Наталия Андреевна Полякова
Технология проблемного диалога через экологический проект
▼ Скачать + Заказать документы
Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы :
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырё х педагогических действий:
1) создание проблемной ситуации;
2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждение к формированию учебной проблемы;
Публикация «Технология проблемного диалога через экологический проект» размещена в разделах
4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Рассмотрим эти действия.
1) Создания проблемной ситуации.
Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2.
Прием 1 педагог одновременно предъявляет детям противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения.
Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив ребятам вопрос или практическое задание по новому материалу.
В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским (т. е. ограниченным и даже ошибочным) представлением детей и научным фактом. Для его создания применяется прием 3.
Прием 3 выполняется в два шага:
шаг 1 педагог обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»;
шаг 2 предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4, 5, 6. Сходство этих приемов состоит в том, что детям предлагается практическое задание на новый материал, а их различие — в сути задания.
Прием 4 ребятам дается задание, не выполнимое вообще.
Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т. е. такое, с которым они до настоящего момента не сталкивались.
Прием 6 выполняется в два шага:
шаг 1 педагог дает практическое задание, похожее на предыдущие; (Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания).
шаг 2 педагог доказывает, что задание все-таки не выполнено.
2) Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.
Представляет собой отдельные вопросы педагога, стимулирующие детей осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.
После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?».
Если же детям предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе : «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения?».
После приема 2, провоцирующего разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же разных мнений?».
В случае приема 3 научный факт и житейские представления детей «разводятся» в их сознании репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
При использовании приема 4 осознание абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».
После приема 5 (задание, не сходное с предыдущими) дети схватывают суть возникшего затруднения, если им помогают словами: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».
Из проблемной ситуации, созданной приемом 6, где дети используют старое знание, можно вывести так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».
3) Побуждение к формулированию учебной проблемы.
Поскольку проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема?» или «Какой возникает вопрос?».
4) Принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ребенка услышана и принята к сведению. Затем следует побудить детей к переформулированию проблемы репликами : «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
Пример: тема “Экосистема”
Анализ Учитель Ученик
– У кого дома есть домашние животные? Чем вы их кормите? Как еще ухаживаете за ними? – Покупаем корм для кошек и собак, наливаем молока в миску.
– А как ухаживаете за комнатными растениями? – Поливаем цветы, рыхлим землю.
– Что будет, если перестать выполнять эти действия? – Погибнут, завянут.
Вопрос-задание на новый материал – А ухаживаем ли мы за растениями и животными, живущими в природе, не домашними? – Не ухаживаем, не всегда, иногда.
– Что же с ними случится? – Они погибнут
Побуждение к осознанию – Отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? – Нет. (Проблемная ситуация)
Побуждение к проблеме – То есть, растения и животные в природе должны погибнут, потому что мы не ухаживаем за ними, но они не погибают. – Два. (осознание противоречия)
– Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? – Почему же они не погибают? Может кто-то ухаживает за ними?
Вопрос, тема -Какой возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске – Кто ухаживает за растениями и животными в природе? (Вопрос)
Выявить житейское представление “на ошибку”, предъявить научные факты (эксперимент, наглядность).
Подводящий к теме диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т. к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят детей к формулированию проблемы. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако, если это происходит, необходима принимающая реакция педагога («Так. Кто думает иначе?»).
пример: "Куда выбросить мусор?"
Я: Ребята!
Р. :- Что
Я:- Представляете, какой кошмар я сегодня встретила! Оказывается, за городом огромное скопление пластика, бутылок и всего такого. Как вы думаете, что это?
Р. :- Наверное это свалка?
Я:- Да! Это огромное образование, по территории его можно сравнить с небольшим городом. Как оно могло образоваться?
Р. : Наверное люди мусорят.
Я: - Люди, проезжающие мимо, выбрасывают мусор. Получается колоссальная свалка. Как вы думаете, кому это вредит?
Р. : Животным и птицам. Они могут проглотить пластик.
Я: - И, наверное, это свалка увеличивается?
Р. :- Конечно
Я:- Что нужно сделать, что бы свалка не увеличивалась?
Р. :- Нужно выбрасывать мусор в специально отведенные для этого места.
Я: -Правильно! И перерабатывать мусор, а не делать свалки?
Р. :- Да! И тогда не будет таких жутких мест!
Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы : побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.
Различие методов – в характере учебной деятельности дошкольников и, следовательно, в развивающем эффекте.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.
Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся.