Педагогический проект по сказкотерапиии «Сказка ложь-да в ней намёк»

Надежда Щекотько
Педагогический проект по сказкотерапиии «Сказка ложь-да в ней намёк»

Актуальность проблемы

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

“Сказкотерапия” – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, творчество. (А. Р. Лурия).

Сказка способствует развитию творческого начала в человеке. Творчество – как говорит Э. Фрамм, – это способность человека удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях.

Наблюдая за детьми в группе, я заметила низкую речевую активность детей. Большинство детей не умеют строить связанные высказывания (нарушается последовательность, речь детей отмечается подвижностью и неустойчивостью. Вызывает затруднение передача в мимике и движениях эмоциональных состояниях.

Дети проявляют интерес к речевому общению, но не достаточно активны в нем. В творческом рассказывании повторяют рассказы сверстников.

Я выдвинула гипотезу: если ввести новый вид работы с детьми – сказкотерапию, то можно будет решить проблему низко развитой речи. Исходя из данной проблемы, я определила цель и задачи:

Цели и задачи проекта

Цель: развитие связной речи детей средствами сказкотерапии.

Задачи:

1. Развивать образность речи, умение использовать в речи разнообразные выразительные средства.

2. Учить детей активно использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности.

3. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства выразительности в речевом творчестве детей.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Снятие эмоционального напряжения.

Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию песка на занятиях.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки, информационные стенды.

Работа с детьми проводится на занятиях, как часть занятия, в свободной деятельности, в летнее время на участке детского сада.

Тип проекта: познавательно-речевой, творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети (старший дошкольный возраст 5-7 лет, сотрудники ДОУ, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: 1 год (2014 – 2015гг.)

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

1. Технические средства обучениФотоаппарат, мультимедийный проектор, компьютер

2. Основные направления работы.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит:

• ритуал «входа в сказку» (настрой, для этого использую игру "Волшебный клубочек", "Волшебный стул" или стих "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Обычно новую сказку мы "находим случайно" в сказочной шкатулке, под "волшебным ковром" или в гости приходит Иван-Царевич (кукла) и приносит письмо в форме древнего свитка;

• основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка;

• ритуал «выхода из сказки».

Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Элементы сказкотерапии включаю во многие разделы коррекции речевой патологии:

• артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки;

• развитие фонематического слуха;

• развитие мелкой и общей моторики;

• грамматическое построение речи;

• расширение лексического запаса;

• развитие связной речи.

В логопедической коррекции через элементы сказкотерапии и театрализованной деятельности мы не можем четко отделить один раздел работы от другого. Эти технологии являются комплексными и многофункциональными. Мы только делаем акцент на основной раздел работы, а все остальные направления могут быть сопутствующими.

Применение техники сказкотерапии позволяет мне активно развивать не только диалогическую, но и монологическую речь. Дети учатся высказывать свои мысли, структурировать их. Через сказкотерапию я воспитываю “эгоцентрированную” личность (по З. Фрейду, которая в дальнейшей своей жизни сможет решить проблемы, возникшие в личностном плане (соотношение “собственно – Я” с окружающим).

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

План работы над проектом

Работа с кадрами

1. Изучение методической и психолого-педаго-гической литературы по данной проблеме.

2. Разработка проекта

«Сказка ложь - да в ней намёк…»

3. Консультации:

- «Создание сказочно–игровой среды»

- «Формы и методы работы со сказками в рамках арт-терапии»

- «Роль театрализации в оздоровлении и развитии творческого потенциала дошкольников»

- «Метод куклотерпии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

4. Семинар-практикум «Сказкатерапия в работе с детьми»

Работа с детьми

1. Диагностика связного высказывания детей по критериям:

1. Интонационная выразительность.

2. Использование выразительных средств.

3. Умение составлять связные высказывания.

4. Владения эмоциональным словарем.

5. Подбор характеристик героям.

6. Использование невербальных средств.

7. Детское словотворчество.

8. Овладение речевыми умениями через репродуктивную и творческую деятельности.

2. Игры-занятия:

Занятия по русско-народным сказкам

3. Презентация работы

4. Свободная деятельность

1. Изотерапия

2. Игровая терапия

3. Музыкотерапия

4. Дидактические игры:

«Рассказываем сны»

«Сочиняем сказки»

«Слушаем и сочиняем стихи»

«Из какой сказки герой»

«Одень сказочного героя»

«Угадай сказку»

«Назови сказку»

«Расскажи сказку»

5. Беседы: «Моя любимая любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».

6. Сюжетные творческие игры:

«Салон красоты»

«Театр моды»

«Драматический театр»

«Художественный салон»

7. Чтение художественной литературы

8. Продуктивная деятельность детей

9. Досуг «Сказка в гости к нам пришла»

Работа с родителями

1. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по развитию связной речи детей.

2. Анкетирование родителей по данной проблеме.

3. Проведение консультации для родителей на тему: «Арт-терапия в оздоровлении детей».

4. Консультации для родителей по данной проблеме:

«Сказочная куклотерапия»

«Игры в сказкатерапии».

5. День открытых дверей.

Итоги реализации проекта

Результатом работы служат изменения в речевом развитии детей. Дети научились активно экспериментировать со словом, придумывать новые выражения, самостоятельно сочинять сказки. В сказках – сочинялках проявляют творчество и фантазию. При пересказывании сказок используют образные выражения.

У детей заметно проявление инициативы и самостоятельности в придумывании сказок, небылиц. Большинство критериев находятся на высоком уровне.

Произошли изменения в эмоциональной сфере детей. Дети научились осмысливать переживания сказочных героев и воспроизводить ритм, в котором эти чувства протекают. В играх драматизациях научила использовать невербальные средства выразительности. Музыка также помогает детям более выразительно исполнить образ.

Использование сказкотерапии позволило воспитать культуру речевого общения дошкольников. По тому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней логопедической группе «Сказка ложь, да в ней намёк» План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней логопедической группе Тема: «Сказка ложь, да в ней.

Конспект занятия «Сказка ложь, да в ней намёк!» Ход занятия. Здравствуйте гости дорогие! Пришла я не одна, а привела с собой сказочницу, только грустная она что-то. Что же случилось? Сказочница.

Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 2 Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек». Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1.

Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 1 Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1. Помочь понять детям, что дружба помогает в жизни. 2.

Педагогический проект «Моя сказка»Педагогический проект «Моя сказка» Педагогический проект «Моя сказка» 2014-2015 учебный год Губахинский муниципальный район Участники: педагоги группы «Малышок».

Педагогический проект «Сказка в гости к нам пришла»Педагогический проект «Сказка в гости к нам пришла» Продолжительность проекта: долгосрочный Тип проекта: познавательно-творческий, групповой. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели,.

Фотоотчет викторины с родителями второй младшей группы «Сказка ложь, да в ней намёк»Фотоотчет викторины с родителями второй младшей группы «Сказка ложь, да в ней намёк» В нашей группе проведена викторина для родителей "Сказка лож,да в ней намёк. " Не зависимо от возраста нет человека,который бы не любил.

Развлечение для детей 5–6 лет на тему «Сказка ложь, да в ней намёк…» Цели:учить решать нравственно-смысловые задачи; через формирование нравственных качеств воспитывать бережное отношение к природе, развивать.

Информационно-творческий проект для детей среднего возраста «Сказка ложь, да в ней намек, первоклассникам урок…» Информационно-творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек…» Обоснование проекта. Дети часто не умеют излагать свои мысли, стесняются.

Стенгазета «Сказка-ложь, да в ней намек»Стенгазета «Сказка-ложь, да в ней намек» Добрый день, уважаемые коллеги! Хотела бы с Вами поделиться своим небольшим опытом по взаимодействию с родителями. Готовясь к родительскому.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Педагогический проект по сказкотерапиии «Сказка ложь-да в ней намёк»
Опубликовано: 13 октября 2015 в 19:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День пасхального кролика на МААМ

Кто такой пасхальный кролик, как он спас Ноев ковчег и почему стал символом пасхального торжества — на эти интересные темы можно поговорить с детьми в преддверии Пасхи да еще смастерить с ними к празднику...

Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

Фотоотчёт Акция «Посади дерево» в средней группе»
11 апреля 2019 года в детском саду "Родничок" прошла экологическая акция "Посади дерево". В ней приняли участие наши воспитанники средней группы "Морячок"...
Конспект внеклассного занятия в 4 классе к празднику Масленицы «Прощай, Зима, Весне...
Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена Тема занятия:...
Фотоотчет «Субботник» (средняя группа)
"Субботник" группа Домисольки 20 апреля в МАДОУ ЦРР №19 прошел субботник. Цель субботника понятна каждому –сделать наш детский сад...