Марина Семенюта
Педагогический проект «Сказка через мнемосхемы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный
Образовательная область:речевое развитие, художественное развитие, социальное развитие
Участники проекта: групповой (дети 3-4-х лет, воспитатели)
По времени проведения: среднесрочный (6 месяцев)
По характеру контактов: в рамках ДОУ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Способствовать развитию связной речи детей.
Публикация «Педагогический проект „Сказка через мнемосхемы“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
2. Обогащать словарный запас детей.
3. Прививать любовь к книге, художественному слову.
4. Учить детей внимательно слушать, следить за сюжетом, отвечать на вопросы.
5. Формировать умение пересказывать сказки.
6. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
7. Учить детей использовать при пересказе все части речи, употреблять прилагательные, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
8. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.
9. Развивать образное мышление, творческий потенциал, память детей.
10. Формировать основы нравственного поведения на примере героев сказок.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Использование мнемосхем и мнемотаблиц как элементов мнемотехники при пересказе русских сказок будет способствовать формированию у детей умения раскрывать существенные особенности объектов, видеть закономерные связи, способствовать формированию системных знаний и наглядно-схематического мышления, что в свою очередь приведет к более успешному развитию связной речи и речевой активности воспитанников.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс развития связной описательно-повествовательной речи детей младшего дошкольного возраста с помощью использования таких элементов мнемотехники, как мнемосхемы и мнемотаблицы.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Совершенствована связная речь детей.
2. Активизирован и обогащен словарный запас детей.
3. Формируется умение пересказывать сказки.
4. Содействие развитию внимания, памяти, образного мышления.
5. Развит интерес детей к художественной литературе.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время у большинства детей 3-4 лет отмечаются нарушения лексического и грамматического компонентов речи, а также бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Дети испытывают трудности в построении монолога: например, сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, пересказа текста. Как следствие – неполноценное речевое общение. Нарушение речи влечет за собой недостаточную сформированность таких процессов, как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Все вышеперечисленное обусловливает использование при обучении связной речи дошкольников нетрадиционных форм, одной из которых является мнемотехника.
Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Данный проект предполагает использование наглядных опорных схем на наиболее доступном для детей 3-4 лет материале – сказках. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными и позволяют раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Подготовительный (ноябрь 2016 г.):
- изучение литературы по теме;
- определение целей и задач проекта, составление плана;
- анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»;
- составление консультаций для родителей «Сказка – ложь, да в ней намек», «Что читать детям», «Роль фольклора в развитии детей»;
- подбор книг для выставки «Русские народные сказки»;
- разработка и реализация мини-музея «Теремок»;
- диагностика речевого развития детей.
2. Основной (декабрь 2016 г. – апрель 2017 г.):
Декабрь 2016 г. – чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций художников к сказке, НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Река», д/и «Разложи по порядку», д/и «Угадай, кто».
Январь 2017 г. – чтение русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций художников к сказке, д/и «Угадай, кто», «Чего не стало», НОД по развитию речи «В гости к колобку».
Февраль 2017 г. – чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок», рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке, просмотр мультфильма «Цыпленок и утенок», НОД по развитию речи «Пересказ сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок», д/и «Чего не стало».
Март 2017 г. – чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций художников к сказке, просмотр мультфильма «Теремок», отгадывание загадок про героев сказки, НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Теремок», д/и «Разложи по порядку».
Апрель 2017 г. – чтение сказки В. Сутеева «Кораблик», рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке, беседа «Кто такой друг», прослушивание песни «Дружба крепкая», НОД по развитию речи «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик», д\и «Найди ошибку».
3. Заключительный (май 2017 г.):
- итоговое мероприятие - НОД по развитию речи «По дорогам сказок»;
- д\и: «Угадай сказку», «Узнай героя по описанию», «Чего не стало», «Разложи по порядку», «Найди ошибку»;
- диагностика речевого развития детей, анализ результатов;
- оформление и презентация проекта.