Лучший педагог года

Взаимодействие специалистов ДОУ

Наталья Мокрецова
Взаимодействие специалистов ДОУ

Взаимодействие специалистов ДОУ

Цель: создать условия для успешной коррекции речевых недостатков в режимных моментах или в воспитательно – образовательном процессе, формировать правильную речь, как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.

Задачи:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

4. Развитие навыков связной речи.

Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ» размещена в разделах

Интеграция видов деятельности детей в коррекционной деятельности

Субъект

к/р

работы

Коррекционные задачи

Виды деятельности

Учитель-логопед - Коррекция нарушенных звуков, автоматизация и дифференциация. - Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза. - Формирование слоговой структуры слов. - Развитие словаря. - Развитие лексико-грамматических категорий. - Развитие связной речи. - Развитие всех видов восприятия (зрительное, слуховое, тактильно - двигательное,

- Развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация). - Развитие мелкой моторики рук и зрительно - двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма. - Развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.

- Освоение представлений социального характера (оказание взаимопомощи, участие в коллективных мероприятиях; развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках) Коммуникативная

Познавательно -исследовательская

Двигательная

Игровая

Воспитатели

- Формирование культурно - гигиенических навыков, развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления

- Формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе

- Подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

- Обучение трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами

- Формирование полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

- Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений.

- Формирование пассивного и активного словаря.

- Развитие связной речи.

- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.

- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

- Расширение кругозора, обогащение жизненного и нравственного опыта

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Восприятие художественной литературы

Инструктор по физической культуре

- Развитие речи посредством движения. - Формирование пространственных и временных представлений. - Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности. - Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально - волевых качеств личности.

Двигательная

Познавательно - исследовательская

Коммуникативная

Музыкальный руководитель

- Развитие и формирование слухового внимания и слуховой памяти, координации движений, умение передавать музыкальный ритмический рисунок;

- Развитие дыхания, просодики

Познавательно - исследовательская

Музыкальная

Преподаватель по ИЗО

Развитие тонкой моторики рук и зрительно - двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма.

Изобразительная

Двигательная

Для осуществления образовательной деятельности с детьми в группе комбинированной направленности подразумевается наличие специалистов – логопедов, которые будут направлять и контролировать взаимодействие воспитателя с детьми, с родителями в вопросах речевого развития и коррекции. В тоже время, весь образовательный процесс с детьми группы комбинированной направленности, будет скоординирован со всеми специалистами и направлен на преодоление речевых нарушений через разные виды деятельности: рисование, плавание, занятия спортом и т. д.

Для успешной реализации образовательного процесса заведены тетради взаимодействия со всеми специалистами.

Алгоритм тетради взаимодействия со специалистами

Дата Тема, цель Рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по плаванию, Отметка о выполнении воспитателя

Воспитатель

Обязательным условием развития детей с ОНР является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать, как познавательные, так и социальные задачи.

Взаимодействие :

Воспитатель + дети

Воспитатель проводит занятия с детьми, праздники, экскурсии, различные конкурсы, досуги, наблюдения, походы; дидактические, подвижные, режиссёрские, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, ведёт проектную и исследовательскую деятельность.

Воспитатель + родители

Для родителей воспитатель проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, семинары, деловые игры, «круглые столы», мастер-классы, даёт практические рекомендации и советы.

В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Педагог-психолог

Для успешного воспитания и обучения детей с ОНР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводиться психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

- своевременно выявить детей с общим недоразвитием речи;

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребёнка с ОНР;

- определить оптимальный педагогический маршрут;

- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОНР в дошкольном учреждении;

- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- определить условия воспитания и обучения ребёнка;

- консультировать родителей ребёнка с ОНР.

Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребёнка с проблемами в речевом развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:

Педагог-психолог + воспитатель

Психолог дает практические рекомендации и советы воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с детьми после занятия, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Педагог-психолог + дети

Психолог проводит занятия с детьми. Использует артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, релаксационные паузы.

Педагог-психолог + родители

Для родителей психолог проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, даёт практические рекомендации и советы.

В работе используются следующие формы: подгрупповая, в микрогруппах индивидуальная.

Педагог дополнительного образования по рисованию

Основная цель художественно-эстетического развития - обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОНР должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.

В зависимости от степени речевых возможностей ребёнка, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объёмность, цвет, контрастность, продумывать способы предъявления материала (показ, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.

Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:

Педагог по рисованию + воспитатель

Педагог по рисованию дает практические рекомендации воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с некоторыми детьми после занятия. Включает речевые задачи.

Педагог по рисованию + дети

Педагог по рисованию проводит практическое занятие с детьми. Использует, как индивидуальные, так и коллективные формы работы.

Педагог по рисованию + родители

Для родителей педагог по рисованию проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, мастер-классы.

В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, в мигрогруппах, индивидуальная.

Инструктор по плаванию

Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:

Инструктор по плаванию + воспитатель

Воспитатель группы должен ежедневно взаимодействовать с инструктором по плаванию. Хорошие результаты по подготовке детей к очередному занятию даё т предварительная работа в группе:

С детьми: беседы, конкурсы рисунков, выставки поделок из нестандартного материала, подборка картинок и создание тематических картотек и каталогов, т. е. деятельность, направленная на показ и закрепление движений с помощью моделирования.

С родителями: беседы о регулярном посещении занятий в бассейне и отсутствии пропусков занятий без уважительных причин; рассказ о необходимости специальной формы (купальные принадлежности, халат, обувь) и гигиенических принадлежностей для занятий плаванием (мочалка, мыло, полотенце); консультации о значении плавания и закаливания в оздоровлении ребёнка (систематическое посещение занятий приводит к снижению заболеваемости).

Инструктор по плаванию дает практические рекомендации воспитателю по правильному дыханию детей.

Инструктор по плаванию + дети

Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне, включает в занятие:

- плавание на воде «Аквабилдинг»;

- акваэробику с мячом на воде «Весёлые утята»;

- подводную разминку «Бригитта»;

- дыхательную гимнастику;

- дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом;

- дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом;

- релаксационные упражнения;

- образно-игровые упражнения в воде и на суше «Весёлая карусель»;

- игры-соревнования;

- игры на воде с нестандартным оборудованием.

Инструктор по плаванию + родители

Рекомендации родителям:

- Доброжелательность и взаимная заинтересованность в занятиях в бассейне (родители рассказывают о своём детском опыте посещения бассейна, общении с водой: при этом можно использовать фотографии, нарисовать совместный рисунок, вырезать или вылепить из подручного, нестандартного материала фигуры морских обитателей);

- Терпеливое отношение в изучении новых движений (помочь ребёнку в словесном контакте понять необходимость и правильность выполнения трудных упражнений, посредством сказкотерапии, например, вместе с ребё нком придумывать новые сказки: «Путешествие в подводное царство», «В гостях у Золотой рыбки», «Русалка и дельфин». Д

Инструктор по физической культуре

Основная цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОНР включается адаптивная физическая культура (АФК) – комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с нарушениями речи, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты.

АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей. Цель АФК - улучшение качества жизни детей с ОНР посредством физической активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как путём изменения самого ребёнка, так и окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначение предметов;

- развитие речи посредством движения;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

- управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:

Инструктор по физической культуре + воспитатель

Инструктор по физической культуре дает практические рекомендации воспитателю. Воспитатель проводит физкультурно-оздоровительную работу в течение дня: утренняя гимнастика, спортивные подвижные игры и упражнения на прогулке и в группе, физкультминутки (в середине статистического занятия, а также индивидуальную работу с некоторыми детьми после занятия. Дети используют физкультурное и спортивно-игровое оборудование в самостоятельной двигательной деятельности, а также самостоятельно играют в подвижные и спортивные игры.

Инструктор по физической культуре + дети

Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия в спортивном зале и на улице ( включает в занятие: основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и упражнения, подвижные игры, а также организует активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья).

Инструктор по физической культуре + родители

Для родителей инструктор по физической культуре проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей. А также организует активный отдых: совместные спортивные соревнования, дни здоровья.

В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная и в микрогруппах.

Учитель-логопед

Задачи развития речи:

- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

- развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качество, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;

- воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

- формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);

- развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддержать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельно высказывания разных типов;

- формирование элементарного осознания явления языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;

- развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОНР, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Целью является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей норма + общее недоразвитие речи в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Основной формой работы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающиеся занятия должны носить игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

- охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной системы и гигиенической культуры;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

- речевого и креативного развития;

- сенсорного развития;

- моторного и конструктивного развития.

Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:

Учитель-логопед + воспитатель

Логопед дает практические рекомендации и советы воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с детьми после занятия, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Учитель-логопед + дети

Логопед проводит занятия с детьми. Использует артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, релаксационные паузы.

Учитель-логопед + родители

Для родителей логопед проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, даёт практические рекомендации и советы.

В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Публикации по теме:

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Долгосрочный проект «Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в формировании здорового ребенка» Все мы любим наших детей и хотим видеть их здоровыми и счастливыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных.

Городское МО «Росток» для молодых специалистов — фотоотчетГородское МО «Росток» для молодых специалистов — фотоотчет 25 февраля в нашем детском саду прошло городское методическое объединение для молодых специалистов на тему «Инновационные технологии в ДОО».

Отчет о работе специалистов коррекционной группы за учебный год Вот и закончился учебный год. Этот год был интересными плодотворным. Пришлось потрудиться и педагогам и воспитанникам. Приходя каждый.

Показ для молодых специалистов интегрированного занятия в подготовительной группе Программное содержание: В интересной и занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации.

Применение элементов смехотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ Смех — одна из реакций человека на юмор, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ» ПРОГРАММА ПРОЕКТА Проблема Затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы всех специалистов ДОУ. Цель проекта Разработка.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми» Предлагаю вашему вниманию семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Взаимодействие специалистов ДОУ (учитель-логопед - инструктор по.

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу Ермакова С. Г., Мотина А, А Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии,.

Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие специалистов ДОУ
Опубликовано: 13 октября 2016 в 19:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД