МААМ-картинки

Экологический проект «Байкал и природа Прибайкалья»

Светлана Хоботова
Экологический проект «Байкал и природа Прибайкалья»

«Люди погибнут от неумения

Пользоваться силами природы

И от незнания истинного мира»

Надпись на пирамиде Хеопса

Экологическая проблема – это огромная проблема современного общества. Она настолько остро стоит в последнее время, что нет ни одной сферы нашей жизни, которой не коснулась бы эта проблема. И поэтому большое значение приобретает непрерывное экологическое образование и воспитание молодёжи, начиная с дошкольного возраста. Ведь именно им принадлежит будущее и судьба нашей хрупкой планеты.

Публикация «Экологический проект „Байкал и природа Прибайкалья“» размещена в разделах

Дошкольный возраст является первой ступенью в непрерывном экологическом образовании. Перед педагогами ДОУ ставятся определё нные задачи: формирование экологической культуры, правильное отношение к природе, отношение к себе как части природы.

Мы в этом смысле живём в благодатном крае, который называется Сибирь. Рядом с нами находится Озеро Байкал, и грех не воспользоваться данной нам возможностью при работе с детьми. Где ещё можно увидеть такое великолепие природы, такое разнообразие флоры и фауны. Но в то же время, это затрудняет нам возможность объяснить детям, что если мы не будем беречь данные нам богатства, то однажды всё это исчезнет с лица Земли. Глядя на то, что у нас много лесов и рек, дети думают, что так будет всегда.

Очень помогает при знакомстве детей с чем-либо проектная деятельность. Нами был разработан и проведён проект для старших дошкольников «Байкал и природа Прибайкалья»

Экологический проект «Байкал и природа Прибайкалья» предназначен для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. По количеству участников является коллективным, по продолжительности – долгосрочным.

Цель проекта :

• Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (озере Байкал, об особенностях природы Сибири, флоре и фауне нашего края);

• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• Развитие воображения и творческой активности;

• Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения; развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Сибири.

Содержание этапов проекта.

Проект включает три этапа : подготовительный, практический и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Составление перспективного плана по ознакомлению детей с озером Байкал и природой Прибайкалья. Подбор иллюстративного и видеоматериала.

1. Блок «Байкал самый, самый»

(формирование представлений о географическом положении Байкала, уникальности озера, размере, глубине, возрасте, происхождении, климате, ветрах)

2. Блок «Растения Сибири»

(формирование представлений о растительном мире Сибири, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира)

3. Блок «Животные нашего края»

(формирование представлений о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания)

4. Блок «Защитим природу»

(формирование представлений о научной и трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев; проблемах экологии и охраны природы)

Практический этап.

Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

1. Использование словесных методов:

• Беседы, легенды о Байкале (в гости к детям приходил персонаж Сибирячок, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).

• Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе ( дети составляли сказки: «Как браконьер стал фотохудожником»; «Как тигры исчезли, когда вырубили тайгу»; «Как дети со спичками в лес пришли» и др.).

• Восприятие художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний ( дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о нерпе, о голомянке, о зимующих птицах и др.)

2. Использование метод экспериментирования и моделирования.

• Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок

• Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Байкала, составление маршрута для путешествия по тайге).

• Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

• Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Байкал грустный, грозный, приветливый и др.

3. Практические методы.

• Наблюдения в природе : знакомство с различными видами деревьев (у нас на участке растут сосна, ель, рябина, берёза);

• Наблюдение за лесными цветами (жарки, стародубы, колокольчики и многие другие).

• Решение проблемных ситуаций «Что будет, если вся вода на Земле станет грязной?»; «Что ты можешь сделать, если увидишь пожар в лесу?»; «Как ты объяснишь другу, что нельзя рвать цветы из Красной книги».

• Рисование «красота Байкальской воды» (по-мокрому) «Редкие растения Прибайкалья», «Зелёная планета глазами детей», рисование рыб по трафарету;

• Коллаж «Разноцветный Байкал»;

• Аппликация «Кедр»;

• Лепка нерпы, животных, птиц для макета «Байкал»,

Раскраски: птицы, животные тайги;

• Составление книги «Наш Байкал» (из материала собранного детьми и родителями, детских рисунков)

Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»;

• Создание плакатов

• Викторина «Мы живем на Байкале»

• Фотовыставка «Жемчужина Сибири».

• Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами : наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).

4. Наглядные методы.

• Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Заповедники Байкала», «Цветы Сибири», «Легенды байкальского леса»).

• Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, («Байкальские фантазии», «Жемчужина Сибири», закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Байкал – батюшка, Сибирь – матушка.

5. Развивающая предметно-пространственная среда

• Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы «Сибирячок», легенды, сказки, карта Иркутской области).

• Макет озера Байкал

Экологическая мини-лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал : камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

6. Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Приём у врача фитотерапевта»; «Больница для нерпы»; «Пожар в лесу»; «Турпоход», «Встреча на берегу Байкала», «Зоолечебница», «Фотоохота».

Дидактические игры: «Найди детёныша для мамы», «Собери животное», «Определи дерево по листочку», «Что лишнее?», «Назови плод» и др.

Творческие игры: «Путешествие в водное царство», «В гости к нерпе».

7. Работа с родителями.

• Беседы родителей с детьми о Байкале и природе родного края.

• Альбомы «Расскажи о Байкале»

• Изготовление скворечников.

• Газета для родителей «Узнай больше о Байкале»

• Конкурс плакатов «Защитим природу»

• Выставка фотографий «Путешествия по Байкалу» (дети и родители на отдыхе)

• Пополнение художественной и научной литературы.

• Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Байкал – жемчужина Сибири». Дети закрепили знания о Бакале, его красоте и величии.

Итогом проекта «Байкал и природа Прибайкалья» стала совместная с родителями викторина «Мы живем на Байкале».

Литература:

1. Мишарина Л. А., Горбунова В. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья. - Иркутск, 2007

2. Галкина И. А, Галеева Е. В. Путешествие по Байкалу. - Иркутск, 2011

3. Гусев О. К. На очарованном берегу. – М. : Сов. Россия, 1990

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : Сфера, 2003

5. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте, - М. : академия, 2010

Публикации по теме:

КВН «Знатоки Прибайкалья» Цель: Развивать экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста через ознакомления с животным миром Прибайкалья.

Педагогический проект «Технология изготовления лэпбука в проектной деятельности старших дошкольников «Животные Прибайкалья» 1. Предпосылки и необходимость данного проекта (проблематика) При анализе работы с дошкольниками по экологическому воспитанию, мною были.

Проект «Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ г. ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ.

Проект «Природа Хакасии» Название проекта «Природа Хакасии» Автор Марфина Елена Анатольевна Вид проекта : познавательный. Цель проекта: Воспитание у детей чувства.

Проект «Природа в рисунках детей» Актуальность: Искусство – один из способов познания действительности и творческого преобразования мира человека. Для творчества необходимы.

Проект создания мини-музея «Животный мир Прибайкалья» старший дошкольный возраст Обоснование для разработки проекта У детей не достаточно сформированы знания о животном мире Прибайкалья Представления детей об обитателях.

Экологический досуг «Воздух» в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души».Экологический досуг «Воздух» в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души». ДОСУГ по теме «Воздух» (Появляется Карлсон с шариками в руках). Карлсон Здравствуйте, ребята. Я так рад, что наконец - то добрался до.

Экологический праздник «Здравствуй, матушка-природа» «ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА - ПРИРОДА». Цель: закрепить знания лесных обитателей, название деревьев лесных, правила поведения в лесу, воспитывать.

Экологический проект «Я и природа» Проект «Я и Природа» Аннотация Проект «Я и природа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен.

Экологический проект «Мы и природа», подготовительная группа Вид проекта: • По направленности: информационно – познавательный, творческий. • По количеству участников: групповой. • По продолжительности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Байкал и природа Прибайкалья»
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 19:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД