Мастер-класс «Технология проблемного обучения»

Зинаида Седова
Мастер-класс «Технология проблемного обучения»

Мастер-класс «Технология проблемного обучения»

Цель: обучение участников мастер-класса проектированию познавательной задачи, проблемной ситуации для предоставления детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Задачи:

1. Передача продуктивных способов и приемов работы технологии проблемного обучения по проектированию познавательных задач и проблемных ситуаций для предоставления детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения

2. Формирование у участников мастер-класса представления о проблеме, связанной с умением исследователя строить предположения, гипотезы

3. Повышение уровня знаний участников о технологии проблемного обучения по проектированию познавательных задач и постановке проблемных ситуаций для предоставления детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Целевая аудитория – педагоги детского сада

Материально- техническое обеспечение – компьютер, сенсорная доска, презентация, музыкальный центр, спокойная музыка для работы в группах

Место проведения – музыкально-спортивный зал

Количество участников – 17 человек

Содержание (ход)

1 ЭТАП. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА МАСТЕРА.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н. Рыленков

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы: «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Мне бы хотелось сегодня поделиться своими методическими наработками по технологии проблемного обучения детей дошкольного возраста.

Давайте вспомним, что в технологии проблемного обучения главное - не просто поставить перед детьми проблемную ситуацию, а найти оптимальные пути её решения. В этом процессе важно правильно спроектировать познавательную задачу или проблемную ситуацию для предоставления детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

У педагогов, занимающихся познавательной деятельностью с детьми, в том числе и у меня, довольно часто возникают трудности именно с правильной формулировкой задачи, либо проблемной ситуации.

Существует множество методов проектирования познавательных задач и проблемных ситуаций, и моя задача сегодня показать Вам, как необходимо детей «учить сомневаться». Воспитанников нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

2 ЭТАП. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ.

Чтобы организовать познавательную деятельность детей необходимо рассмотреть каждый конкретный случай, так как вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы, так как ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе.

3 ЭТАП. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.

Представьте себе, что Вы исследователи.

-Что заставляет появиться на свет гипотезу?

Правильно, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема.

- Есть идея, есть проблема.

- Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения.

Вывод: решить проблему – значит получить новое знание.

Вот поэтому, для того, чтобы мотивировать деятельность каждого ребенка к получению нового знания, использую проблемную ситуацию.

При построении предположений, гипотез я предлагаю использовать следующие словесные конструкции, изображенные на экране в виде облаков:

-может быть;

- предположим, что…;

-допустим;

- возможно;

-что, если….;

- если…., то….;

-так, как….;

-использование…. позволит обеспечить…

Предлагаю Вам выполнить задание, которое называю разминкой для ума. Посмотрите на экран. Что на нем изображено?

Правильно – это яблоня. Внимание вопрос: Из чего выросла яблоня?

Правильно – из семян, а как распространяются семена? Если детям трудно ответить на данный вопрос, то тогда мы можем им предложить картинки – подсказки:

1. Картинка – с вонами

2. Картинка – с птицей

3. Картинка – с обувью

- Вам легко было формулировать гипотезу, используя словесные конструкции?

Давайте вместе с вами сформулируем вывод в форме гипотезы: Если использовать словесные конструкции, то легче будет выйти на правильную формулировку гипотезы.

«Интеллектуальная»

В построении гипотез часто использую метод проблемных вопросов.

Я предлагаю Вам выполнить упражнение с использованием данного метода.

Давайте рассмотрим такую ситуацию: «Однажды девочки Маша и Катя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу много грибов. Маша сорвала гриб и говорит: «Посмотри сколько березовых грибов». «Нет, правильно называется березовка!» – говорит Катя. Стали дети спорить, как правильно назвать этот гриб. А как у людей называют гриб, растущий под березой, как вы думаете?

-Как можно решить эту проблему? Как это сделать?

Правильно, нужно узнать, как точно называется гриб, который растет в березовом лесу. Давайте разбираться в этой проблеме. Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свое название? Рыжики получили свое название, потому что они ярко – рыжие, опята получили свое название, потому что растут на пнях. «Опенок» от слова пень.

-Где растет гриб по отношению к березе? (около березы, у березы, под березой)

- Какие слова можно образовать с помощью этих частиц? (околоберезовик, подберезовик, уберезовик).

Мы с вами сделали открытие: слова можно образовывать с помощью частиц, стоящих перед словом. У нас получилось три названия грибов. Какое же верное? Как узнать? (У взрослых, в словаре. В словаре – подберезовик.)

4 ЭТАП. МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Теперь, я предлагаю Вам разбиться на команды и самостоятельно разработать собственную модель занятия.

Постановка проблемы. Однажды встретились два друга.

-Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, сказал Сережа.

-Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивительно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая история произошла.

Обсуждение авторских моделей занятия.

Пожалуйста, озвучьте Ваши варианты предположений.

Возможные варианты ответов участников групп:

1. Актуализация знаний

А какие вы знаете ключи? (скрипичный, гаечный, разводной, дверной)

Рассмотрите иллюстрации ключей.

2. Выдвижение гипотез.

Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа?

Значит, Сережа мог потерять ключ.

Вспомните, что сказал о своем ключе Саша (ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая).

Что за ключ, из которого можно пить? Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?

3. Проверка решения.

Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? (посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых)

Из перечисленных вами источников знаний есть словарь, можно посмотреть в него.

Послушайте, пожалуйста, мой вариант гипотезы по данному поводу: ключи мальчиков украл инопланетянин.

На фоне Ваших предположений и гипотез моя гипотеза кажутся неправдоподобной, фантастической, даже абсурдной. Такие идеи, предположения получили название провокационные идеи.

Такую провокационную идею дети могут предложить при выполнении исследовательской задачи.

Задание: придумайте одну провокационную идею (работа в группах).

Вывод: используя метод проблемных вопросов, я предложила Вам один из способов построения предложений и гипотез. Высказывая свою точку зрения, иногда из таких предположений, гипотез рождаются довольно интересные темы исследований.

5 ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ.

Уважаемые педагоги – сегодня я попыталась довести до Вас мой опыт работы по проектированию гипотезы через проблему исследования, показала Вам разные способы формулирования гипотезы, надеюсь, что данная работа будет применяться вами в ходе совместной деятельности с детьми.

Наш мастер- класс хочется закончит следующими словами: «Старайся не давать знания в готовом виде. Работай так, чтоб дети сами открывали новые знания».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной музыкально-художественной образовательной деятельности с элементами проблемного обучения «Путешествие гномика Туки-Тук» Цель: обогащать представления детей о музыкальных инструментах. Задачи образовательной области «Художественно.

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в средней группе «Заколдованные игрушки» Программное содержание -дать знания о том,что от температуры воды зависит скорость таяния льда. -создавать условия для расширения представлений.

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе ОНР «Свойства объёма» Программное содержание: – учить детей использовать условную мерку для измерения объема жидкости; – продолжать развивать у детей мыслительные.

Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки.

Мастер-класс «Технология исследовательской деятельности в ДОУ» Технология исследовательской деятельности в ДОУ. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и пойму”. (Китайская пословица).

Мастер-класс «Технология кейс-стади в работе с заместителями заведующих» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня на мастер - классе я хочу поделиться с вами опытом работы по такой технологии, как «Кейс-стади»-драматизация.

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников» Цель: • Научить детей (педагогов) составлению синквейнов.

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группе по технологии проблемного обучения развитие речи Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группе по технологии проблемного обучения развитие речи Цель приоритетной.

Технология обучения в сотрудничестве Технология обучения в сотрудничестве. Составитель:Богатырева И. С. 2 слайд Р. С. Буре Коллективная деятельность детей на занятиях имеет большую.

Технологическая карта: проведение занятия на основе проблемного обучения по теме «Вода во всём живом». Возраст детей: 5 – 6 лет. Цель: сформировать у детей понятие «вода – как составляющая часть всего живого». Задачи: 1) познакомить детей.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
Автор публикации:
Мастер-класс «Технология проблемного обучения»
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 09:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР
Авторы: Онищенко Л. А, Палеенка С. Б. Формирование собственной активной речи дошкольника с ТНР ( тяжёлое нарушение речи) требует особого внимания, так как...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по краеведению «Знатоки...
Реализация содержания программы образовательных областях: «Познавательное развитие» ( формирование целостной картины мира, «Речевое развитие»,...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Лесные...
Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лесные приключения»...
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина Ирина Николаевна...
НОД по лепке «Весеннее солнышко» в средней группе
Тема: «Весеннее солнышко» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности: «Весеннее солнышко». Задачи: создавать условия...