Зинаида Седова
Мастер-класс «Технология проблемного обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Технология проблемного обучения»
Цель: обучение участников мастер-класса проектированию познавательной задачи, проблемной ситуации для предоставления детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Задачи:
1. Передача продуктивных способов и приемов работы технологии проблемного обучения по проектированию познавательных задач и проблемных ситуаций для предоставления детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения
Публикация «Мастер-класс „Технология проблемного обучения“» размещена в разделах
2. Формирование у участников мастер-класса представления о проблеме, связанной с умением исследователя строить предположения, гипотезы
3. Повышение уровня знаний участников о технологии проблемного обучения по проектированию познавательных задач и постановке проблемных ситуаций для предоставления детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Целевая аудитория – педагоги детского сада
Материально- техническое обеспечение – компьютер, сенсорная доска, презентация, музыкальный центр, спокойная музыка для работы в группах
Место проведения – музыкально-спортивный зал
Количество участников – 17 человек
Содержание (ход)
1 ЭТАП. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА МАСТЕРА.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы: «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Мне бы хотелось сегодня поделиться своими методическими наработками по технологии проблемного обучения детей дошкольного возраста.
Давайте вспомним, что в технологии проблемного обучения главное - не просто поставить перед детьми проблемную ситуацию, а найти оптимальные пути её решения. В этом процессе важно правильно спроектировать познавательную задачу или проблемную ситуацию для предоставления детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
У педагогов, занимающихся познавательной деятельностью с детьми, в том числе и у меня, довольно часто возникают трудности именно с правильной формулировкой задачи, либо проблемной ситуации.
Существует множество методов проектирования познавательных задач и проблемных ситуаций, и моя задача сегодня показать Вам, как необходимо детей «учить сомневаться». Воспитанников нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
2 ЭТАП. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ.
Чтобы организовать познавательную деятельность детей необходимо рассмотреть каждый конкретный случай, так как вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы, так как ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе.
3 ЭТАП. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.
Представьте себе, что Вы исследователи.
-Что заставляет появиться на свет гипотезу?
Правильно, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема.
- Есть идея, есть проблема.
- Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения.
Вывод: решить проблему – значит получить новое знание.
Вот поэтому, для того, чтобы мотивировать деятельность каждого ребенка к получению нового знания, использую проблемную ситуацию.
При построении предположений, гипотез я предлагаю использовать следующие словесные конструкции, изображенные на экране в виде облаков:
-может быть;
- предположим, что…;
-допустим;
- возможно;
-что, если….;
- если…., то….;
-так, как….;
-использование…. позволит обеспечить…
Предлагаю Вам выполнить задание, которое называю разминкой для ума. Посмотрите на экран. Что на нем изображено?
Правильно – это яблоня. Внимание вопрос: Из чего выросла яблоня?
Правильно – из семян, а как распространяются семена? Если детям трудно ответить на данный вопрос, то тогда мы можем им предложить картинки – подсказки:
1. Картинка – с вонами
2. Картинка – с птицей
3. Картинка – с обувью
- Вам легко было формулировать гипотезу, используя словесные конструкции?
Давайте вместе с вами сформулируем вывод в форме гипотезы: Если использовать словесные конструкции, то легче будет выйти на правильную формулировку гипотезы.
«Интеллектуальная»
В построении гипотез часто использую метод проблемных вопросов.
Я предлагаю Вам выполнить упражнение с использованием данного метода.
Давайте рассмотрим такую ситуацию: «Однажды девочки Маша и Катя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу много грибов. Маша сорвала гриб и говорит: «Посмотри сколько березовых грибов». «Нет, правильно называется березовка!» – говорит Катя. Стали дети спорить, как правильно назвать этот гриб. А как у людей называют гриб, растущий под березой, как вы думаете?
-Как можно решить эту проблему? Как это сделать?
Правильно, нужно узнать, как точно называется гриб, который растет в березовом лесу. Давайте разбираться в этой проблеме. Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свое название? Рыжики получили свое название, потому что они ярко – рыжие, опята получили свое название, потому что растут на пнях. «Опенок» от слова пень.
-Где растет гриб по отношению к березе? (около березы, у березы, под березой)
- Какие слова можно образовать с помощью этих частиц? (околоберезовик, подберезовик, уберезовик).
Мы с вами сделали открытие: слова можно образовывать с помощью частиц, стоящих перед словом. У нас получилось три названия грибов. Какое же верное? Как узнать? (У взрослых, в словаре. В словаре – подберезовик.)
4 ЭТАП. МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Теперь, я предлагаю Вам разбиться на команды и самостоятельно разработать собственную модель занятия.
Постановка проблемы. Однажды встретились два друга.
-Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, сказал Сережа.
-Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивительно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая история произошла.
Обсуждение авторских моделей занятия.
Пожалуйста, озвучьте Ваши варианты предположений.
Возможные варианты ответов участников групп:
1. Актуализация знаний
А какие вы знаете ключи? (скрипичный, гаечный, разводной, дверной)
Рассмотрите иллюстрации ключей.
2. Выдвижение гипотез.
Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа?
Значит, Сережа мог потерять ключ.
Вспомните, что сказал о своем ключе Саша (ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая).
Что за ключ, из которого можно пить? Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?
3. Проверка решения.
Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? (посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых)
Из перечисленных вами источников знаний есть словарь, можно посмотреть в него.
Послушайте, пожалуйста, мой вариант гипотезы по данному поводу: ключи мальчиков украл инопланетянин.
На фоне Ваших предположений и гипотез моя гипотеза кажутся неправдоподобной, фантастической, даже абсурдной. Такие идеи, предположения получили название провокационные идеи.
Такую провокационную идею дети могут предложить при выполнении исследовательской задачи.
Задание: придумайте одну провокационную идею (работа в группах).
Вывод: используя метод проблемных вопросов, я предложила Вам один из способов построения предложений и гипотез. Высказывая свою точку зрения, иногда из таких предположений, гипотез рождаются довольно интересные темы исследований.
5 ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ.
Уважаемые педагоги – сегодня я попыталась довести до Вас мой опыт работы по проектированию гипотезы через проблему исследования, показала Вам разные способы формулирования гипотезы, надеюсь, что данная работа будет применяться вами в ходе совместной деятельности с детьми.
Наш мастер- класс хочется закончит следующими словами: «Старайся не давать знания в готовом виде. Работай так, чтоб дети сами открывали новые знания».
Спасибо за внимание!