Ирина Федосова
Педагогический проект «Путешествие в мир транспорта»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Актуальность выбора темы проект обусловлена следующими критериями:
1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего 7 лет. Но они имеют не приходящее значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Федеральной государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Публикация «Педагогический проект „Путешествие в мир транспорта“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
2. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.
Введение в предметный мир предполагает:
ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. д.)
восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
формирование умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях развивающей предметно – пространственной среды;
Развитие способности устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к окружающему миру в процессе игр с игрушками.
Гипотеза
Усвоение большого объема информации о транспорте, осмысление связи между предметами и явлениями будет наиболее эффективным, если выбранную тему «проецировать» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности; если создать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей, а также, если организовать активное участие родителей и специалистов ДОУ в работе по теме.
Таким образом, получится целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету,
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители
Период выполнения проекта: краткосрочный (1 неделя)
Цель проекта: Формирование представлений о разновидностях транспорта, его классификации и назначении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами (наземный, водный, воздушный, учить различать основные части транспорта.
Познакомить детей с профессиями, связанными с работой на транспорте.
Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах
Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки;
Описание проекта.
Работа по реализация цели и задач проекта происходит в нескольких направлениях:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (повышение уровня знаний о личностной и социальной готовности ребенка к школе, привлечение к совместной деятельности,
- Создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Цель: мотивация детей на ознакомление с транспортом; создание материальной базы; определение ведущих видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка планирования проекта.
Целеполагание
Определить вид проекта.
Определить цели и задачи развития обучения, воспитания.
Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта.
Составить план этапов реализации проекта.
Продумать каким образом можно включить детей, специалистов ДОУ, педагогов и родителей в проект.
Изучение методической литературы.
Подборка художественной литературы по теме.
Проектирование развивающей предметно – пространственной среды.
Разработка и утверждение календарного планирования работы с детьми, педагогами, родителями, школой.
Анализ игр, составление картотек игр.
Основной этап.
Цель: совместная реализация педагогами, родителями и детьми проекта.
Работа с детьми
Содержание работы
Формы работы
1. Беседа: «Какой бывает транспорт»
Задачи: расширять представления детей о видах транспорта, его назначении. Учить делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их значением. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей.
2. Ситуативный разговор «Улица полна неожиданностей»
Задачи: формировать элементарные знания о правилах поведения на дороге, формировать умение адекватно реагировать на дорожные ситуации. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей
3. Беседа «Профессии на транспорте»
Задачи: Познакомить с профессиями – шофер, летчик, моряк. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых
4. Игровая ситуация «Мы – пассажиры»
Задачи: закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем.
5. Стихи о транспорте:
А. Барто: «Грузовик», «Самолёт», «Кораблик», «Жил на свете самосвал»; П. Макуха «Пешеход»
Задачи: Учить слушать литературное произведение, рассказывать стихотворение наизусть. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
6. Произведения о транспорте: А. Берестов «Про машину»,
С. Михалков «Моя улица», М. Дружинина «Наш друг – светофор», С. Михалков «Дядя Стёпа»,
Задачи: Приобщать детей к словесному искусству через чтение и слушание художественных произведений. Поощрять желание детей делиться впечатлениями от прочитанного.
7. Дидактическая игра «Один - много»
Задачи: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
8. Дидактическая игра «Кто чем управляет»
Задачи: закреплять знания о профессиях на транспорте. Обогащать активный словарь детей.
9. Загадки о транспорте
Задачи: научить детей понимать смысл загадки, объяснять её. Обогащать активный словарь детей. Развивать логическое мышление.
10. Рассматривание коллекции автомобилей «Наш автопарк»
Задачи: уточнить и расширить представления детей о некоторых транспортных средствах. Поощрять попытки рассказывать об игрушке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
11. Наблюдения за разными видами транспорта
Задачи: Уточнить представления детей о транспорте. Активизировать словарь: дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, перекрёсток. Вырабатывать осторожное поведение детей на дороге. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.
12. Настольно- печатные игры: лото «Дорожные знаки», «Паровозик для зверят», домино «Транспорт».
Задачи: закреплять представления детей о разных видах транспорта, правилах дорожного движения.
Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.
13. Дидактические игры
«Сложи картинку», «Что пропало», «Найди, чем отличаются», «Почини машину», «Узнай по части», «Светофор»
Задачи: закреплять полученные знания. Развивать внимание, мышление. Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.
14. Конструирование «Трамвай», «Грузовик»
Задачи: Побуждать детей к конструированию. Активизировать словарь по теме. Развивать умение использовать свои постройки в игре. Продолжать учить различать предметы по размеру.
15. Режиссерская игра на макете
Задачи: Развивать навыки совместной игры, предложив различные варианты сюжета.
Закреплять знание правил дорожного движения
16. Пальчиковые игры «Мы поедем, полетим», «Пароходик», «Поездка», «Есть игрушки у меня»
Задачи: формирование представлений об окружающем мире. Развитие связной речи, активизация словаря. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
17. Сюжетно-ролевые игры «Мы – шофёры», «Автобус», «Путешествие на корабле»
Задачи: Помогать детям, объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
Упражнять детей в выполнении игровых действий, имитирующих бытовой процесс. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых;
18. Театрализованная игра – имитация «Машины едут», «Паровоз»
Задачи: Упражнять в имитации движения транспорта под музыку. Формировать культуру движений (четкость, ритмичность, выразительность). Развивать двигательную активность.
19. Музыкально – дидактическая игра «Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т. д.)
Задачи: учить анализировать звучание музыкальных инструментов и подбирать подходящие по звуку.
20. Песни «Едет паровоз», «Машина», Е. Железнова «Автобус»
Задачи: Формировать музыкально певческие умения в процессе подпевания взрослому. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Воспитывать интерес и любовь к музыке.
21. Раскрашивание иллюстраций «Транспорт»
Задачи: упражнять в аккуратном раскрашивании. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать словарь названиями видов транспорта
22. Аппликация «Автобус»
Задачи: Развивать умение классифицировать виды транспорта. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. Развивать мелкую моторику рук.
Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.
23. Рисование «Кораблик» Задачи: Вызвать интерес к созданию образа. Развивать мелкую моторику и двигательную активность. Ввести в словарь детей слова "капитан", "парусник"
24. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Самолёты»
Задачи: Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег).
25. Игра малой подвижности «Красный, желтый, зеленый».
Цель: закреплять представление о трех сигналах светофора. Упражнять в умении выполнять движения в соответствии с цветом кружка. Развивать внимание, быстроту реакции, двигательную активность.
26. Динамические паузы «Песенка друзей», «По ровненькой дорожке»
Задачи: формировать умение координировать речь и движение. Развивать двигательную активность.
27. Дыхательная гимнастика «Надуем паруса»
Задачи: Развивать речевое дыхание. Воспитывать желание помогать сверстникам.
28. Физкультурное развлечение «Автомобилисты» Задачи: укрепление здоровья детей, создание положительного настроения от занятия физкультурой, уточнить представление детей о транспорте.
Работа с родителями
Консультации для родителей в родительском уголке:
- «Все начинается с малого»
Консультации в папках - передвижках:
-«Улица полна неожиданностей»
«Дети на дорогах»
Создание и демонстрация картотеки по теме (потешки, стихи, загадки и т. д.)
Привлечение родителей к созданию атрибутов для сюжетно-ролевых игр
Анкетирование «Осторожно: дорога!»
Привлечение родителей к созданию выставки «Наш автопарк»
Беседа «Начните с себя»
Итоговый этап.
Цель: представление родителям, педагогам проекта, наметить пути дальнейшего проектирования и сотрудничества.
Итоговое мероприятие
Отчеты о результатах проекта на сайте детского сада
Оформление фотовыставки: «Путешествие в мир транспорта»