Педагогический проект «От Святок до Сочельника: годовой цикл народных праздников»

Светлана Дидыченко
Педагогический проект «От Святок до Сочельника: годовой цикл народных праздников»

Педагогический проект «От Святок до Сочельника: годовой цикл народных праздников

Автор проекта: С. В. Дидыченко музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад№3» г. Микунь 2016г.

«…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,

САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ

ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,

ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО

НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…

В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО

ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».

М. И. КАЛИНИН.

I. Паспорт педагогического проекта «От Святок до Сочельника»

(годовой цикл народных праздников).

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.

Масштаб проекта: внутри МБДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего вида» г. Микунь.

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, воспитатель по коми языку.

Возраст детей: 4 - 6 лет (средняя - старшая группы).

Объект исследования: коми и русские народные календарные праздники.

Продолжительность: долгосрочный с января 2016 г. - по февраль2017 г.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта: Приобщение детей среднего и старшего дошкольного возраста к русской и коми народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками. Приобщение родителей к участию в образовательной и творческой деятельности детей.

Основные задачи проекта:

Познакомить детей с народными календарными праздниками и традициями, которые отмечают в разные времена года;

Создать необходимые условия по приобщению дошкольников к русской народной культуре через организацию и проведение народных праздников.

Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми, используя все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской и коми народной культуры.

Воспитывать интерес и любовь к русской и коми национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, воспитание патриотизма.

Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение народных праздников и к совместному творческому процессу с детьми и воспитателями по реализации проекта.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Проект построен на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей детей;

доступность материала, постепенность его усложнения;

принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора.

Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по приобщению дошкольников к народной культуре, традициям через организацию и проведение народных календарных праздников.

Основные приоритетные направления в работе с детьми по приобщению их к истокам народной культуры.

1. Создание атмосферы национального быта (оформление в группе центров народной

культуры, пополнение мини-музея «Коми изба» экспонатами, пополнение атрибутами предметно-развивающей среды группы и музыкального зала).

2. Знакомство с традиционными народными праздниками и участие в них.

3. Знакомство с народным искусством: народные росписи, орнаменты, игрушки,

костюмы, инструменты, блюда и др.

4. Знакомство с коми и русскими народными играми, хороводами, песнями.

5. Широкое использование устного народного творчества, произведений фольклора в

образовательной и досуговой деятельности.

Социальная значимость проекта.

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи и дух свободы творчества, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, сказки.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Значение народных праздников велико: они развивают интерес к культуре, языку, истории народа; воспитывают интерес и уважение к другим культурам; через праздники проецируется быт и взрослая жизнь, складывается единая система представлений о мире; объединяются люди разных поколений. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки. Все эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание и находят отклик в душе ребёнка. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Проблема. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколения. Это очень опасно – лишить ребёнка исторической памяти. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами. Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о коми и русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.

Гипотеза: Если знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества начиная с раннего возраста, то дети будут знать истоки национальной культуры.

При составлении проекта руководствовались программами:

Образовательной программы МБДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего вида» г. Микунь

Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования (пилотный вариант) «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой -2014г.) по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Программы развития и воспитания детей в ДОУ Республики Коми «ПАРМА», 2010г.

Программой «ОБЕРЕГ» (комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду) Борониной Е. Г., 2003г.

II. Содержание проекта.

В данном проекте раскрыто конструктивное решение проблемы приобщения детей к культурному наследию через проведение в детском саду народных праздников.

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник коми шаньги», «Здравствуй, Акань, коми кукла!», «Коми игрушки», коми посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки, гуляния – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал. Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек.

Для полноценного изучения народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского и коми фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка.

Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений.

Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость.

Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Кроме народных фольклорных праздников, данный проект знакомит детей с народными играми и песнями, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского и коми народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Праздники создают пространство духовно-нравственной культуры. Подготовка к ним включает различные виды детской деятельности, взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, младшее и старшее поколение).

Виды деятельности, помогающие детям приобщиться к культурным событиям и процессам:

чтение и инсценирование сказок, обсуждение библейских рассказов;

воспроизведение древних обрядов, детских народных игр, песен;

рассматривание предметов труда и быта коми и русского народа, рисование орнаментов;

рассматривание репродукций с картин художников, изображающих народные гуляния и праздники;

обсуждение праздников и исторических дат;

придумывание своих праздников и традиций.

Структурной основой для планирования являются календарные культурно-исторические ритмы: природные, народные, церковные - годовой круг календаря, совпадающий с естественными жизненными ритмами. Активное соучастие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику, в настраивании на него происходит по ходу текущей жизни и может включать в себя: традиционные игры и хороводы, связанные с приближающимся праздником, уборка и изменение интерьера к празднику, украшение помещений.

Планирование совместной работы педагогов, детей и их родителей происходит на родительских встречах, в совместной деятельности воспитателей и специалистов с детьми следующим образом:

информирование о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональное наполнение праздника;

рассмотрение природных и культурных явлений, сопровождающих праздник;

практическая часть (знакомство с различными видами устного народного творчества; разучивание текстов песен, хороводов, игр)

творческая часть (приобщение родственников и знакомых к изучаемым традициям;

техническая часть (обсуждение технических деталей, дополнительная информация, установление сроков мероприятий, выбор ответственных).

Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям среднего - старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству: «Полочка народного декоративно - прикладного искусства». В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской и коми кухне, по народным праздникам «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха» и другие.

Большую роль в работе по приобщению к народному творчеству играет музей национальной культуры «Коми изба», созданный сотрудниками детского сада.

«Коми изба» стала любимым местом пребывания наших воспитанников.

Основной формой работы по реализации проекта являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

Наряду с праздниками остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.

В детском саду проводятся следующие народные праздники: Осенние посиделки, «Чомр», «Кузьминки», Зимние святки, Масленица, Весенние народные праздники: «Именины Сороки», «Жаворонки» или «День птиц», «Красная горка», «Пасха», «Праздник русской березки «Троицын день», «Фестиваль народных игр» и другие фольклорные праздники, активными участниками которых являются и взрослые и дети.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствует содержанию праздника, интересные и доступные для ребят.

Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к народным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение народных праздников, в изготовлении и собирании атрибутов в мини-музее «Коми избы», в украшении группы к народным праздникам, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

III. Этапы и сроки реализации проекта.

Этапы и сроки Содержание деятельности Результат

Организационно-

подготовительный

(январь 2016г.) Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

Определение цели и задач проекта;

Подбор литературы, пособий, атрибутов;

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;

Составление тематического планирования мероприятий.

Пополнение предметно-развивающей среды группы.

Составление сценариев развлечений, праздников.

Наличие у участников проекта чёт

кого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

Рабочий

(февраль 2016г. –январь

2017г) Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

Деятельность в соответствии с тематическим планированием, проведение календарных народных праздников. Работа педагогического коллектива в режиме проектной деятельности.

Заключительный

(январь-февраль 2017г.) Обобщение результатов работы;

анализ деятельности.

Фоторепортажи с развлечений и праздников.

Создание мультимедийной презентации «От святок до Сочельника»

Диагностика результатов проекта.

Распространение опыта. Удовлетворенность всех участников проекта

результатами

IV. Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

Сформированность знаний детей о народных календарных праздниках.

Развитие познавательной активности, любознательности, творческих способностей в продуктивной и художественно-эстетической деятельности.

Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.

у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.

Расширение кругозора детей через знакомство с коми и русским фольклором.

Для педагогов:

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Осуществление инновационной деятельности и повышение профессионального уровня.

Для родителей:

Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Активное участие совместно со своими детьми в организации и проведении народных праздников, развлечений, посиделок.

Совместное с детьми изготовление блюд коми и русского народа, поделок и различных атрибутов к народным играм.

Организация фотовыставки, фоторепортажей в группе интернета и на сайте детского сада.

Предполагаемый продукт проекта:

Народные календарные праздники и танцевальное и игровое творчество в соответствии с планом.

Фотовыставка, выставки работ учащихся в родительском уголке.

Презентация проекта. Мультимедийная презентация – фотоотчёт.

Портфолио проекта (сценарии праздников, посиделок, развлечений, досугов, народные подвижные игры, хороводные игры и танцы);

Систематизированный литературный, иллюстрационный, музыкальный материал по теме проекта.

Режим работы: организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, игровая деятельность, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьями воспитанников по реализации проекта.

Результатами проведенной работы являются:

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, песен.

Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Знание истории русского и коми народного костюма, головных уборов.

Используют атрибуты русской и коми народной культуры в самостоятельной деятельности.

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Играют на коми и русских народных инструментах, знают названия и историю возникновения их.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной деятельности, через просмотр театрализованных представлений и фольклорных праздников.

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.

V. Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

5. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

6. Музыкальное развитие детей на основе народной культуры: планирование, занятия. развлечения. Старшая группа/ авт. -сост. О. В. Шубина, И. Г. Чайка. Волгоград: Учитель, 2016г.

7. «Красота и ритм народных праздников»: духовно-нравственные аспекты дошкольного воспитания: методические рекомендации на основе работы старшего воспитателя МДОУ «Детский сад№105» Эжвинского района

г. Сыктывкара Губенко Н. Н. / сост. В. Ц. Попова. - Сыктывкар, 2009г.

8. «Из уст в уста: учебно-методическое пособие по традиционной народной культуре»/ Е. А. Надеждина (Помаскина). Из опыта работы фольклорно-этнографической студии «Радольница».г. Пермь, 2006г.

9. Интернет-ресурсы: http://dohcolonoc.ru/, http://maam.ru/, http://nsportal.ru.

10. Группы в контакте: «Хороводомания», «ХОРОВОДЫ, ИГРЫ, ПЕСНИ и СКАЗКИ в родной культуре», «Фольклорно - этнографическая студия "Радольница" г. Перми.

11. «Челядьлы коми ворсмъяс»/А. Н. Рассыхаев;Мин-во образования Респ. Коми, КРИРО. – 2-е изд. – Сыктывкар: КРИРО, 2015.

Прикреплённые файлы:

proekt-ot-svjatok_5feq7.pptx | 23250,32 Кб | Скачан: 15
 
Публикации по теме:

Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициямРоль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям «Роль народных и обрядовых праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям» Цель: Приобщение детей к праздничной культуре.

Фотоотчёт празднования СвятокФотоотчёт празднования Святок В нашем саду стало доброй традицией отмечать Святки. С детьми проводятся беседы про этот старинный праздник, слушаются и разучиваются колядки.

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития дошкольников на основе народных праздников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок». Цитата: «Представляется.

Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок» Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских.

Педагогический проект «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Автор проекта: Цапарина Инесса Викторовна Педагогический проект в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством.

План саморазвития «Роль народных праздников в патриотическом воспитании детей» Тема: «Роль народных праздников в патриотическом воспитании детей». Актуальность темы заключается в том, что современные дети мало знают.

Празднование Святок в детском садуПразднование Святок в детском саду ценарий развлечения «Святки» для детей ДОУ Музыкальный руководитель Герасимова Т. А. Цель: познакомить детей с праздниками «Рождество.

Сценарий рождественских святок «Ой, свят вечер…»Сценарий рождественских святок «Ой, свят вечер…» Цель: воспитание уважения к традициям русского народа; Ход праздника В зале детей встречает Девица- Красавица. Дети входят в зал под любой.

Значение народных праздников в патриотической социализации дошкольников «Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать чувство патриотизма В. В. Путин. С чего.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Обитатели водоемов
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Педагогический проект «От Святок до Сочельника: годовой цикл народных праздников»
Опубликовано: 9 мая 2017 в 20:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...
Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...