Папки-передвижки

Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов»

Ульяна Подколзина
Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов»

Вид проекта : ролево - игровой

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.

Образовательная область: физическая культура, здоровье, познание, музыка, коммуникация, социализация.

Публикация «Психолого-педагогический проект „Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов“» размещена в разделах

Актуальность.

Не все в жизни пятилетнего ребенка вызывает искренний интерес, поэтому он должен уметь “включать” волю, уметь подчинять свои действия требованиям “надо”, а не “хочу”. Отсутствие или недостаточное развитие произвольности, к сожалению, является проблемой большинства детей. Дети на занятиях не могут усидеть на месте больше 5 минут, постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные движения (сосут палец, качаются на стуле, действуют импульсивно, громко говорят все, что им приходит в голову. Поэтому важно, чтобы старший дошкольник умел планировать, проверять и корректировать свою деятельность, вел себя в соответствии с правилами и требованиями.

Наблюдая за воспитанниками во время занятий физической культурой и досугов, инструктор по физической культуре часто обращает внимание на негативное эмоциональное поведение детей в случае их проигрыша либо поражения в подвижных играх или эстафетах.

Принимая во внимание все вышеизложенное, встал вопрос о том, как более эффективно, применительно к двигательной сфере дошкольника обеспечить сопровождение воспитанников во время физкультурных занятий: переключить их внимание на совместную деятельность, в которой нет победителей и проигравших. Таким образом, эффективным условием развития произвольности у детей стало взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога ДОУ.

На досугах дети закрепляют полученные на физкультурных и коррекционно-развивающих занятиях с психологом знания, умения и навыки. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, через развитие движений ребенка мы опосредованно оказываем влияние на развитие психических свойств и процессов, в том числе высшей нервной деятельности.

Цель проекта :

Создание и апробирование модели интеграционного взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре, как эффективного условия, направленного на развитие произвольности детей шести лет.

Задачи:

Определение и обоснование психолого-педагогических условий развития произвольности детей шести лет;

разработка планов-конспектов и апробирование физкультурных досугов с элементами психогимнастики;

развитие у детей умения контролировать и корректировать свою деятельность;

знакомство педагогов со способами развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста;

привлечение внимания родителей к вопросам развития у детей произвольности.

Гипотеза: Развитие произвольности у детей шести лет будет успешным при условии взаимодействия специалистов ДОУ в процессе :

диагностики уровня развития произвольности поведения

воспитанников;

разработки содержания и апробации физкультурных досугов с элементами психогимнастики;

создания картотеки психофизических упражнений.

Основные направления проекта :

развитие произвольности движений; преодоление двигательного автоматизма.

развитие произвольного внимания;

развитие умения выражать чувства и эмоции;

развитие пальчиковой моторики и координации движений.

Этапы и сроки проведения проекта

1. Организационный (октябрь)

2. Практический (ноябрь-декабрь)

3. Заключительный (январь)

Предполагаемый результат:

- ребенок правильно оценивает поступки сверстников, объясняет возможный свой поступок;

- мотивирует свою оценку;

- умеет понимать чувства других детей;

- умеет вести себя в соответствии с требованиями и правилами;

- владеют азами психомышечной тренировки.

Реализация проекта :

[/b]

Процесс реализации проекта проходил по составленному плану.

1 этап – организационный. Подготовка методического обеспечения проекта (подбор литературы и создание картотеки игр и упражнений с элементами психогимнастики). Подбор диагностических методик с целью определения уровня развития у детей произвольности внимания, движений, эмоциональных проявлений и поведения. На этом же этапе проводился мониторниг уровня развития произвольности, был составлен план мероприятий, разработано содержание физкультурных досугов с элементами психогимнастики. Ознакомление родителей с целями и задачами формирования у детей произвольности поведения.

2 этап – практический. Время проведения практических занятий психофизической тренировкой составляет 30-35 минут, по подгруппам до 10 человек. Для достижения эффекта занятия проводятся 2 раза в неделю. Каждое из них включает в себя 3 последовательных этапа:

1. динамические упражнения аэробного характера;

2. напряжение отдельных мышечных групп с последующим их расслаблением в форме определенных статических поз;

3. сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации.

С точки зрения укрепления здоровья ребенка и формирования устойчивости организма к школьным нагрузкам, последовательность этапов занятия позволяет:

• научить ребенка произвольно регулировать тонус основных мышечных групп с помощью различных по форме и интенсивности физических нагрузок;

• восполнить дефицит двигательной активности и увеличить выносливость всего опорно – двигательного аппарата;

• осуществить выход как гиперстенических эмоций (в первой части занятия, так и эмоций спокойствия, радости, умиротворения, что происходит во время релаксационного сеанса.

На этом же этапе проводились игры по блокам:

1 блок – игры, упражнения направленные на представление о понятии «успех», выработку уверенности в своих возможностях, развитие слухового внимания : «Я сильный! Я слабый!», игра «Я справлюсь», «Я смогу!», «Мусорное ведро», «Звезда удачи», «Слушай хлопки», «Запретное число».

