Нина Николаевна Купряева
Педагогический проект «Народные праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы вправе, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры,которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получит развитие». Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним, привязанности к своей стране, стремлением сохранять и уважать культурные ценности и традиции народа.
Публикация «Педагогический проект „Народные праздники“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Сегодня идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Это прослеживается во всех нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Одна из задач ФГОС ДО – это формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и быта человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах, закрепляется социальное поведение, помогающее ребенку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь не возможно, представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Технологическая карта работы над проектом
1 Название проекта «Народные праздники»
2 Тема проекта «Воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской культуре через народные праздники»
3 Проблемное поле проекта. Недостаточно сформированы первичные представления об отечественных традициях и праздниках.
.
4 Цель Развивать первоначальные представления у детей о народных праздниках.
5 Задачи знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них
расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки) учить использовать их в активной речи
знакомить детей с русским народным бытом
формировать патриотическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей
формировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей
6 Сценарий совместной деятельности по решению задач:
изучить проблему формирования патриотических чувств у дошкольников.
Выбрать формы и методы по формированию у дошкольников представлений о народных праздниках.
Разработать проект, направленный на ознакомление дошкольников с народными праздниками.
Обогатить развивающую среду группы по данной теме.
Осуществить взаимодействие специалистов и родителей
7 Описание продукта, полученного в результате проекта :
Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Разработанные сценарии народных праздников и развлечений с детьми.
Презентация проекта
8 Вид проекта : познавательный
9 Состав участников: дети старшей группы, родители, педагоги детского сада
10 Интеграция образовательных областей
№
пп Название образовательной области Содержание Задачи
1 Познавательное развитие знание истории народных праздников,
русского народного костюма формировать у детей общее представление о народных праздниках.
2 Речевое развитие использование детьми в активной речи произведений народного фольклора (потешки, считалки, загадки, заклички и приговорки, пословицы и поговорки). Увеличение словарного запаса, развивать фонематический слух, дикцию и артикуляцию.
3 Социально-коммуникативное развитие осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках Объединить детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
4 Художественно-эстетическое развитие продуктивная деятельность по народно-прикадному искусству развивать художественно – творческую активность детей.
5 Физическое развитие Использование народных подвижных игр Оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывать смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивать смекалку, находчивость, творческую выдумку.
11 Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :
Ожидаемые результаты:
• Создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской избы», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;
• Сформированы устойчивые знания и интерес к истории народных праздников, создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно – прикладному искусству;
• Установлены партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и развлечений.
• Педагоги повысили свою компетентность по проблеме формирования патриотических чувств через знакомство детей старшего дошкольного с народными праздниками.
12 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
в ДОУ создана безопасная развивающая среда, имеется телевизор, музыкальный центр, в группе создана «Русская изба», уголок по изо. деятельности, приобретены наглядные пособия по народным промыслам, имеются различные костюмы и атрибуты для проведения русских народных праздников, предметы народного декоративно-прикладного искусства.
13 Планируемое время на реализацию проекта по этапам