Получи документы

Технология проблемного диалога через экологический проект

Наталия Андреевна Полякова
Технология проблемного диалога через экологический проект

Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы :

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырё х педагогических действий:

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формированию учебной проблемы;

Публикация «Технология проблемного диалога через экологический проект» размещена в разделах

4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

1) Создания проблемной ситуации.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2.

Прием 1 педагог одновременно предъявляет детям противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив ребятам вопрос или практическое задание по новому материалу.

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским (т. е. ограниченным и даже ошибочным) представлением детей и научным фактом. Для его создания применяется прием 3.

Прием 3 выполняется в два шага:

шаг 1 педагог обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»;

шаг 2 предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4, 5, 6. Сходство этих приемов состоит в том, что детям предлагается практическое задание на новый материал, а их различие — в сути задания.

Прием 4 ребятам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т. е. такое, с которым они до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 выполняется в два шага:

шаг 1 педагог дает практическое задание, похожее на предыдущие; (Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания).

шаг 2 педагог доказывает, что задание все-таки не выполнено.

2) Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.

Представляет собой отдельные вопросы педагога, стимулирующие детей осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.

После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?».

Если же детям предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе : «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения?».

После приема 2, провоцирующего разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же разных мнений?».

В случае приема 3 научный факт и житейские представления детей «разводятся» в их сознании репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

При использовании приема 4 осознание абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».

После приема 5 (задание, не сходное с предыдущими) дети схватывают суть возникшего затруднения, если им помогают словами: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».

Из проблемной ситуации, созданной приемом 6, где дети используют старое знание, можно вывести так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

3) Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Поскольку проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема?» или «Какой возникает вопрос?».

4) Принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ребенка услышана и принята к сведению. Затем следует побудить детей к переформулированию проблемы репликами : «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Пример: тема “Экосистема”

Анализ Учитель Ученик

– У кого дома есть домашние животные? Чем вы их кормите? Как еще ухаживаете за ними? – Покупаем корм для кошек и собак, наливаем молока в миску.

– А как ухаживаете за комнатными растениями? – Поливаем цветы, рыхлим землю.

– Что будет, если перестать выполнять эти действия? – Погибнут, завянут.

Вопрос-задание на новый материал – А ухаживаем ли мы за растениями и животными, живущими в природе, не домашними? – Не ухаживаем, не всегда, иногда.

– Что же с ними случится? – Они погибнут

Побуждение к осознанию – Отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? – Нет. (Проблемная ситуация)

Побуждение к проблеме – То есть, растения и животные в природе должны погибнут, потому что мы не ухаживаем за ними, но они не погибают. – Два. (осознание противоречия)

– Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? – Почему же они не погибают? Может кто-то ухаживает за ними?

Вопрос, тема -Какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске – Кто ухаживает за растениями и животными в природе? (Вопрос)

Выявить житейское представление “на ошибку”, предъявить научные факты (эксперимент, наглядность).

Подводящий к теме диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т. к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят детей к формулированию проблемы. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако, если это происходит, необходима принимающая реакция педагога («Так. Кто думает иначе?»).

пример: "Куда выбросить мусор?"

Я: Ребята!

Р. :- Что

Я:- Представляете, какой кошмар я сегодня встретила! Оказывается, за городом огромное скопление пластика, бутылок и всего такого. Как вы думаете, что это?

Р. :- Наверное это свалка?

Я:- Да! Это огромное образование, по территории его можно сравнить с небольшим городом. Как оно могло образоваться?

Р. : Наверное люди мусорят.

Я: - Люди, проезжающие мимо, выбрасывают мусор. Получается колоссальная свалка. Как вы думаете, кому это вредит?

Р. : Животным и птицам. Они могут проглотить пластик.

Я: - И, наверное, это свалка увеличивается?

Р. :- Конечно

Я:- Что нужно сделать, что бы свалка не увеличивалась?

Р. :- Нужно выбрасывать мусор в специально отведенные для этого места.

Я: -Правильно! И перерабатывать мусор, а не делать свалки?

Р. :- Да! И тогда не будет таких жутких мест!

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы : побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.

Различие методов – в характере учебной деятельности дошкольников и, следовательно, в развивающем эффекте.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.

Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся.

Публикации по теме:

«Через искусство-к Зелёной планете». Экологический конкурс агитбригад 2016«Через искусство-к Зелёной планете». Экологический конкурс агитбригад 2016 В пятницу, 25 ноября в нашем районе состоялся очередной районный экологический конкурс агитбригад "Через искусство - к Зелёной планете",.

Физкультурный праздник как повод для диалога родителей с детьми и ДОУ Ни для кого не секрет, что семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация.

Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы»Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы» "Цветок для мамы"Цель: Научить детей создавать цветы из шерстяных ниток Задачи: Обучающие: познакомить детей с техникой выполнения изделий.

Конспект этического диалога с учащимися первого класса «Умей прощение просить и прощать» Марина Гладченко Конспект этического диалога с учащимися 1 класса на тему "Умей прощение просить и прощать" Цель - подвести к осознанию.

Мастер-класс «Технология проблемного обучения» Мастер-класс «Технология проблемного обучения» Цель: обучение участников мастер-класса проектированию познавательной задачи, проблемной.

Педсовет «Формирование связной речи у дошкольников». Занятия в режиме диалога Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей, актуализация проблемы проведения занятий в режиме.

Роль диалога в билингвальном образовании до школы (из опыта работы) Министр образования РС (Я) Ф. В. Габышева вовремя беседы с корреспондентом журнала «Обруч» в рубрике «Единое пространство детства», на вопрос,.

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников через технологию проблемного обучения» Формирование математических представлений дошкольника через технологию проблемного обучения. Воспитатель: Колганова.

Экологический проект «Экодетство» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Страна Чудес» ПРОЕКТ «ЭКОДЕТСТВО»: «Мы очень любим живую.

Экологический проект «Пауки» Тип проекта • информационно-творческий, познавательно –исследовательский. Срок реализации проекта: • долгосрочный 3 месяца (с 1.09.16г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология проблемного диалога через экологический проект
Опубликовано: 26 марта 2017 в 00:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД