Ирина Ширяева
Педагогический проект: Первые цветы весны
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
Первые цветы весны
(для детей 4-5 лет)
Руководитель: Ширяева И. Ю., педагог ГБОУ СОШ №709 г. Москва СВАО
Участники: воспитатель, дети средней группы ДО, родители, музыкальный руководитель
Вид проекта : познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.
Продолжительность: 1 месяц
Постановка проблемы.
Публикация «Педагогический проект: Первые цветы весны» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Проблемы современной экологии беспокоят людей по всему миру. Одним из способов улучшения окружающей нас среды – это бережное отношение к ней. Уважать и любить природу человека необходимо приучать с раннего детства. Период дошкольного образования самое лучшее время, чтобы увлечь ребенка красотой и разнообразием природных явлений вокруг него. Сделать это можно только через повышение познавательной активности и поддержку детской инициативы. Применение такого способа поможет научить детей бережному отношению к хрупкому и нежному миру природы, сохранить и преумножить её богатства, которые так важны для будущего детей.
Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя все неизведанное. Ребенок стремиться к активной деятельности, вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для него.
Именно благодаря детскому наблюдению возникла идея реализации данного проекта. Однажды весенним утром во время проведения занятия одна моя воспитанница рассказала, что сегодня по дороге в детский сад она увидела маленькие синенькие цветочки.
- Как же они выросли? - Спросила Варя,
- ведь на улице еще так холодно, и снег рядом чуть-чуть был!
Вопросов у ребят еще возникло много, а у меня возникла идея рассказать о первых весенних цветах, в доступной для детей 4-5 лет и занимательной форме - создать и реализовать вместе с ними проект о первоцветах. Так началась интереснейшая деятельность, в которую были вовлечены не только воспитанники, но и их родители.
В основу нашего проекта положены творческие способы выражения эксперементально-познавательной деятельности детей.
Тема проекта охватывает различные области познания, его реализация поможет детям уточнить и расширить представления о первых цветах весны. Ребят смогут полюбоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, поддержать свое чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудесные цветы.
Цель: повысить познавательную активность детей в области знаний о первоцветах.
Задачи:
Закрепление представление о весне и её приметах ;
узнать, какие первые цветы появляются на территории детского сада, в лесу;
узнать какие кустарники являются первоцветами;
выяснить, почему надо беречь первоцветы;
Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной практической деятельности;
Закрепление и систематизирование знания детей о первоцветах;
формирование у детей бережного отношение к природе;
повышение речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря;
пропаганда получения экологических знаний в творческой форме;
Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Ресурсное обеспечение проекта.
Рассказы, стихи и сказки о первоцветах, иллюстрации с их изображением. Материал для творческой деятельности (краски, карандаши, цветная бумага, картон, клей и т. п.).
цветок подснежника для посадки на территории детского сада, веточки вербы.
Основные этапы реализации проекта
I. Подготовительный
На этом этапе необходимо заинтересовать детей основной идеей проекта, поддержать детскую инициативу узнать больше о первоцветах, а также заинтересовать родителей возможностью помочь детям в реализации проекта.
Для этого был осуществлен подбор необходимой методической и художественной литературы. Детям прочитаны рассказы Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш», сказка «Двенадцать месяцев».
В процессе подготовительного этапа определен уровень актуальных знаний детей о первоцветах и весенних цветах
Также осуществлена подборка дидактических пособий по теме проекта и планирование предстоящей работы.
С родителями проведена беседа, в ходе которой им было рассказано о реализации проекта, его целях и задачах, а так же о том, какая роль отведена им.
По просьбе воспитателя, родители во время совместных прогулок со своими детьми около дома или в близлежащем лесу, обращали внимание детей на красоту первоцветов : их цвет, размер, где и как они растут.
II. Содержательный
В этот период Воспитателем проведено занятие для детей на тему: «Мир первоцветов», в ходе, которого детям было рассказано много нового о первоцветах – какого их строение, где они растут, какими бывают, как появляются в лесу и около домов, и как они называются. Детям были продемонстрированы яркие картинки и фотографии этих растений. Также важным аспектом занятия стало обсуждение правил поведения на природе и обращения с цветами и другими растениями (не рвать цветы, ветки, листья не оставлять мусор на улице и т. д.). В завершении занятия поиграли в дидактическую игру «Назови цветок».
В продолжение этапа была проведена экскурсия по территории детского сада с целью поиска и рассмотрения цветов в шаговой доступности. Это занятие особенно увлекло детей. Вместо привычной для них прогулки на своем участке мы отправились гулять по территории нашего сада. Каждый цветок, попадавшийся нам на пути, вызывал огромный восторг у ребят.
- Вон они смотрите! Такие маленькие! Какие красивые! Это мы сами их нашли! – радостно восклицали ребята.
Возвратившись в группу, обсудили увиденное: еще раз проговорили какие цветы нам встретились, как мы их называем (подснежник, пролеска, мать-и-мачеха, какие первоцветы цветом и размером, где еще можно их обнаружить.
Продолжалась и работа с родителями, для пап и мам наших воспитанников был разработан буклет, рекомендательного характера на тему: «заботимся о природе с детства». Главной его целью стало донести до родителей мысль о том, что именно они являются образцом для формирования поведения ребенка. Если родители собственным положительным примером будут демонстрировать уважение и бережное отношение к природным красотам, то именно такая модель поведения закрепится в сознании ребенка на всю жизнь.
III. Практический
После многочисленных бесед воспитанники средней группы пришли к выводу, о том что, мы сами можем сделать, так, чтобы прекрасных цветов вокруг было как можно больше, и поэтому следующим шагом в реализации проекта было совместная посадка подснежника. Первым делом детям была предоставлена возможность хорошенько рассмотреть подснежник – его листы, цветок и корни. Затем мы взяли с собой все необходимое: лейки лопату, и отправились на наш участок для того чтобы посадить цветок. Каждый принял участие в его посадке.
Вечером воспитатель рассказал родителям о приделанной групповой работе, и порекомендовал родителям, при наличии такой возможности, сажать растения совместно с ребенком в домашних условиях.
IV. Творческий
Воплотить в жизнь свои творческие способности, используя воображение и фантазию, а также полученные знания о первоцветах ребятам позволил следующий этап проекта, который включал в себя комплекс групповых занятий.
Аппликация «Корзинка с подснежниками» была выполнена необычным для ребят способом. Каждый ребенок изготовил несколько подснежников, а затем все они были собраны в корзинку. Данное занятие способствовало также сплочению группы и развитию коммуникативных навыков детей.
Конструирование из цветной бумаги «Весенний букет». Совместная работа воспитателя и воспитанников в технике оригами.
Нетрадиционное рисование «Первоцветы под весенним солнцем». Рисунки на этом занятие дети выполняли жесткой кистью, используя технику «примакивания»
Творческое занятие на тему: «Верба тоже первоцвет». Ребятам было рассказано о то, что не только цветы являются первоцветами, но и некоторые кустарники, и верба один из ярких примеров такого цветения. Сначала мы рассмотрели веточки этого растения, его необычные цветы, потрогали их на ощупь. Затем каждый воспитанник украсил нарисованную веточку вербы с помощью «цветочков» из ватных дисков, а затем мы сложили как пазл все получившиеся веточки, и у нас вышло целое дерево.
Семейное творчество. Родителям было предложено совместно со своими детьми изготовить творческую работу на тему: «первоцветы» для дальнейшего создания группового альбома.
V. Заключительный
Презентация проекта
Проведение досугового мероприятия в средней группе на тему: «Праздник первых весенних цветов».
Сравнение и оценка уровня знаний воспитанников о первоцветах на момент начала проекта и его завершения.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации проекта дети научатся бережному отношению к природе.
Дети расширят свой кругозор в области знаний о первоцветах, развивают интеллект опытной и практической деятельностью, учатся умению задавать вопросы и делать выводы, осуществляют взаимодействие друг с другом и с природой
Дети в доступной форме получают представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут.
В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, пополнение активного и пассивного словаря.
В ходе проекта дети получают возможность развивать свою фантазию и воображение, проявлять творческие способности, что позволяет развить их интеллект и коммуникативные навыки.
После реализации проекта дети сохраняют устойчивое желание беречь и заботиться о природе, усваивают, применяют на практике правила поведения во время прогулок и отдыха на природе.
Список используемой литературы
https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/13/pervotsvety.doc
2. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под
ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в
средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных эко-
логических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-
Синтез, 2010.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методиче-
ские рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М. : Про-
свещение, 1987.
7. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-
нию. - М. : Просвещение, 1982.
8. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаи-
ка-Синтез, 2006.
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней
группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
10. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М. :2011
11. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». М. : «Вако» 2007.
12. В. А. Шишкина «Прогулки в природу». М. : «Просвещение» 2002
13. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.
Азбука общения (Основы коммуникации) : Программа развития личности ре-
бёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб. : ЛОИУУ,
1996.
14. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М. : Владос, 2000.