Ольга Малахова
Педагогический проект «Народы нашего края — телеуты»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Народы нашего края-телеуты»
Цель проекта :
Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества через все доступные средства, формирующих: базис личной нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родному краю, развитие чувства ответственности и гордости. Способствовать расширению нравственно патриотических представлений детей и формировать у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям, отличающихся от них самих.
Публикация «Педагогический проект „Народы нашего края — телеуты“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Задачи проекта :
1. Создать условия для реализации проекта по выбранной теме.
2. Формировать симпатию и уважительное отношение к людям, отличающимся от них самих (формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям.)
3. Формировать первоначальные представления и элементарные знания об истории и культуре родного края.
4. Познакомить обучающихся с укладом жизни, культурой и традициями телеутов, народа проживающего на территории Кемеровской области.
5. С помощью экспонатов мини-музея активизировать в речи детей названия атрибутов, экспонатов музея.
6. Воспитывать интерес к культуре, декоративно-прикладному искусству телеутов.
7. Воспитывать чувства патриотизма, общности, дружбы и единства, толерантности к людям различных национальностей.
Этапы и сроки реализации проекта 2018 – 2019 гг.
1. I этап - подготовительный: сентябрь – ноябрь 2018 года.
Изучение педагогической, методической и специальной литературы по данной теме, анализ проблемы, инновационных методик.
Определение проблемы, цели и задач исходя из интересов и потребностей обучающихся и родителей, основных направлений реализаций проекта и ожидаемых результатов.
Создание условий для реализации проекта и информирование родителей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2. II этап - основной: декабрь 2018г. – апрель 2019г.
Внедрение проекта в единый образовательный процесс.
Формирование знаний, системных представлений, организация совместных мероприятий педагогов, дошкольников.
Ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников
Установление партнерских отношений обучающихся, педагогов и родителей в реализации проекта.
3. III этап - заключительный: май 2019года.
Презентация проекта
Обобщение и распространение педагогического опыта работы по данной проблематике.
Перечень основных мероприятий при реализации проекта
1. Создание условий и предметно – развивающей среды, способствующих формированию нравственно-патриотических чувств обучающихся.
2. Разработка системы организационных мероприятий с участниками воспитательно – образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, направленных на реализацию поэтапно – перспективного планирования
3. Выставка продуктивной деятельности детей.
4. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам формирования нравственного воспитания обучающихся.
5. Разработка практических материалов для реализации проекта.
6. Выпуск газет, журналов, листовок, буклетов, плакатов, направленных на повышение педагогической грамотности родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Целевые группы проекта Дети дошкольного возраста (5-7 лет, родители, педагоги, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре.
Методы и технологии, применяемые с обучающимися, в ходе реализации проекта
1. Личностно-ориентированная технология
2. Технология игрового обучения
3. Метод наблюдения и бесед
4. ИКТ (мультимидийные презентации, интерактивные игры)
Принципы реализации проекта •
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
• Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
• дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
• сочетание научности и доступности материала;
• наглядность;
• характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• профессиональная компетентность педагога;
• принцип от близкого к далекому;
• принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
• принцип учета региональных условий.
Ресурсное обеспечение (методическое и техническое) реализации проекта
1. Сбор экспонатов и организация малых музейных залов, во всех возрастных группах.
2. Видео и телеаппаратура, картотека презентаций.
3. Наглядный материал:
• Настольные и печатные игры;
• Плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие быт, культуру и традиции татарского народа;
• Методический инструментарий
• Авторский альбом с подбором дидактических игр
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто :
Создан малый музейный зал «Народы нашего края - телеуты»;
Разработано календарно-перспективное планирование, с учетом направленности на побуждение воображения, углубление интереса к культуре, традициям народно-прикладному искусству телеутского народа, проживающего на территории Кемеровской области;
Дети приобретут знания о телеутском народе, заселяющим территорию Кемеровской области и начнут проявлять интерес к жизни, укладу, сказкам и играм, отражая свои впечатления в продуктивной деятельности.
Повышение педагогической грамотности родителей : бесед, мастер - классов, анкетирования, разработка развлечений и досугов, совместных мероприятий;
Созданы учебно-методические материалы;
Представление проекта «Народы нашего края – телеуты»
Предполагаемые источники финансирования при реализации проекта Бюджетные и внебюджетные средства, спонсорская помощь
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
О мать-земля, о вечное небо,
Помогите нам
Не забыть прошлое,
Ибо без прошлого нет
Настоящего и будущего.
Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современного образовательного учреждения должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.
На современном этапе модернизации педагогической системы России ведущей тенденцией государственной политики является стандартизация образования. В связи с этим, назрела необходимость в осмыслении теории и практики внедрения всех его компонентов и национально-культурного компонента, в частности, так как исторически сложилось, что субъекты Российской Федерации представляют собой достаточно самобытные регионы, характеризующиеся особенностями условий проживания, социально-экономических, этнонациональных отношений. Реформирование системы общего образования в РФ, осуществляемое в настоящее время, может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем. Все это вместе взятое приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных, познавательных интересов воспитанников происходит путем изучения этно-культуры и приобщения к национальным ценностям. Подобный подход определяет и указывает пути возможной ее реализации на региональном уровне. Учет специфики национального и административно-территориального развития нашей страны обусловлен и социальным заказом на образование.
Федеральные государственные требования к ООП ДО ДОУ диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а Кузбасс, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности.
Были разработаны и реализуются на данном этапе работы проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом, культурой, традициями народностей, населяющих Кузбасс. С учетом возрастных особенностей были отобраны самые многочисленные народности, населяющие Кемеровскую область – татары, калмыки, телеуты и шорцы.
Проект строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Проект рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений народной культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Разработка системы организационных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивого интереса к истории прошлого, связи поколений через культуру коренных жителей Кузбасса.
2. Формирование у обучающихся этнокультурных ценностей в обеспечении толерантных и устойчивых отношений в обществе.
3. Сохранение этнокультурных ценностей региона и интеграция их в образовательное пространство.
4. Обеспечение условий для становления этнокультурной воспитанности детей 4–7 лет, этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества.
5. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, в том числе с родителями детей, посещающих центр дополнительного образования.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Перспективный план работы по реализации проекта
Старшая группа
Тема Задачи
«Изба»
«Юрта»
Славянские куклы-обереги. Знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы. Расширять словарный запас: изба, сруб, помочь, рубить, конек, крыльцо. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
Знакомство с ремёслами народов телеутов. Женское рукоделие, мужские ремесла.
Путешествие в прошлое одежды и посуды
Знакомство с куклами- оберегами, поделками из глины, дерева, ткани. Знакомить с кухонной утварью, одежды ее возникновением и использованием. Упражнять в ведении диалога. Развивать интерес к ремеслам наших предков.
Знакомство с куклами- оберегами.
Устное народное твор-чество -потешки, считалки, небылицы.
«Сказки Телеутского
Народа»
Народная игрушка телеутского народа-кукла-самоделка
Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. Расширять словарный запас: закрутка, самоделка, соломенная, стригунок. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.
Великий праздник -Пасха Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, ее обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значение. Развивать творческие способности. Воспитывать уважение к народным традициям
«Мой город родной - Прокопьевск»
Расширять и закреплять знания о родном городе, его достопримечательностях. Знакомить с историей возникновения. Воспитывать чувство любви к своему городу.
Создание поделок, рисунков по образцам изделий коренных жителей
Кузбасса. Знакомим воспитанников с духовной культурой народов Кемеровской области.
Перспективный план работы по реализации проекта
на 2018-2019 учебный год
подготовительная группа
Тема Задачи
1. Беседа о телеутским орнаменте.
2. Ручной труд «Платье для куклы» 1 Познакомить детей с телеутским орнаментом. Развивать творческие способности детей, художественный вкус. Воспитывать любовь к народному искусству.
3. Продолжать обучать силуэтному вырезанию из бумаги (одежду для картонной куклы в стиле татарской национальной одежды) и украшению орнаментом.
2. Беседа об орнаментальном творчестве телеутов
1. Закрепить умение детей вырезать форму тюльпана приемом предварительного складывания заготовки пополам; учить наклеивать несколько фигур друг на друга, варьируя их окраску и величину; учить детей размещать узорную фигуру на союзке башмачка, равномерно.
2. Познакомить детей с народным искусством телеутов, его видами, техникой, особенностями цветового композиционного строя, вызвать у детей желание создавать подобные орнаменты.
1. Занятие. Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы».
Учить различать женские и мужские телеутские головные уборы. Развивать интерес к культуре народов своего края. Продолжать учить украшать узором головные уборы.
2. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне, народных символах.
1. Лепка. Тема: Сапожки (чарык)
2. занятие «В гостях у хозяюшки» 1. Познакомить детей сапожным промыслом и элементами кожной мозаики. Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно составлять узоры. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения народных мастеров.
2. Познакомить детей с желищем телеутского народа. С тем, как строили жилище, вызвать интерес к традициям, уважения к старшим. Обогащать речь детей пословицами. Воспитывать интерес к композиции прошлого.
1. Чтение телеутских сказок, легенд.
Рисование «Кукла в национальном костюме»
2. Беседа «Телеутские игрушки и посуда» 1. Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.
2. Познакомить детей с телеутским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус. Воспитывать любовь к народному искусству.
1. Аппликация «Чарык»
2. Игра подвижная на состязание «Бег в мешке» 1. Учить детей вырезать форму обуви, украшать ее элементами татарского орнамента, продолжать учить подбирать цвета, вырезать симметричные формы из бумаги сложенной вдвое.
2. Развивать двигательные, скоростные, скоростно-силовые навыки, ловкость, силу, прыгучесть.
1. Лепка «Курмуш»
2. Музыкально-фольклорная игра «Малакай» 1. Продолжать учить лепить округлую форму, использовать прием углубления и отщипывания. Учить составлять орнаменты, используя бисер
2. Закрепит умение воспроизводить движения под музыку.
1. Создание коллекций
«Национальный костюм»
2. Татарская народная игра «Минижип» 1. Конкретизировать представления о традиционном костюме татарского народа.
2. Создавать условия для свободного самовыражения детей в игре, поощрять музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении, развивать творческие способности.
1. Показ настольного театра
«Чорчок» 1. Обучать приёмам показа настольного театра. Развивать фантазию
1. Ручной труд «Украшение подушки»
2. Учить детей вырезать розеточную форму цветка гвоздики, используя приемы складывания квадрата пополам три раза, наклеивать одну форму на другую; развивать художественный вкус при подборе и сочетании цветов с окраской основы.
1. Беседа
«Национальные блюда телеутского народа»
2. Украшение коврика коллективная аппликация 1. Закрепление названий национальных блюд (тутмаш, пелемени) .
2. Закрепить умения детей в изображении элементов орнамента приемами симметричного и силуэтного вырезания (цветов, листьев); учить строить композицию и колорит украшения коврика в центре прямоугольной фигуры.
1. Дидактические игры: «Назови национальный костюм».
2. Беседа о народных традициях. 1. Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о телеутском национальном костюме.
Познакомить детей с историей национального костюма.
Развивать творческие способности детей.
2. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта телеутского народа.
1. Рассматривание книг и иллюстраций по творчеству телеутов.
2. Дидактическая игра «Чье подворье?» 1. Развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к телеутскому народной культуре.
2. Систематизировать представления детей о домашних животных.
1. Беседа: «Расширение знаний детей о ремеслах телеутского народа». 1. Расширить представления об образе жизни татарского народа.
1. Давайте жить дружно.
1. Познакомить детей с устным творчеством телеутского и русского народа. Развивать образное восприятие сказок. Донести до сознания детей, что творчество русского и телеутского народов имеют общие черты.
Воспитывать толерантность.
1. Быт и традиции
1. Закрепить знания ранее полученного материала: основные составляющие национального костюма. Познакомить детей с телеутским орнаментом. Учить создавать декоративный узор способом аппликации, располагая элементы на тюбетейке, подбирая их цветовые сочетания. Закреплять умение вырезать фигуры тюльпана и розетки, учить вырезать листья с острыми и закругленными зубчиками с одной стороны. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус. Воспитывать любовь к народному искусству, к обычаям и традициям своего народа.
1. Составление и рисование орнаментов.
2. Посещение музея детского сада 1. Раскрыть характерные черты телеутских узоров; упражнять детей в составлении целого из двух - четырех частей.
2. Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Воспитывать интерес к народному быту телеутов.
1. Выставка детского творчества «Наши сказки»
2. Викторина «Традиции бачатских телеутов». 1. Развивать воображение, творческую активность.
2. Закрепить знания о традициях и обычаях телеутского народа.
1. Украшение узором союзки башмачка
2. Беседа о телеутском народном искусстве 1 Закрепить умение детей вырезать форму тюльпана приемом предварительного складывания заготовки пополам; учить наклеивать несколько фигур друг на друга, варьируя их окраску и величину; учить детей размещать узорную фигуру на союзке башмачка, равномерно.
2. Закрепить знания детей об особенностях татарского народного искусства; воспитывать уважение к культуре и искусству телеутского народа.
Перспективный план работы с родителями
на 2018-2019 учебный год
№ Месяц Тема Форма организации
1. Сентябрь. Музей – что это? Консультации
2. Октябрь Телеуты - коренной народ Кузбасса Беседы, консультации
3. Ноябрь. Телеутский орнамент в предметах домашнего обихода: вышивка, резьба, художественная керамика, аппликация.
Выставка
4. Декабрь. Жил Пажи –телеутский Новый год Круглый стол
5. Январь. Самый лучший телеутский национальный костюм Конкурс рисунков
6. Февраль. Национальный праздник телеут – «пельменек» Праздник
7. Март. «Песни телеутских народов» Консультация
8. Апрель. Художественная керамика. Лепка кувшинов. Украшение. Открытое занятие «Мастерская умелых рук»
9. Май. «Теле – Каан» Праздник. Оформление папок – передвижек по ознакомлению с телеутскими народными играми и праздниками.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
• Проектная деятельность позволяет определить уровень сформированности культуры и полученных знаний по истории, культуре и быту коренных народов проживающих в Кузбассе, подобрать методику обучения, спланировать образовательный процесс и проследить динамику знаний обучающихся. Сформировать у детей чувство причастности к истории нашей области через знакомство с народными праздниками и традициями.
• Накопить опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров коренных народов, ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
• Развить художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Сформировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства коренных народов Кемеровской области, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
• Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).
• стимулировать и поощрять уважительное отношение к малым народностям, толерантность;
• формировать стойкую убежденность о важности мирного существования.
Результаты исследования используются в следующих видах деятельности:
• планировании образовательной, воспитательной и коррекционной работе с воспитанниками;
• отборе программных общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;
• использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
• создании предметно – развивающей среды в группе;
• организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
• определении временной нагрузки на каждого ребёнка.
Исходя из поставленных задач, показатели развития знаний сформированности представлений о истории, культуре и быте коренных народов проживающих в Кузбассе на разных возрастных этапах следующие:
Старшая группа.
Показатели развития:
• о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве;
• устном народном творчестве - заклички, колядки, небылицы, считалки;
• истории возникновения книги, азбуки и ее предшественниках;
• истории возникновения предметов быта: ложка, зеркало, часы - и их предшественников.
Знать и объяснять значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы; значение народных праздников и гуляний: ярмарка, Масленица, Рождество, Пасха.
Подготовительная группа:
Показатели развития:
• о русской печке, ее назначении, приспособлениях: ухват, кочерга, деревянная лопата, помело;
• о народной кукле-обереге, народных игрушках, телеутских народных игрушках : «Крупеничка», «Кубышка- травница», «Колокольчик», «Кукла- Пасха», «Коляда», «Спиридон- Солнцеворот», «Десятиручка», «Коза», «Неразлучники», «На счастье», матрешке; игрушке из глины (каргопольской, филимоновской, дымковской);
• видах женского рукоделия, мужских ремесел, народных промыслов;
• народных праздниках : Масленица, Рождество, Пасха, их традициях;
• о истории возникновения денег, лампочки, и других предметов быта их предшественников.
• Понимать и объяснять значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод. Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить интеллект, возможность развить в ребенке творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаи-моотношений со взрослыми и сверстниками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ботякова, О. А. Российский этнографический музей -детям : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / О. А. Ботякова, Л. К. Зязева, С. А. Прокофьева. - СПб. : Детство-Пресс, 2001.
2. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М. Б. Зацепина. -М. : Педагогическое общество России, 2004.
3. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Дошкольное образование / под ред. И. А. Кузьмина // Истоковедение. Т. 5. - М. : Изд. дом «Истоки», 2005.
5. 7. Тихонова, М. В. Красна изба. : знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.
8. Ботякова, О. А. Солнечный круг : детский народный календарь : в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений / О. А. Ботякова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.
9. Данилина, Г. Н. Дошкольнику -об истории и культуре России : пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Г. Н. Данилина. - М. : Аркти, 2003.
10. Зеленова, К Г. Мы живем в России. Гражданско-патрио-тическое воспитание дошкольников / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Оси-пова. - М. : Скрипторий 2003, 2010.
11. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет : разраб. занятий / сост. Р. А. Жукова. -Волгоград : Корифей, 2008.
12. Карачунская, Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ : интегрированные занятия / Т. Н. Карачунская ; под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
13. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа / О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
14. Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа : методическое пособие / Л. В. Кокуева. - М. : Аркти, 2005.
15. Натарова, В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств:
практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / авт. -сост. В. И. Натарова [и др. ]. - Воронеж : ТЦ «Учитель», 2005.
16. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб :Детство – Пресс, 2003.