Папки-передвижки

Педагогический проект по формированию нравственных и социокультурных ценностей «Ты, да я, да мы с тобой»

галина смольянинова
Педагогический проект по формированию нравственных и социокультурных ценностей «Ты, да я, да мы с тобой»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект по формированию нравственных и социокультурных ценностей

Введение:

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками, решение которой способствует формированию познавательного и социального развития ребенка.

Публикация «Педагогический проект по формированию нравственных и социокультурных ценностей „Ты, да я, да мы с тобой“» размещена в разделах

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе дружеских взаимоотношений и понятии «дружба». В психолого – педагогической литературе «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства (В. А. Сухомлинский, А. И. Аржанова и др., содержательных взаимосвязей между детьми (С. А. Козлова, избирательной эмоциональной привязанности (И. С. Кон) и др.

Дружба – это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающий специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких, как сочувствие и сопереживание. Дружба – всеобщий эталон человеческих отношений, «неизменно занимает высшее место в иерархии нравственных отношений» (И. С. Кон)

Актуальность:

Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т. д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более, чем с другими. Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни детей предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей, так или иначе участвующих в различных видах деятельности не только в дружеских группировках, но и все вместе. Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность ребенка. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Проблема

Всё чаще педагоги стали сталкиваться с проблемами в сфере общения дошкольников, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы. В ходе длительных наблюдений за поведением и самостоятельной деятельностью детей, за жизнью в группе во время образовательного процесса, режимных моментов, мы отметили, что многие дети не умеют общаться между собой, считаться с мнением другого, договариваться, решать проблемные ситуации мирным путём, защищать свою точку зрения без ссор, обид и конфликтов с применением физического воздействия. Дети ставят свои приоритеты выше, проявляют демонстративность, жалуются педагогу друг на друга. Дети не владеют в достаточной степени представлениями о понятиях «дружба», «друзья».

Вызывает беспокойство, что имеют место случаи «ухода» ребенка от контакта со сверстниками, заменяя общение одиночеством.

Причины проблемы:

Становление межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Это ведет к несформированности коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно эти факторы чаще всего являются причиной нарушения социальной адаптации.

Раскрытие перед детьми понятия «дружба» и примитивное повторение правил социально-коммуникативного взаимодействия не решат данную проблему, да и воспитание нравственных качеств не происходит за короткий срок. Поэтому было выдвинуто решение создать проект, который объединил в себе разнообразные формы, методы, приемы работы, направленные на усвоение и создание условий для применения в повседневных ситуациях положительных паттернов поведения. Проект «Ты, да я, да мы с тобой» предполагает развитие социально-нравственных качеств детей через партнерское взаимодействие, интегрирование различных видов деятельности и планирования работы в разных образовательных областях.

Характеристика проекта :

Тип: информационно- практико- ориентированный.

Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Возраст: старший дошкольный возраст

По продолжительности: среднесрочный (2 месяца)

Сроки реализации: октябрь-ноябрь

Продукт проекта :

- Открытое музыкальное мероприятие :«Путешествие в страну друзей»

- Изготовление тематического плаката «Правила дружбы»

Цель: Создание условий для развития положительного и доброжелательного отношения между сверстниками через приобщение детей к установленным нормам общественного поведения и правилам отношений со сверстниками через представления о дружбе.

Задачи:

Дети:

Образовательные:

- обогащение представлений детей о понятиях «дружба», «друг»

- применение в жизненных условиях усвоенные умения: считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания, следовать положительному примеру, оценивать свои поступки и поступки сверстников.

- знакомить детей с дружескими формами взаимодействия (разные способы знакомства, нахождение общих интересных занятий,поддержание дружеских взаимоотношений)

Развивающие:

- развитие социального и эмоционального интеллекта

-развитие умения объединяться для совместной игровой и трудовой деятельности

-развивать социально-коммуникативные качества : оказание помощи друг другу, умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками

Воспитательные:

-вспитание дружеских взаимоотношений между детьми, потребности проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие

- воспитание здорового духа соперничества и способствовать сплочению коллектива.

- Воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и пртивоположного пола.

Родители:

- создание условий для непосредственного вовлечение родителей в партнерские взаимоотношения для решения задач социально-нравственного воспитания.

Педагоги :

- продолжать вовлекать детей, родителей, педагогов в совместную партнерскую деятельность

- показать значимость и результативность совместного творчества детей и взрослых

- развивать эмоциональную среду, творчество и фантазию родителей и детей

Предполагаемый результат:

У детей:

- у детей будет сформированы навыки установления доброжелательных отношений друг с другом, расширятся коммуникативные возможности детей, нравственные эмоции и чувства

- будет развиваться умение работать сообща, договариваться, распределять действия, слышать и слушать друг друга, находить общее решение в различных ситуациях

- научатся понимать и оценивать свои поступки и поступки других

- совершенствуют умения участвовать в совместной деятельности

У родителей

- повысится педагогический уровень знаний по проблеме нравственного воспитания

- сформируют становление разных способов подержания дружеских отношений

- смогут создавать благоприятные условия для дружеских отношений между детьми.

У воспитателей:

- ознакомятся с психолого-педагогической литературой по проблеме

- выявят уровень благополучия взаимоотношений в группе

- создадут доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научат их бережно относиться к своим товарищам, проявят доброту и внимание, научат общаться друг с другом

- обогатится развивающая предметно-пространственная среда группы

- разработают систему мероприятий с детьми, направленную на развитие дружеских взаимоотношений.

План реализации проекта :

1 этап: подготовительный

Содержание работы:

1. Подбор методической литературы.

2. Определение состава творческой группы, участников проекта.

3. Призвать родителей к сотрудничеству по данной проблеме.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Включение в план проекта занятий, игр и других видов деятельности.

6. Организация развивающей предметно-пространственной среды (центр социально-личностного развития : «Уголок труда», «Уголок настроения», «Уголок «День рождения», «Коробка-мирилка»)

II этап: основной.

На данном этапе происходит интеграция всех видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкальная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская) во всех видах образовательных областей.

Содержание работы:

Образовательная область Виды детской деятельности

«Социально-коммуникативное развитие» Беседы:

- «О друзьях и дружбе»

Цель: развитие представлений о дружбе, друге, понимания их значения в жизни общества

- «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки (девчонки)»

Цель: формирование гендерной принадлежности и традиционных гендерных представлений, воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

- «Конфликты»

Цель: разъяснить детям понятие «Конфликт»; способность формированию позитивного отношения к людям. Формировать умение быть доброжелательным и корректным собеседником.

Игры и упражнения:

- «Ссора»

Цель: вырабатывать умения конструктивно вести себя во время ссоры, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу

- «Что и когда я чувствую»

Цель: профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

- «Король»

Цель: предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая

Эмоциональная игра «Улыбка делает чудеса»

Цель: обогащение чувственной сферы детей.

Сюжетно-ролевые игры:

- «Детский сад»

- «Кафе»

- «День рождения у друзей»

Цель. Создавать условия для применения усвоенных правил этикета (культура поведения, гостеприимство, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, совершенствовать навыки общения со сверстниками, активизировать в речи вежливые слова.

Обсуждение пословиц о дружбе

- «Друг познается в беде»

- «Без друга в жизни туго»

- «Один за всех и все за одного»

- «Дружба не гриб-в лесу не найдешь»

Цель: Продолжать воспитывать умение слушать собеседника, развивать диалогическую речь, продолжать учить понимать и объяснять смысл поговорок и пословиц, воспитывать дружеские чувства к окружающим, умение быть настоящим другом или подругой, быть готовым в любое время прийти на помощь.

Восприятие художественной литературы:

- В. Осеевой «Синие листья», «Три товарища», «Волшебное слово»

- Н. Носова «На горке», «Прятки»,

-«Мои друзья», «Хвастливый Андрей», «Игра в поликлинику» Т. А. Шорыгина «О хорошем и плохом поведении»,

-Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Цель: Развитие интереса к художественной литературе, чувство юмора, побуждение к высказываниям о своем восприятии поступков литературных персонажей. Воспитание волевых качеств.

«Познавательное развитие» Моделирование проблемных ситуаций:

- «У нас в группе новенький мальчик (девочка)»

Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта, знакомство со способами поведения и правилами знакомства с новыми ребятами

- «Конфликт»

Цель: формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников, находить причину конфликта, правильно решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие, враждебность; знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а так же способствовать их использованию в поведении.

Дидактическое упражнение «Угадай мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

«Речевое развитие»

Составление рассказов:

- «Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»

- «Наша дружная группа»

Цель: приучать детей к самостоятельности суждений, развивать монологическую речь, формирование положительных черт характера и сближение детского коллектива.

Составление рассказа «Письмо заболевшему другу»

Цель: объединение детей в совместной деятельности, воспитание отзывчивости и сочувствия к товарищам, развитие связной речи.

Словесные игры:

- «Назови ласково»

- «Большой – маленький»,

- «Скажи другу комплимент»

Цель: развитие активного словаря детей, создание позитивного настроения от совместного общения, воспитание культуры речевого общения.

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы «Мой друг».

Цель: составление рассказа о своем товарище, опираясь на схему

Заучивание стихотворения «Лучший друг» Т. А. Шорыгина «О хорошем и плохом поведении».

Цель: развивать навыки выразительного чтения стихотворения, формировать представления о понятии «друг».

Театрализованная деятельность по сказки В. Сутеева «Под грибом»

Цель: продолжать развивать желание к совместному объединению в играх-драматизациях. Воспитывать положительные нравственные качества : сочувствие, дружелюбие и желание прийти на помощь.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование портрета «Мой друг»

Цель: совершенствовать творческие навыки, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Аппликация «Подарок для друга»

Цель: совершенствовать навыки продуктивного творчества, воспитывать желание делать приятное своим сверстникам.

Изготовление коллажа «Дружба начинается с улыбки»

Цель: Развитие художественно-творческих способностей, эстетических чувств и эмоций, воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ, стремление действовать согласованно, договариваться по поводу выполнения работы.

Слушание песен о дружбе:

- В. Шаинского «Улыбка», «Песня Чебурашки», «Если с другом вышел в путь», «Песенка о друге», «Ты, да я, да мы с тобой», «Из чего же, из чего же, из чего же …»

Цель: развитие интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, формирование положительных качеств личности, донести до детей важность дружеских взаимоотношений.

Разучивание танца «Танец дружбы»

Цель: развивать танцевальные навыки, формировать теплые дружеские взаимоотношения между детьми.

- Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газеты «Нарисуй пословицу о дружбе»

Цель: активизировать родителей и детей к совместной творческой деятельности, воспитание желания и умения дружить.

«Физическое развитие» Пальчиковая гимнастика:

- «Дружат в нашей группе девочки и мальчики…»

Цель: развивать мелкую мускулатуру рук, воспитывать теплые взаимоотношения между мальчиками и девочками.

П/и «Угадай, кто позвал»

Цель: развитие слухового восприятия, формирование сближения детского коллектива

Спортивный досуг «Если с другом вышел в путь»

Цель: Укрепление здоровья детей посредством упражнений и игр аттракционов, эстафет, приучая все трудности преодолевать вместе.

Содержание работы с родителями:

Консультации для родителей:

- «Гендерное воспитание»

- «Моего ребенка обижают»

- «Роль семьи в формировании толерантности».

Анкета для родителей «Поговорим о дружбе».

Совместное изготовление коллажа «От улыбки в небе радуга проснется…»

Игра-путешествие «Путешествие в волшебную страну» (совместно дети и родители)

III этап - заключительный

Изготовление тематического плаката «Правила дружбы»

Цель: активация и формирование интереса детей к совместной творческой деятельности, конкретизация правил поведения в дружеских взаимоотношения.

- Игра-путешествие «Путешествие в волшебную страну»

Цель: способствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельности.

Анализ проектной деятельности :

Получить определенные представления ребенок может в процессе игровой деятельности, во время бесед со взрослыми, при ознакомлении с художественной литературой, когда ему данные представления предлагаются уже в «готовом виде». Но наиболее результативным, социальное воспитание и формирование понятий и представлений о дружбе, дружеских взаимоотношениях происходит в процессе проектной деятельности. Контактируя со сверстниками во время проектной деятельности, дошкольники стремятся наладить между собой долевое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели, а поиск ответов на многие вопросы, стимулирует как познавательную активность детей, так и способствует развитию самостоятельности в умении добывать необходимые ребенку знания и представления.

В работе над проектом «Ты, да я, да мы с тобой» мы ставили перед собой задачи раскрыть понятия дружбы, дружеских взаимоотношений, дать представление детям о том, кто такие друзья, показать способы общения, научить взаимопомощи и взаимовыручки. Активное участие детей, их родителей в проектной деятельности, обыгрывание детьми разнообразных историй, ситуаций, позволило в конечном результате создать совместный тематический плакат «Правила дружбы». Ребята успешно раскрыли свои коммуникативные качества, проявили навыки дружеских взаимоотношений в игре-путешествии «Путешествие в волшебную страну».

Дети остались довольны результатом такой плодотворной совместной работы. С энтузиазмом рассматривали и обсуждали фото проекта. Познавательные сведения, предлагаемые педагогами, воспринимались детьми с большим интересом, на их основе дети рисовали портреты своих друзей, создавали подарки друзьям, много улыбок вызвало создание фото коллажа «Дружба начинается с улыбки». Включение родителей в работу над проектом помогло сблизить родителей и детей, создать условия для совместной творческой деятельности. В результате проектной деятельности дети многое узнали о дружбе, приобрели представления, на основе которых более осмысленно стали подходить к решению возникающих проблемных ситуаций при взаимоотношениях между детьми. В игровой деятельности дети стали чаще использовать такие социальные роли как «друг», «подружка» и выстраивать ролевое поведение в игре в соответствии с полученными представлениями.

В целом проект помог детям не только приобрести представления о понятии «дружба», но и помог развить навыки совместной деятельности, способствовал развитию коммуникативных способностей, формированию правил культуры поведения, позволило развить навыки эмоционального общения.

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Литература:

1. И. В. Сушкова «Социально-личностное развитие» / Творческий центр «Сфера», Москва 2008/

2. Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина «Социальное развитие детей в ДОУ» /Творческий центр «Сфера», Москва 2008/

3. О. Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» / издательство «Учитель», Волгоград, 2012/

4. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

5. И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007.

6. Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». – М. : ТЦ Сфера, 2014

7. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше.

Использование проектной деятельности в формировании социокультурных ценностей у всех участников образовательного процесса «Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья,.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Образовательный процесс по воспитанию духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм Консультация: «Образовательный процесс по воспитанию духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм.

Педагогический проект формирования ценностей здорового образа жизни у старших дошкольников «ЗОЖ — наш выбор!» Педагогический проект формирования ценностей здорового образа жизни у старших дошкольников «ЗОЖ - наш выбор!» Информационная карта проекта.

Педагогический проект по формированию дружеских взаимоотношений старших дошкольников «Ты, да я, да мы с тобой» Введение: Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся.

Педагогический проект по формированию у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫДвижение – это жизнь. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и осмысленно действовать в нём, обретает.

Педчтения «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Пухова Наталья Серафимовна Воспитатель МБДОУ «Ермаковский детский сад» Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством.

Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции Мельникова Н. В. воспитатель МБДОУ д/с №22 «Почемучка» г. Саяногорск.

Экология как одно из средств воспитания духовно-нравственных ценностей «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Автор публикации:
Педагогический проект по формированию нравственных и социокультурных ценностей «Ты, да я, да мы с тобой»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 15:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект по формированию нравственных и социокультурных ценностей «Ты, да я, да мы с тобой»» (включая файлы) размещена пользователем галина смольянинова (УИ 594428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД