МААМ-картинки

Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха»

Юля Светличная
Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №314»

Проект

ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО ПОБЕДИТЕЛЕЙ СТРАХА

Подготовила: Чеботарева Римма Александровна

Практикующий психолог

Член Санкт Петербургской Организации Транзактных Аналитиков (СОТА) и Европейской Организации Транзактного Анализа (EATA)

Педагог – психолог МБДОУ №314

Актуальность проблемы

Публикация «Психолого-педагогический проект „Тайное общество победителей страха“» размещена в разделах

Страх – одно из четырех базовых человеческих чувств, НЕОБХОДИМЫХ для выживания, это эмоция мобилизующая силы организма перед лицом опасности, это чувство в котором кроется огромная движущая энергия. Но если страх чрезмерен, или подавлен, то он парализует. Противоположность страха — это чувство безопасности, которое с момента развития крохи в утробе матери и в течение всей жизни является особо значимым фактором для нормальной жизни и взрослого и ребенка. Сколько бы вокруг не говорили о том, что детство – лучшее время в жизни, самое и счастливое и беззаботное, на самом деле это не так! Ситуация «детства» сама по себе очень травмотична – ты маленький, ты ничего не решаешь в этом мире и в своей жизни, от тебя как будто ничего не зависит. При это от тебя много ждут, ты много ДОЛЖЕН (стараться, хорошо учится, не огорчать, не злить и наконец РАДОВАТЬ своих родителей). В нынешнее врем, когда очень модным стало «ранее развитие» происходит погоня за детскими успехами, родители таким образом удовлетворяют свои нарциссические потребности. Можно представить в каком напряжении живет маленький ребенок, зная что кто – то из друзей уже читает, а ты нет, кто – то красиво рисует, а ты нет, и мама восхищается не твоими успехами. Дети свято верят в то, что если они не будут «достаточно хороши» их бросят, разлюбят, не будут о них заботиться, они станут не нужны. А для ребенка оказаться брошенным равно погибнуть. Безусловно находясь под таким давление тревоги и страха о нормальном, спонтанном развитии речь идти не может. Снижение уровня детской тревожности является улучшение качества жизни ребенка. В виду вышесказанного работа с детской тревожностью напрямую связанна с работой с родителями.

Таким образом целью данной программы является:

- создание условий необходимых для преодоления детских страхов

- повышение психологической компетентности родителей и педагогов

Сопутствующие задачи:

1. Установление положительных взаимоотношений ребенка с психологом.

2. Совершенствования умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

3. Актуализация страхов с целью их коррекции

4. Снятие поведенческих нарушений у детей (торможение, импульсивность, скованность, возникающих в результате воздействия страхов.

5. Формирование позитивного образа Я

6. Поиск новых психологических ресурсов для эффективного развития.

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- снижения количества страхов;

- улучшение взаимоотношений родитель – ребенок.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста их родители и педагоги ДОУ.

Содержание программы:

1. Диагностический блок

2. Информационный

3. Развивающе – коррекционная работа с детьми

4. Просветительская работа с родителями и педагогами.

Важно отметить, что третий и четвертый блок реализуются параллельно.

1. Диагностический блок:

Цель: изучение нарушений психологического здоровья детей.

Диагностика:

- Тест «Страхи в домиках»

- Тест «Тревожности» (Р. Темлл, М. Дорки, В. Амен.)

2. Информационный блок

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей

3. Практический блок

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

4. Просветительский блок (Приложение 2)

Цель: поддержка семью, повышение психологической компетентности родителей и педагогов ДОУ.

Методы и техники используемые в программе:

Основным коррекционным методом выступает сказкотерапия, чтение сказки происходит в середине занятия, затем следует обсуждение услышанного.

Метод выбран не случайно многочисленные исседования показали, что особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.

Кроме того, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Непременным условием проработки страхов является их актуализация: при чтении сказки на какое-то время страх может усилиться. Этого не стоит бояться, так как у малыша происходит близкая «встреча» со страхами и он испытывает и переживает страх вместе с главным героем сказки. Однако эта встреча происходит уже не один на один, ведь рядом находятся надежные и близкие друзья, и конечно психолог, которые помогут справиться, с пониманием отнесутся к страхам ребенка и не будут торопить с победой над ними.

Вспомогательные методы:

1. Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Арт-терапия.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Структура занятия.

Ритуал приветствия, настрой на работу в группе – 10 минуты

Развивающе - коррекционный этап (чтение и обсуждение сказки, или арт – терапия с последующим обсуждением) - 20 минут

Подведение итогов и ритуал прощания - 10 минут.

Тематическое планирование практического развивающе – коррекционного блока:

№ Занятия Тема занятия время

1 Начало путешествия в страну не страшных страхов 40 мин.

2 У страха глаза велики 40 мин

3 Если очень захотеть 40 мин

4 Тайное правило 40 мин

5 Наши страхи 40 мин

6 Я больше не боюсь! 40 мин

7 Книга страхов 40 мин

8 Еще одна тайна 40 мин

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

ЗАНЯТИЕ 1.

Начало путешествия в страну не страшных страхов.

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, повышение уверенности в себе на примере своих достижений, поиск внутренних ресурсов для дальнейшей работы.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Каждое занятие начинается с ритуального зажжения свечки, мягкая игрушка – свободный микрофон, необходимо объяснить детям правило, что на занятиях мы уважительно относимся друг к другу, никого не перебиваем, и говорит тот, у кого в руках игрушка. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т. д.

2. Упражнение “ Росточек под солнцем”

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

3. Чтение сказки «Кенгуренок» (Приложение 1)

Обсуждение, ответы на вопросы после сказки, психолог говорит о том, что у вас тоже раньше был такой же страх, как у кенгуренка, но вы с ним справились! Несколько лет назад вы так же как кенгуренок боялись отходить от мамы, оставаться в садике, а теперь вы победили этот страх!

4. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .

Дети делятся своими открытиями на занятии, необходимо дать возможность каждому высказаться, затем дети берутся в кругу за руки и по цепочке передают друг другу тепло (любовь, уверенность, радость. на каждом занятии можно «передавать» что – то новое). Цепочка начинается с психолога и психологом заканчивается. Затем каждый загадывает про себя желание и вместе задувают волшебную свечки. Занятие завершено.

ЗАНЯТИЕ 2.

У страха глаза велики!

Цель : раскрытие своего “Я”, Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Упражнение “ Росточек под солнцем” (смотри занятие №1)

3. Чтение сказки «Подсолнечное семечко»

Обсуждение сказки, ответы на вопросы: чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться? Поиск ресурсов в уже преодоленных детских страхах. Дети приводят свои примеры того, как они чего – то очень боялись, а потом оказалось, что это было вовсе не страшно! (Например, девочка рассказала как она долго боялась сделать манту, а потом оказалось что ожидание прививки было куда страшнее самого укола).

4. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 3.

Если очень захотеть…

Цель: актуализация чувства тревоги и неуверенности в себе с целью поисков решения, формирование позитивного образа Я.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Упражнение “ Возьми и передай”

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3. Чтение сказки «Белочка - припевочка»

Обсуждение, ответы на вопросы после сказки: почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки? Поиск ресурсов в том, что дети приводят свои примеры того, как у них что – то получилось после того как они поверили в свои силы.

4. Упражнение “ Превращения”

Психолог предлагает детям :

нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;

испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 4.

ТАЙНОЕ ПРАВИЛО

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка;

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Игра “ На что похоже моё настроение?”

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Чтение сказки «Случай в лесу» (приложение 1)

Обсуждение, ответы на вопросы после сказки. Почему Зайчонку было плохо и грустно? Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

6. Рисование на тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 5.

НАШИ СТРАХИ

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка, актуализация страхов с целью поиска выхода из него.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, карандаши, фломастеры, альбомные листы, свеча, игрушка

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись. когда были маленькими.

3. Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким. ”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

4. Упражнение “ Чужие рисунки”

Детям по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 6.

Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ

Цель : преодоление негативных переживаний, актуализация страхов символическое уничтожение страха, поиск стратегий справляться со страхами, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Чтение сказки «Светлячки» (Приложение 1)

Обсуждение сказки, ответы на вопросы: чего больше всего боялся Волчонок? Что испытывал Волчонок, когда родители оставили его ночью одного? Опиши словами (подбери синонимы) и покажи (поза, жесты, мимика, как было страшно Волчонку ночью. Чему был рад Волчонок, когда помогал Папе-волку латать крышу? Кто и как помог Волчонку справиться со страхами? Давайте придумаем вместе как еще можно было помочь Волчонку?

3. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 7.

КНИГА СТРАХОВ

Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, карандаши, фломастеры, чистые листы бумаги А4, свеча, игрушка.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Упражнение «Паровозик»

Наше занятие мы начнем с приветствия. Сейчас мы с вами поиграем в "Паровозик". Это не простой паровозик. Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровиком? Отлично! После того как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет вагончиком и 'его помогать новому паровозику повторять его имя. (Цель игры — 'строить детей на работу в группе.)

Отлично!

Наш поезд останавливается на станции "Художественная". Все, прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Из вагончиков выходят не девочки и мальчики, а художницы и художники.

3. «Книга страхов»

Сегодня вы будете рисовать иллюстрации к "Книге страхов". Садитесь за столы и придумывайте свои картинки. (Цель — развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.) Когда все работы будут закончены, предложите детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Когда первый ребенок закончит рассказ, предложите всем, в том числе и автору, придумать, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал или стал менее страшным.

У вас замечательно получилось побороть страхи!

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 8.

ЕЩЕ ОДНА ТАЙНА

Цель : преодоление негативных переживаний, актуализация страхов символическое уничтожение страха, поиск стратегий справляться со страхами, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, свеча, игрушка.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Упражнение “ Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

“Я люблю…”, “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю. ”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

3. Чтение сказки «Случай в сказочном лесу» (Приложение 1)

Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы, беседа о том, что иногда страшное вовсе не страшное, почему некоторые люди хотят казаться злыми? Какие они на самом деле? Приведите пример из жизни.

4. Игра “ Комплименты”

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребё нок говорит : “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо, мне очень приятно!”

Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

Публикации по теме:

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» «Лимон-полезный фрукт. Тайное письмо» Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Лимон – полезный фрукт.

Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота» Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота» Цель занятия:.

Конспект занятия во второй младшей группе по разделу «Ребенок и общество» Тема: Я живу в г. Полоцке.Конспект занятия во второй младшей группе по разделу «Ребенок и общество» Тема: Я живу в г. Полоцке. Программные задачи: формировать представления о понятии город, знать название города, улиц, знаменательных мест, уточнить правила поведения.

Психолого-педагогический анализ НОД познавательное развитие по ФГОС в подготовительной к школе группе Общие сведения: Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе 6-7 лет, №15 «Знайки»,.

Психолого-педагогический портрет (вторая группа раннего возраста) Психолого-педагогический портрет второй группы раннего развития № 1. Возраст детей 2-3 года. Количество воспитанников : 19 человек. Адаптация.

Психолого-педагогический практикум с родителями детей младшего дошкольного возраста «Кто Важнее?» Цель: Содействовать осознанию родителей своей роли в развитии ребёнка раннего возраста для формирования взаимного доверия и эмоционального.

Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в моих ладошках»Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в моих ладошках» Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в наших ладонях» Пояснительная записка Через игры с песком существенно усиливается.

Психолого-педагогический проект «Психологическая гостиная» для сотрудников МБДОУ ЦРР ДС №12 «Орлёнок» г. Лобня Долгосрочный проект реализуется как профилактическая помощь педагогам и сотрудникам в преодолении стрессовых.

Торжественная церемония награждения победителей муниципального конкурса «Лучший по профессии» 2016 гТоржественная церемония награждения победителей муниципального конкурса «Лучший по профессии» 2016 г 21 июня состоялось «мероприятие, посвящённое награждению педагогов, которые участвовали в традиционном конкурсе «ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ», то.

Турслёт-2016. Кубок победителей (фотоотчет)Турслёт-2016. Кубок победителей (фотоотчет) Со 2 по 4 сентября 2016 года на территории загородного лагеря "Светлячок" проходил юбилейный XV туристский слет среди педагогических работников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха»
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 17:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД