МААМ-картинки

Педагогический проект «Улыбка малыша в период адаптации»

Cветлана Ивкова
Педагогический проект «Улыбка малыша в период адаптации»

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства.

Мы говорим о периоде адаптации, понимая при этом, что адаптировать нужно не только маленьких, но и взрослых людей. Кто же адаптируется в большей степени – ребенок или родитель? Очень часто одной из причин успешной адаптации малыша к новым условиям является готовность родителей осознанно совершить этот шаг – отдать ребенка в ясли. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка к детском саду. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей потому что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Но далеко не всегда эта готовность сформирована даже у зрелых родителей. Поэтому параллельно с адаптацией ребенка необходимо помогать и родителям пройти этот кризисный, временной промежуток.

Публикация «Педагогический проект „Улыбка малыша в период адаптации“» размещена в разделах

Направления работы:

Информационно – аналитическое,

Познавательное,

Наглядно – информационное,

Досуговое.

Разработали основные положения, определяющие совместную работу с родителями:

Единство,

систематичность, последовательность,

взаимное доверие и взаимосвязь педагогов и родителей,

индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.

Определили условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе - необходимо сформировать положительную установку, желание идти в детский сад.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления в детский сад.

3. «Спокойная Мама-

Задача педагогауспокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки. Рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

4. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «Ребенок – взрослый» и «Ребенок – ребенок».

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к педагогу. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

5. Развивающая среда

Для детей адаптирующихся к саду, должна быть создана не столько предметно-развивающая, сколько эмоционально-развивающая среда, которая будет способствовать быстрой адаптации и развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка раннего возраста.

Работа по подготовке и проведению адаптации детей к ДОУ строится по нескольким направлениям: проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями и воспитателями. И собственно проведение периода адаптации.

С целью выявления индивидуальных особенностей детей раннего возраста и успешной адаптации их к условиям ДОУ, а также установления контактов между педагогами и родителями проводится анкетирование родителей:

«Сотрудничество с детским садом»,

«Готовность детей к ДОУ»,

«Впервые в детский сад».

Опыт работы показал, что изучение ребенка до поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.

Так же, для лучшего знакомства и получения как можно более разнообразной информации о поступившем малыше мы предлагаем родителям написать сочинение о своем ребенке «Мой ребенок. Какой он?»,

помогающее им

внимательнее относится к своему ребенку, наблюдать за ним,

видеть новообразования в его психике.

С целью знакомства с родителями, создания благоприятного эмоционального настроя и ознакомления родителей с особенностями адаптации детей к условиям ДОУ,

в группе проводятся:

Родительские собрания-

«Ребенок раннего возраста в ДОУ»,

«Вместе весело живем и танцуем и поем».

Беседы- консультации:

«Здоровое питание с раннего возраста»,

«Значение игрушки в раннем возрасте».

Консультация – практикум-

«Играем тем,что под рукой», «Пока мама занята» - демонстрация игр изготовленных из бросового материала для активизации взаимодействия родителей с ребенком с целью развития речи.

Консультации письменные:

«Спокойная мама»,

«Типичные ошибки родителей»,

«Спокойное утро или перед походом в детский сад» и др. – благополучно проходит адаптация у тех детей, чьи отношения с мамой отличаются спокойным, эмоционально уравновешенным характером.

Участие родителей творческих семейных конкурсах:

«Здравствуй новый год».

Книжка-самоделка - «Светофорик - мой друг».

Дни добрых дел:

«Изготовление кормушек для птиц» - привлечь родителей к экологическому воспитанию детей.

«Пошив бахил для группы»,

Помощь в оснащении предметно – развивающей среды группы - привлечь родителей к проблемам группы, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность.

Мини – проекты :

«Мой счастливый выходной» - обмен опытом семейного отдыха, установление дружеских отношений среди родителей группы,

«В гостях у сказки» - развитии речи детей через народное творчество

Совместная фотовыставка «Малыши – крепыши» - привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни в семье.

Библиотечка для родителей: «Это интересно» - для активизации и обогащения воспитательских умений, формирования уверенности в собственных педагогических возможностях. Представлены периодические издания и специализированная литература по воспитанию и развитию детей раннего возраста, познавательный материал информационного характера.

Оформлен Родительский уголок.

Рубрики:

«Я познаю мир» - родители знакомятся с игровой и учебной деятельностью, целями и задачами воспитания и развития детей группы.

«Расти здоровым, малыш» - располагаются консультации помогающие сохранить и укрепить здоровье ребенка, пропаганда здорового образа жизни в семье.

«Уголок психолога» - советы, как избежать негативных последствий адаптации к условиям ДОУ.

«Учите с нами» - практические советы по изучаемому материалу.

«Права ребенка» - уточнить и закрепить знания родителей о правах детей.

Объединить усилия дошкольного учреждения и семьи по защите прав ребенка. Повысить педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию ребенка.

Групповые альбомы:

«Из жизни группы»,

«Наши развлечения».

Фотовыставка «Цветные ладошки» :

«Наша жизнь в группе»

Видео отчеты: «Новогодний праздник», «Как мы занимаемся» -

родители детей раннего возраста не могут присутствовать на занятиях так как например в старших группах. Дети могут сорвать занятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Открытые просмотры могут заменить современные технические возможности, например записи занятий с детьми на видеопленку. Это хорошая «память» для родителей. Использование этого метода повышает интерес родителей к проводимым мероприятиям в ДОУ.

Совместные развлечения: «Вместе весело шагать», «По дороге с мишкой».

Укрепляются детско-родительские отношения,

родители приобретают опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с родительской общественностью в целом,

Они видят достижения своих малышей, радуются этому.

«Портфолио ребенка»

первый шаг в открытии малышом своего Я : собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

«Мама на час»

На наших встречах мамы и малыши вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

Работа с детьми.

Учитывая, что большое значение в организации адаптационного периода имеет эмоциональное благополучие ребенка, поэтому в этот период важно ежедневно по нескольку раз в день проводить игры, способствующие сближению взрослого с детьми, в которых ребенок выступает как равноправный участник.

Движение – основной способ снятия стресса, поэтому в утренние часы создаем условия для активной двигательной деятельности. Проводим различные упражнения с мячом, используем хороводы, игры забавы, которые подобраны по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове. Первыми и самыми простыми играми являются те, в которых дети действуют одновременно одинаково: «Давай познакомимся», «Карусель», «Хоровод с куклами», «Ладушки», «Солнышко и дождик», и др. С этой же целью разработали

«Адаптационные игралочки» с малышами» в которые входят:

«Сюрпризные игралочки» - в адаптационный период в жизни малышей должно быть много сюрпризов, т. к. сюрприз - это хорошее настроение и благоприятная обучающая среда.

«Доверительные игры» – использование игрового метода общения во время адаптации, с целью наладить доверительные отношения с каждым ребенком.

«Подвижные игры» - малыши очень любят подвижные игры. Чувство «мышечной радости» испытанное малышами в процессе двигательной деятельности, сопровождает их целый день.

«Пальчиковые игры» - развивают подвижность пальцев и умение двигаться в соответствии со словами.

«Оздоровительные игры» - комплекс оздоровительных и гигиенических мероприятий до и после сна ребенка.

«Игры для снятия агрессии» - игры с водой, песком, лепка из глины и пластилина, «пальцеграфия», релаксационные упражнения, игровой массаж.

Совместные игры с детьми:

1. Игра «Обведу карандашом ручку твою и тебе подарю».

2. «Телефон - позвони маме».

3. Обыгрывание ситуации с помощью конструктора и игрушек.

4. Групповые занятия на стимуляцию обучения, на организацию взаимодействия со сверстниками, познание себя и других:

-техника поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп;

-сюжетная игра «Гуляем в парке, бегаем по лужайке. плаваем в речке, играем с водой, брызгаемся. лежим на песке - загораем»;

-потешки: «Сорока-ворона», «Ладушки» (снятие эмоционального напряжения, массирование пальцев;

-танцы под веселую музыку.

В результате работы

Установились доверительно – дружеские отношения между педагогами и родителями.

Обогатились воспитательные и образовательные умения родителей.

Повысилась их педагогическая грамотность.

Улучшился показатель адаптации детей к ДОУ

Родители увидели своего ребенка в условиях отличных от домашних.

Прикреплённые файлы:

ivkova-sa-ppt_8iilg.pptx | 8874,03 Кб
 
Публикации по теме:

Модель адаптационного периодаМодель адаптационного периода одель адаптационного периода включает в себя; -Сотрудничество с родителями -Игры со сверстниками -Индивидуальный подход к ребёнку.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Улыбка малыша в период адаптации»
Опубликовано: 19 мая 2014 в 22:26
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД