Лучший педагог года

Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции

Мельникова Наталья
Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции

Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции

Мельникова Н. В. воспитатель

МБДОУ д/с №22 «Почемучка»

г. Саяногорск Республика Хакасия

Публикация «Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции» размещена в разделах

Нравственное воспитание дошкольников включает следующие направления работы: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; формирование толерантного отношения к другим людям, народам и их традициям.

Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. А. Козловой, Л. И. Беляевой и др. «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Все что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы». (К. Д. Ушинский)

Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у детей нравственные ценности, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства.

В настоящее время одной из актуальных проблем образования является воспитание нравственных ценностей у дошкольников. Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников одна из приоритетных педагогических проблем. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, способного взять на себя ответственность за свою семью, за свою судьбу, судьбу Отечества.

Цель: формировать у детей представление о семье и семейных традициях,

воспитывать чувства привязанности и любви к своей семье.

Задачи:

• познакомить детей с понятием «семья», семейные традиции;

• способствовать воспитанию у дошкольников чувство любви и уважения к членам своей семьи;

• учить проявлять заботу и внимание к своим близким;

• побуждать родителей проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей.

Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции : увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.

Именно поэтому мы рассматриваем вопрос воспитания семейных ценностей у себя в группах более глубоко. В качестве семейных ценностей выделили - обычаи (установившиеся, привычные формы поведения) и традиции (переходящие из поколения в поколение).

Важной составной частью воспитания нравственных ценностей является приобщение детей к семейным традициям и традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда оказывается, что главную роль в становлении личности на разных этапах играет семья с ее семейными традициями, которые являются древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях. Через традиции, обычаи дети приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, прививают себе определенные нравственные черты и качества.

В ходе работы с детьми и родителями мы выяснили, какие колыбельные песенки поют дома, какие сказки, книжки читают, какие совместные праздники проводят, досуги. Разработали план работы, наметили методы и приемы совместной работы с родителями.

Особое место уделяем совместным спектаклям. Особенно дети любят, когда им читает, рассказывает взрослые. Родители принимают участие в изготовлении, приобретении костюмов, атрибутов к спектаклям и непосредственное участие в спектаклях. Они стали устраивать домашние спектакли, принося в детский сад много эмоций и фотографий.

Семейная атмосфера удачно складывается в разумной организации отдыха, в участии в спортивных и туристических походах, в совместных прогулках, посещении кино, во взаимной задушевности и жизнерадостности в семье.

Одним из способов духовной общности является праздник. Самыми распространенными праздниками являются дни рождения ребенка. Мы посоветовали родителям учитывать возраст ребенка, продумывать активное участие каждого из присутствующих в торжестве. Приучать ребенка делать подарки своим друзьям.

На одном из собраний, бабушка воспитанника поделилась опытом традиционных семейных ужинов. Мы взяли эту традицию на вооружение, т. к. они канули в прошлое. Семейные ужины - это спокойное общение, уважение, здоровое питание, хорошие манеры, добрые воспоминания.

В число семейных традиций вошли праздники : день пожилых людей, день Матери, новый год с колядками, день Победы, день семьи. Детям нравятся такие праздники, они охотно к ним готовятся. Учат песни, стихи. Готовят сценки совместно с родителями.

Интересной семейной традицией в прошлые времена было совместное творчество родителей и детей: вместе лепили и вырезали, вышивали, рисовали. Мы решили поддержать эту традицию и организовывали конкурс, «Наши мамы просто класс!». К Международному Женскому дню. Дети испытывали чувство гордости за своих мам. Великолепными традициями в семьях стали совместные походы и «вылазки» на природу в выходные и праздничные дни. Родители поняли, что выходные дни даны для общения с семьей.

Таким образом, опыт работы показывает, что воспитание у детей нравственных качеств через ознакомление с семейными традициями, помогает детям и взрослым установить отношения, основанные на чувстве общности и доверия, учит сочетать свои интересы и интересы других, обогащая свой опыт.

Список литературы

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград : Учитель, 2007. - 203с.

2. Гордеева В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Детский сад от А до Я – М., 2003

3. Феоктистова Т. Из опыта духовно – нравственного воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание - М., 2006

4. Ясева Н. Ю. «Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников». - Могилёв, 2000. - 96с.

Прикреплённые файлы:

melnikova-n-v_l6959.pptx | 1529,74 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» Тема: «Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» (воспитатель: Гайнанова Лейсан Фаритовна,.

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность» Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность (из опыта работы) В настоящее время перед обществом необычайно.

Мастер — класс «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через поэзию» 2018 год. Цель: передача опыта использования поэзии в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Дать элементарные.

Педчтения «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Пухова Наталья Серафимовна Воспитатель МБДОУ «Ермаковский детский сад» Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством.

Проект «Воспитание чувства патриотизма через семейные традиции» Тип проекта: Познавательно- творческий Продолжительность проекта: Краткосрочный Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатели,.

Рекомендации для родителей «Патриотическое воспитание. Семейные традиции» Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами.

Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский) Введение Общество покоится на духовно – нравственных.

Воспитание нравственно-этических ценностей у дошкольников через волонтерскую деятельность «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности, формирование нравственных качеств через проектную деятельность Проект "Страна, где мы живем" Цель проекта: Формирование установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, с учётом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 14:52
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД