктором,развитие конструктивного мышления, развитие сюжета для сюжетно-ролевых играх,
Принципы отбора материала
Доступность, наглядность, возрастные особенности, безопасность.
Содержание
Деятельность проводится один раз в неделю продолжительностью по 15 минут.
Сентябрь
1 «Дорожка»
Задачи:
1. Формировать умение строить длинные и короткие дорожки, используя кирпичики.
2. Закреплять цвет, понятие узкий, широкий.
3. Формировать умение обыгрывать постройки.
Продолжать воспитывать желание строить, развивать творческие способности детей.
Оборудование :
По 2 кирпичика разного цвета на каждого ребёнка и по маленькой машинке.
2 «Разные дорожки.
Задачи :
1. Закреплять знания о длине и цвете.
2. Формировать умение подбирать детали такого же цвета, использовать свою постройку в игре. 3. Воспитывать интерес к конструированию.
Оборудование:
по 2 длинных пластины и по 2 кирпичика покороче на каждого ребёнка и по 2 игрушки-животного.
3 «Волшебная змейка»
Задачи :
1. Продолжать знакомить с деталями конструктора. Закреплять умение соединять кирпичики.
2. Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки.
3. Развивать умение работать в коллективе.
4. Воспитывать усидчивость, мелкую моторику.
Оборудование:
По 3 кирпичика на каждого ребенка
4 «У дорожки выросли грибы»
(конструирование из природного материала, коллективная работа)
Задачи :
1. Закрепить представление детей о грибах, создать условия для выбора деталей и способа конструирования.
2. Вызвать желание конструировать и работать вместе, создавая коллективную работу.
3. Поддержать стремление к различным видам конструирования.
4. Закрепить знание деталей строительного материала.
Оборудование :
пластилин, сосновые шишки, скорлупки грецких орехов, кирпичики, мох.
Октябрь
1 «Заборчик для игрушек»
Задачи:
1. Закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу, ставя, их плотно друг к другу.
2. Развивать у детей желание сооружать постройки.
3. Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки.
Оборудование:
игрушки, кирпичики.
2 «Низкий и высокий заборчик»
Задачи:
1. Закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу, ставя, их плотно друг к другу.
2. Дать детям возможность построить два разных заборчика : высокий и низкий.
3. Сравнить их по высоте.
4. Развивать у детей желание сооружать постройки.
постройки.
Оборудование:
Маленькая и большая игрушки, кирпичики разной длинны.
3 «Изгородь для животных» Задачи:
1. Формировать умение детей строить изгородь, плотно ставить кирпичики друг к другу, соединять ровно, ставить на длинную узкую сторону.
2. Продолжать формировать умение выделять детали строительного материала : кубик, кирпичик, призма.
3. Развивать мышцы рук; внимание, память, глазомер.
4. Воспитывать взаимопомощь, сочувствие; любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование:
Маленькие игрушки, кирпичики.
4 Изгородь.
(конструирование из природного материала)
Задачи :
1. Закрепить знание детей о том что такое – изгородь. Показать способ конструирования из природного материала – веточек.
2. Развивать творчество детей, желание конструировать из материала, который можно найти в окружающем мире.
Оборудование :
Пластилин, веточки.
Ноябрь
1 «Башня»
Задачи :
1. Дать представление о башне, как сооружении.
2. Закрепить способ конструирования вертикальной постройки.
3. Создать условия поиска вариантов постройки башни из кубов и полукубов, формировать умение находить нужные детали.
4. Закреплять знания формы, цвета.
Оборудование:
Кубы, полукубы, картинки башни.
2 Низкая и высокая башни
Задачи :
1. Уточнить представление о башне,как высоком сооружении.
2. Помочь осмыслить структуру : крыша, стены, подвести детей к поиску способа изменения высоты постройки.
3. Развивать ассоциативное восприятие, мышление, воображение.
4. Воспитывать любознательность, активность
Оборудование :
Кубы, полукубы, картинки различных башне.
3 Пирамида
Задачи :
1. Дать представление о пирамиде, как о сооружении.
2. Предложить сравнить пирамиду и башню, найти различие и сходство.
3. Формировать умение сравнивать и группировать детали по размеру.
Оборудование :
комплекты емкостей- вкладышей, коробочек разной величины, комплекты цилиндров разного размера, демонстрационный материал (фотографии), пирамидки, матрёшки.
4 Птички и рыбки.
(конструирование из природного материала)
Задачи :
1. Закрепить знания детей о конструировании из природного материала.
2. Вызвать интерес к обследованию шишек и поиску ассоциативных образов в создании фигурок.
3. Дать понятие что из одного материала можно сделать различные фигурки. Показать способы соединения деталей.
4. Развивать творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Пластилин, шишки, перья.
Декабрь
1 «Горка для куклы Кати»
Задачи:
1. Формировать умение строить горку, приставляя детали (кубики, призму, кирпичик) друг к другу, делать постройку устойчивой.
2. Формировать умение различать и называть четыре основных цвета.
3. Развивать стремление к игровому общению, речевую активность, умение контактировать с взрослыми и сверстниками.
4. Воспитывать бережное отношение к конструктору.
Оборудование:
кукла, на каждого ребенка – 3 кирпичика, 1 призма, 1 кубик.
2 «Горка с лесенкой»
Задачи :
1. Формировать умение строить горку с лесенкой, помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками.
2. Формировать умение называть детали строительного набора,
выделять из каких деталей построена лесенка. 3. Закреплять цвет, количество.
Оборудование:
кукла, на каждого ребенка – 3 кирпичика, 1 призма, 4 кубика
3 «Горка из снега»
(коллективная работа)
Задачи :
1. Формировать умение строить горку из снега, показать способ постройки.
2. Дать понятие что снег может быть строительным материалом.
3. Воспитывать желание работать вместе, дружно, помогать друг другу.
4 «Игрушки на ёлку».
(конструирование из природного материала)
Задачи :
1. Вызывать интерес в создании ёлочных игрушек. Инициировать освоение способов : скручивание и обёртывания
2. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать желание участвовать в подготовке Новогоднего праздника.
Оборудование :
Шишки, пластилин, фольга
Январь
1 «Автобус для зверят»
Задачи:
1. Формировать умение детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой.
2. Развивать речевую активность.
3. Воспитывать желание обыгрывать постройку.
Оборудование :
Кубики
2 «Машина грузовая»
Задачи:
1. Познакомить детей со схемами постройки, объяснить что это такое и как ими надо пользоваться
2. Формировать умение детей сооружать постройки из строительного материала, делать её устойчивой, используя приемы приставления и накладывания.
3. Формировать умение сообща делать общее дело: сооружать грузовик из строительного материала. Развивать воображение, речевую активность.
4. Воспитывать интерес к конструированию.
Оборудование :
Кубик, кирпичик, схема
3 «Транспорт на нашей улице»
Задачи:
1. Закреплять умение детей различать форму предметов; развивать действия анализа изображения объекта – дома, состоящего из двух частей (квадрата, треугольника) и поезда с достроенными и недостроенными вагонами, освоение действий по достраиванию незаконченного изображения вагонов.
2. Развивать речь, формировать умение отвечать на вопросы взрослого; обогащать двигательный опыт детей; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.
3. Воспитывать удовольствие от совместных действий и общения с взрослым.
Оборудование:
Кубики, кирпичики, цилиндры, призмы
Февраль
1 «Гараж»
Задачи:
1. Продолжать формировать умение пользоваться схемами.
2. Формировать умение детей выполнять постройку гаража посредством показа действий педагога.
3. Развивать зрительную память, кинестетическое восприятие посредством тактильно – двигательного обследования предмета.
Оборудование :
Схемы, кирпичики, призмы
2 «Ворота.»
Задачи :
1. Формировать умение изменять постройку воспитателя, преобразовывая её в высоту, при этом называя детали.
2. Побуждать детей воспроизводить два-три вида ворот, используя разные детали строительного материала (кирпичики, кубики).
Оборудование :
Кубики, кирпичики
3 «Гараж с воротами»
Задачи:
1. Формировать умение детей выполнять постройку гаража посредством показа действий педагога.
2. Развивать зрительную память, кинестетическое восприятие посредством тактильно – двигательного обследования предмета.
3. Воспитывать у детей интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними.
Оборудование:
Кирпичики, кубики, призмы
4 «Рыбки»
(конструирование из природного материала)
Задачи :
1. Формировать умение работать с природным материалом.
2. Развивать творческие способности детей, умение преображать один предмет в другой при помощи пластилина.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование :
Еловые шишки, пластилин, стеки, подкладные листы, доски.
Март
1 «Домик»
Задачи :
1. Продолжать формировать умение создавать постройки по схемам.
2. Развивать желание строить для кого-либо, украшая постройку, используя различное цветовое решение. 3. Формировать навыки конструирования, развивать творчество, умение усложнять свои конструкции.
Оборудование :
Кубики, кирпичики, призмы, пластины
2 «Теремок для матрешки»
Задачи:
1. Формировать умение детей делать постройки с перекрытиями, строить теремок, располагая кирпичики вертикально по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу.
2. Закреплять умение слушать объяснение воспитателя, понимать его, действовать по его просьбе, конструировать осмысленно.
3. Развивать моторику мышц рук, элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.
4. Воспитывать желание доводить работу до конца, отзывчивость.
Оборудование :
Кубики, кирпичики, призмы, пластины
3 «Домик трёх медведей.»
Задачи:
1. Закреплять умение детей делать постройки с перекрытиями, располагая кирпичики вертикально по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу. 2. Продолжать формировать умение слушать объяснение воспитателя, понимать его, действовать по его просьбе, конструировать осмысленно.
3. Развивать моторику мышц рук, элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.
Оборудование :
Кубики, кирпичики, призмы,пластины
4 «Домики для трёх поросят»
(конструирование из бросового материала)
Задачи :
1. Продолжать формировать умение создавать постройки по схемам.
2. Развивать желание строить для кого-либо. 3. Формировать навыки конструирования, развивать творчество, умение усложнять свои конструкции.
4. Формировать умение строить постройки из подручного материала (коробочек).
4. Закреплять умение аккуратно склеивать, плотно прижимать детали.
Оборудование :
Кубики, кирпичики, призмы,пластины
Апрель
1 «Диванчик для куклы».
Задачи :
1. Закрепление умения детей строить по схемам.
2. Закреплять знания детей названия строительных деталей.
3. Подвести детей к самостоятельному созданию постройки, обыгрыванию её
4. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование :
кирпичики, кубики, пластины, маленькие игрушки.
2 «Стульчик для Мишки».
Задачи :
1. Закрепление умения детей строить по схемам.
Закреплять знания детей названия строительных деталей.
2. Подвести детей к самостоятельному созданию постройки, обыгрыванию её
3. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование :
Строительный материал : кирпичики, кубики, пластины, маленькие игрушки.
3 «Мебель для трёх поросят»
Задачи:
1. Формировать умение детей строить постройку по схеме, преобразовывать её способом удлинения, различать и называть строительные детали.
2. Уточнить представление детей о предметах мебели и их назначении; закрепить знание детьми частей, из которых состоит мебель; учить описывать мебель, комнату;
3. Развивать стремление к игровому общению, развивать внимание, логическое мышление, речь
4. Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки, фантазию, самостоятельность.
Оборудование :
кирпичики, кубики, пластины, маленькие игрушки
4 «Человечки»
(конструирование из природного материала)
Задачи :
1. Закреплять умение работать с природным материалом.
2. Развивать творческие способности детей, умение преображать один предмет в другой при помощи пластилина и веточек.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование :
Еловые шишки, веточки, жёлуди, пластилин, стеки, подкладные листы, доски.
Май
1-3 Конструирование по желанию детей.
1. Закреплять знаний детей приёмов конструирования
2. Закреплять умения работать по схемам.
3. Воспитывать желание строить из строительного материала.
Оборудование :
кирпичики, кубики, пластины, призмы, цилиндры маленькие игрушки
Ожидаемый результат
-Устанавливают связи между реальными предметами и отображающими их конструкциями ; целенаправленно рассматривать и создавать простейшие постройки (дорожка, заборчик и т. д).
-Умеют узнавать, различать, правильно называть, свободно использовать детали строительного материала
-Усвоили способы конструирования из строительных материалов : соединение, приставление, наложение, размещение впритык или на расстоянии друг от друга.
-Умеют пользоваться простейшими схемами и создавать по ним постройки.
- Развиты художественное восприятие, наглядное мышление, творческое воображение.
Методический инструментарий
Формы и методы
-Словесный (беседы, рассказы воспитателя) ;
-Игровой ;
-Наглядный (рассматривание иллюстраций, слайдов, выставка поделок);
-Практический (изготовление построек, показ технологических приёмов).
Приёмы
-соединение,
-приставление,
-наложение,
-размещение впритык или на расстоянии друг от друга.
Средства обучения
-картинки по теме ;
-слайды.
-образцы.
Методический аппарат
Рекомендации
Инструкции
Список литературы
1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 73
«Алёнушка»»
2.«Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования.
3. З. В. Лишьван «Конструирование»
4. И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду» вторая младшая группа.
5. Г. Н. Година, Э. Г. Пилюгина «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста».
Принципы
Правила безопасности
Соблюдать аккуратность при работе со строительным материалом.
Оборудование
- Набор строительного материала «Строитель»
-Мелкие игрушки
-Пластилин
-Бросовый материал (коробочки)
-Природный материал
Заключение
Проводимая мною работа показала, что системность деятельности с использованием набора строительного материала «Строитель» способствует прочным навыкам и развитию творческих способностей у детей младшего возраста.
Результаты педагогической деятельности показывают :
-у детей появился высокий интерес к конструированию из строительного материала и творческая активность ;
-у детей хорошо развиты сенсорные способности и навыки ;
-хорошо развита координация рук и мелкая моторика;
-выполняют задания самостоятельно, часто конструируют в свободное время.