2 блок – развивающие игры, содержащие правила игры или условие; игры соревнования; релаксационные упражнения на снятие напряжения и скованности; игры на перевоплощения; подвижные игры на управление эмоциями и контролирование импульсивного поведения: упражнение «Яблонька», «Самолетики», «Птенчики», «Море волнуется», «Дыши и думай красиво».

3 блок – игры с правилами включающие очередность действий и/ или направленные на выработку усидчивости: игры Никитина: «Уникуб», «Сложи узор»; головоломки, блоки Дьенеша, шахматы, шашки, домино, лото.

Особенность предполагаемого способа сводится к тому, что правило становится всё менее связанным с воображаемой ситуацией и всё более относится к самому играющему ребенку. В правилах заключается значение игры для развития произвольности. Правило становится средством осознания своего поведения и средством овладения им, которое свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, не игровых ситуациях.

Важную роль в решении задач по развитию произвольного поведения дошкольников играет семья. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в детском саду не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги). Поэтому мы предложили родителям создать фото-альбом “Семейный опыт познавательно-двигательных мероприятий”, изготовили картотеку игр по развитию произвольности поведения. Участие родителей в совместных мероприятиях.

Известно, что однообразные упражнения дети выполняют неохотно. Если же они организованы как увлекательное путешествие, где нужна сила, ловкость, точность движений, то появляется желание заниматься, интерес к выполнению упражнений, эмоциональный настрой. Эмоции во время физкультурных занятий возникают спонтанно, а присутствие психологических заданий помогает осмысливать их проявление.

В физкультурно-психологические досуги включается рациональное чередование статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. Между эстафетами проводятся психогимнастика, психомышечная тренировка и другие психологические упражнения. Свобода импровизаций, разнообразие различных вариантов выполнения психологических заданий помогают переключить внимание детей после неприятных проигрышных ситуаций в эстафетах и подвижных играх.

Средства: различные виды ходьбы и бега, прыжки, лазанье, ритмические упражнения, подвижные и спортивные игры, соответствующей сюжету занятия, эстафеты, элементы сказкотерапии, психомышечная тренировка, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения. Используемые средства подчинены решаемым на занятии задачам и применяются в форме, соответствующей его сюжетной линии.

Заключительная часть – итог физкультурно-психологический досуг, совместно с родителями. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что им было трудно выполнить.

Задачи: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от выполнения упражнений.

Средства: игры малой подвижности, упражнения на дыхание, релаксацию, психорегуляцию и развитие мелкой моторики, упражнения для сплочения группы в кругу.

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики мы использовали специальную музыку, тематически связанную с сюжетом в сочетании с естественными природными звуками. Музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.

Большое значение на интегрированных физкультурно-психологических досугах имеет наглядность – картинки, соответствующие сюжету досуга, оформление спортивного зала. Это способствует развитию образного восприятия, творческого мышления. (Сценарий досуга см. в следующей статье)

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость выдержку, дисциплинированность, усидчивость.

3 этап – заключительный. Проведено контрольное анкетирование родителей, диагностика уровня сформированности психофизических качеств.

Оформление фото-галереи «В мире детских эмоций».

Результаты

Разработанный нами проект по развитию произвольности экспериментально апробирован с детьми 5–6 лет и их родителями. Важным результатом проведенной работы явилось повышение уровня психофизических способностей, умение сдерживать импульсивное поведение, лучшая сосредоточенность детей. Эти качества личности необходимы для успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Интеграционное взаимодействие специалистов ДОУ с семьей в вопросах здоровьесбережения 1 слайд Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас с нашей работой по теме: 2 слайд «Интеграционное взаимодействие специалистов.

Развитие творческого потенциала детей через взаимодействие воспитателя и педагога по ИЗО «Рисунок придаёт вещам форму, Краска- жизнь. Она божественное дыхание, Которое всё оживляет». Денни Дидро Развитие творческого потенциала.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Осень в Башкортостане» (взаимодействие специалистов ДОУ)Интегрированное занятие в подготовительной группе «Осень в Башкортостане» (взаимодействие специалистов ДОУ) Цели мероприят я: • воспитание у детей чувства красоты, любви к родной природе; • развитие творческих способностей и формирования эстетического.

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ в осуществлении оздоровительной работы с детьми» Одной из задач федерального государственного стандарта дошкольного образования является: охрана и укрепление физического и психического.

Педагогический проект «Художественно — эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно – эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Проект «Развитию морально-нравственных качеств личности детей через взаимодействие с Центральной детской библиотекой» Слова к слайдам. 1 слайд. В 2014 – 2015 учебном году в нашей группе был реализован проект «Развитие морально - нравственных качеств личности.

Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №314» Проект ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Взаимодействие специалистов ДОУ Цель: создать условия для успешной коррекции речевых недостатков в режимных моментах или в воспитательно – образовательном процессе, формировать.

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 09:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД