Ольга Павлова
Педагогический проект «Природа и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Природа и дети»
Вид проекта : исследовательский, творческий, групповой, познавательный
Длительность: краткосрочный – 1 месяц.
Участники:
Воспитатель группы, младший воспитатель.
Дети второй младшей группы.
Родители и другие члены семьи.
Возраст детей: 3- 4года.
I этап. Целеполагание
Проблема: Почему завяли цветы на нашем участке? Чем мы можем помочь?
Актуальность: В 3-4 года ребенок активно накапливает опыт и знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослыми.
Публикация «Педагогический проект „Природа и дети“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и не живой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Наша задача ввести детей в мир природы, формировать представления о ее объектах и явлениях, воспитывать способность видеть красоту родной природы и бережно относиться к ней.
II этап – аналитический
Совместное планирование
1. Работа с детьми:
Беседы по теме.
Чтение художественных произведений.
Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.
Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов.
Создание альбома творчества детей.
Материалы для организации творческой и познавательной деятельности:
Рассматривание иллюстраций по теме. Альбомов: «Солнышко лучистое», «Вот какие насекомые», «Живая и неживая природа», «Деревья и кустарники нашего участка», «Лето, лето к нам пришло»
Подбор книг для рассматривания.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (подбор атрибутов).
Конструирование из различных материалов: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, из бумаги, дидактические игры.
Трафареты и раскраски, материалы и инструменты для рисования и лепки.
Совместная игровая деятельность детей, воспитателя.
Составление перспективного плана реализации проекта.
2. Формы взаимодействия с семьей:
Познакомить родителей с проектом.
Привлечь к сотворчеству по теме проекта.
Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия:
Сбор информации, художественной литературы, иллюстраций.
Папки-передвижки: «В мире природы», «Экологическое воспитание в семье», «Укусы насекомых», «Игры с водой и песком»
Совместная творческая деятельность родителей и детей.
III этап – основной
Цель: расширение представлений детей о живой и не живой природе.
Задачи:
Обогащать представления детей о летних явлениях.
Расширять знания детей об изменениях в живой и неживой природе летом.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Вызвать интерес детей к теме.
Воспитывать бережное отношение к природным объектам, вызвать удовольствие от общения с природой
Предполагаемый результат:
Дети :
Дети буду знать, об изменении в природе.
С помощью опытов, наблюдений, будут знать, какая бывает природа.
Иметь знания о том, что такое живая и неживая природа.
Родители:
Появится интерес к совместной с ребенком творческой деятельности в процессе знакомства с природой.
Повышение активности в проектной деятельности.
Педагоги :
Проектирование изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Пополнится пособиями развивающая среда.
IV этап – продуктивный
План реализации проекта.
Мероприятие
Сроки
Цель
- Мониторинг.
- Альбом сотворчества с детьми «В мире природы»
- Папка-раскладка «В мире природы»
-Выставка: «Фигуры из камня»
Июль
Провести первичный мониторинг, знаний детей о природе. С помощью родителей расширять знания детей «Живая и неживая природа». Расширить знания родителей о бережном отношении к природе.
- Сотворчество родителей и детей «О природе»
- Создание объекта : «Лягушка квакушка»
- Выставка: «Камешки – они такие разные»
-Презентация «Живая и не живая природа»
-Папка - передвижка «Игры с водой и песком»
Выставка: «Ракушки»
- Папка – передвижка: «Экологическое воспитание детей в семье»
-Выставка творчества детей на тему: «Наша природа»
- Мониторинг.
Август
Расширение и углубление представлений детей об изменении в природе. Совместно с детьми создать объект проекта.
Провести опыты с водой.
Расширять знания детей о не живой природе. Познакомить родителей с экспериментами, которые можно проводить с детьми дома.. Провести итоговый мониторинг.
Образовательная область
Виды деятельности
Задачи
1. Физическое развитие
Беседы: «Дружим с природой»
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «Наше здоровье»
Дидактические игры: ««Что лишнее?», «Угадай, о чем говорю», «Сложи картинку», «Подбери пару»
Подвижные игры:
«Один, два, три к дереву беги», «Солнышко и дождик», «С кочки на кочку», «Перепрыгни лужи»,
«Кто быстрее добежит до камешка»
Проблемная ситуация: «Сможет ли природа жить без солнца», «Зачем надо мыть руки перед едой»
Дыхательная гимнастика: «Подул ветерок, улетает мой цветок»
Приобщать детей к здоровому образу жизни;
Вызывать желание вести здоровый образ жизни;
Дать детям знания о природе, и как она помогает в спорте;
Совершенствовать умения быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.
Закрепление знаний о видах ходьбы, бега, прыжков.
Воспитывать дружные взаимоотношения между детьми.
2. Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Природа летом», «Зачем нужна вода?», «Зачем нам нужно солнышко?», Что помогло природе проснуться«?».
Дидактические игры: «Кто живет в воде», «Собери цветок», «Четвертый лишний», «Поговорим о природе»
Разрезные картинки:
«Цветы», «Насекомые»
Сюжетно-ролевые игры:
«В гости к солнышку», «Мы маленькие тучки».
Театрализованные игры:
«Праздник цветов», «Солнышко ясное в небе сияло».
Игровая ситуация: «Мы капельки дождя», «Ветер – ветерок»
Труд:
«Поливаем цветы», «Собираем камешки на участке», «Уборка веточек на участке»
Развитие у детей интереса к окружающему миру в процессе игр;
Развитие умения выбирать роль, выполнять в играх с игрушками несколько взаимосвязанных действий;
Побуждать у детей интерес к театрализованной игре, создание условий для ее проведения.
Формирование у детей трудовых навыков;
Воспитание бережного отношения к природе
Развивать речь детей.
Способствовать развитию детской фантазии, воображению, памяти.
3. Познавательное развитие
Рассматривание: Сюжетные и предметные картинки, альбомы: «Солнышко лучистое», «Природа»; «Лето», «Цветы»
Беседы: «Неживая природа»,
Рассказы воспитателя: «Что такое живая природа», «Почему природу надо беречь».
-экспериментирование: «Узнаем, какая вода» (опыты сводой)
Опыты с камешками: «Тонет, не тонет»
«Мокрый песок»
Наблюдение: «Наш участок», «На цветочной клумбе», «За камешками», «За небом, ветром, облаками», «За солнцем»
Проблемная ситуация: «Почему завяли цветы на участке»
Знакомить детей с правилами обращения с природой.
Формировать представление о живой и неживой природе.
Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнце.
С помощью опытов, выяснить, какая бывает вода.
Расширить знания детей о простейших связях в природе.
Воспитывать у детей бережное отношение к миру природы.
4. Речевое развитие
Свободное общение:
«Что растет за окном», «Я дружу с природой», «Вода наш помощник».
Рассматривание книг и альбомов о природе.
Заучивание стихотворений:
А. Прокофьев «Солнышко» О. Высоцкая «Одуванчик», З. Александрова «Дождик»
Чтение сказок: «Палочка – волшебница», «Кораблик скорлупка», «Друзья под грибом», Н. Куниев
«Сказка воды»
Чтение стихотворений.
Отгадывание загадок.
Пальчиковые игры:
«Божья коровка», «Лес густой», «Ерши», «Я рисую желтый круг»
.
Стимулировать развитие речевого общения;
Побуждать детей слушать произведения без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы;
Обогащать и активизировать словарный запас;
Развивать интонационную речь, проговаривать простые и более сложные фразы;
Помочь детям понять содержание стихотворений;
Вызывать желание слушать стихотворения, сказки неоднократно;
Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.
5. Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Тучка плачет», «Дождик, дождик»,
Аппликация: «Солнышко лучистое», коллективная работа «Природа летом».
Рисование: «Камешки в воде», «Деревья летом»,
«В небе радуга», «В мире природы» (коллективная работа)
Конструирование: «Мостик через ручеек» (палочки Кюзенера, «Горы» (из бумаги, «Заборчик для цветов»
Музыка:
Звуки воды в природе, прослушивание: детские песни: «Кап, кап, капельки», В. Шаинский «Дождь пойдет по улице» и т. д.
Пение: Б. Заходер. «Разговор лягушек», Е. Теличевой «Есть у солнышка друзья», «Деревца не шумят»
Музыкальные игры: «Море волнуется раз…», «Греет солнышко теплее»
. Закреплять приемы лепки.
Воспитание навыков аккуратного обращения с пластилином. Лепить на доске.
Учить детей составлять из готовых форм задуманный образ;
Формирование умения правильно пользоваться кистью, наносить клей на детали из бумаги, пользоваться тряпочкой;
Закрепление знания о форме предметов и их цветов;
Приобщение детей к искусству аппликации.
Учить детей правильно держать кисть, рисовать круги и предметы прямоугольной, овальной формы;
Развитие творческого воображения, фантазии;
Развитие умения создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках;
Воспитание аккуратности.
Формирование умения слушать музыкальные произведения до конца;
Развитие умений двигаться под музыку ритмично, маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко в умеренном и быстром темпе под музыку;
Проявлять интерес к музыке.
V этап – итоговый
1. Итоговое мероприятие:
Создание презентации «Живая и неживая природа».
Альбом рисунков детей.
Совместное творчество детей и родителей «О природе».
2. Выводы:
В ходе реализации проекта дети, родители и педагог узнали много нового и интересного о живой и неживой природе Дети знают, что, без природы жить нельзя.
С помощью опытов, узнали, какая бывает вода, зачем нужно солнышко. Имеют первичные представления о природных явлениях. Знают правила безлопастного взаимодействия с природой.
Родители активно и с интересом включались в совместную работу и с педагогом и ребенком. Узнали о совместных играх с детьми с водой. Эмоционально сблизились со своим ребенком. У детей сформировались умения бережного отношения к природе. Проявляют интерес к рисование, конструированию, аппликации из различных материалов.
3. Перспективы:
Разработать перспективу проекта «Природные явления» зимний период.
Дети :
Продолжать работу по изучению живой и неживой природы.
Пополнить альбом для рассматривания «Все о природе»
Продолжать подбор игр, иллюстрации, книг.
Продолжать совместное творчество, используя различные материалы.
Родители:
Продолжить совместное творчество родителей и детей.
Продолжать беседы, консультации по теме «Природа и дети».
Пополнить уголок для родителей по данной теме: папки-раскладки, наглядный материал, уголок здоровья и т. д.
Педагог :
Продолжать работу по обогащению развивающей среды: пополнить картотеки, альбомы, наглядные материалы и т. д.
Продолжать работу с родителями.
Продолжать работу в совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные техники.
Список используемой литературы
1. Веракса Н. Е., Васильева, М. А. «От рождения до школы»
2. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Тематическое планирование.
3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений
4. Чевнякова В. Н. «Экологическое воспитание в детском саду»