Папки-передвижки

Педагогический проект в подготовительной группе «От весны до осени»

Прокофьева Ирина
Педагогический проект в подготовительной группе «От весны до осени»

Знакомство детей с русскими народными праздниками. Постановка проблемы:

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Педагогический проект в подготовительной группе „От весны до осени“» размещена в разделах

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.

Цель проекта

Развитие у детей младшего школьного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи проекта :

познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха»;

вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки

и др.);

развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием

Объект исследования: русские народные календарные праздники

Ожидаемые результаты:

Устойчивый интерес к культуре русского народа.

Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.

Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Оценка результатов проекта

В ходе реализации совместного проекта «От весны до осени» достигнуты определё нные результаты:

создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской избы»,в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;

сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;

создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;

установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.

Схема осуществления проекта

по основным видам деятельности:

Центр познавательного развития:

Занятия:

1. «В гостях у хозяйки»

2. «Как на Руси весну встречали»

3. «Как на святки в вечерок девицы гадали»

4. «Собран с поля урожай…»

5. «Традиции и обряды русского народа»

Совместная деятельность:

1. наблюдения за изменениями в природе

2. создание уголка «Русской избы»

Беседы:

1. «Что нам осень принесла»

2. «Рождественские святки»

3. «Праздник масленицы»

4. «Пасхальные атрибуты»

Центр игровой деятельности

Подвижные народные игры «Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»

Дидактические игры «Найди праздничный пирог», «Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»

Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»

Центр художественной деятельности

Рисование

«Осенняя березка»

«Праздник у зверят, рождество в лесу»

«Солнышко – колоколнышко»

«Масленица – барыня!»

«Пасхальное яйцо»

«Во поле береза стояла»

Аппликация:

«Осенний ковер»

«Игрушки для зверят на рождество»

«Барышня на масленице»

Лепка:

«Пасхальный кулич»

«Дымковский козлик на ярмарке»

«Овощи с грядки»

«Блинчики для зайчат»

Ручной труд:

«Кукла из соломы»

«Рождественские подарки»

Выставки совместного творчества детей и родителей:

«Барышня Осень»

«Пасхальные куличи и яйца»

«Масленица-кривошейка»

«Зимняя фантазия»

Центр музыкального развития:

Музыкальные занятия

Совместная деятельность:

Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.

Игра на шумовых народных инструментах.

Развлечения:

«Осенины»

«Рождественские колядки»

«Масленица»

«Вот и лето к нам пришло!»

Театральные представления:

«Золотое яичко»

Презентация проекта «От весны до осени»

Наглядные пособия:

на центральной стене размещен рисунок «На рушнике каравай хлеба»,

Ход:

Дети в русских костюмах под русскую народную мелодию с наигрышами жалейки свободно входят в зал, рассаживаются.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/

Разудалые молодцы русские! /мальчикам/

Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/

Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.

Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.

Как в старые годы прежние, жили люди.

Живали-то не по нашему, а по своему православному.

Вставали рано-ранехонько, с утренней зарей,

Умывались ключевой водой, со белой росой.

Молились всем святым и угодникам.

Хозяйка: Грядет ильинская неделя, сенокосная пора. Дети первые помощники в поле ворошат и сгребают сено. В огороде созревшие овощи собирают. Поворотило лето на осень, пора ее встречать. Давайте споем закличку.

Осень, осень, в гости просим.

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.

/во время пения входит “Осень” (взрослый) /

Хозяйка: Здравствуй, Осеница-царица, по злату мастерица. С чем пришла, что принесла?

Осень : Пришла я, с пряльцем, с донцем, с гребнем, веретенцем,

С высоким колосочком, с широким снопочком.

Журавли-то за моря! Осеница – на поля!

Дети поют: “Песня о хлебе” музыка Бодренкова, слова М. Савельева /девочки берут колоски и выстраиваются в три колоны/

“Танец с колосками”

Проводится русская народная обрядовая игра «Огородник»

Каждый из играющих называет себя овощем. Все становятся в круг. Один – «огородник» - выходит в середину круга и стучит по земле палкой. Его спрашивают:

- Кто там?

Он отвечает:

- Огородник!

- Зачем пришел?

- За репой!

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.

Игра проводится 3-4 раза.

Хозяйка: Посидите, гости, побеседуйте. а я вам загадку загадаю!

Белое покрывало всю землю накрыло (зима)

Хозяйка : Метелица, метелица

Снег по полю стелется!

Зимней порой празднуется один из великих праздников – Рождество Христово. Дни от Рождества до Крещения в народе называют Святыми или Святками. Давайте и мы с вами будем петь да плясать Христа рожденье прославлять.

Дети встают друг за другом, впереди идет мальчик со звездой.

Коляда- молода,

Прикатила молода

Мы искали коляду

Во Ивановом двору

Как на улице мороз подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Или тепленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром.

Дети подходят к макету домика, из которого выходит ребенок – хозяин домика.

Ребенок: Вот вам, дорогие гости, пряники да леденцы

Да тепленький пирог, да маслице, творог!

Дети: У хозяина в дому чтоб водились ребятки, утятки, поросятки!

Счастье да любовь, да совет на долгий век.

Дети: Спасибо этому дому, пойдем к другому!

Дети идут ко второму домику, исполняя колядку:

Уродилась коляда

Накануне Рождества.

Ой, коляда

Колядица моя!

Открывайте окно,

Запускайте Рождество!

Открывайте двери,

Подымай с постели!

2 ребенок: (отвечает из домика)

Уходите ничего я вам не дам!

Дети: Овсень, коляда, суконная борода! Кто не даст ножку – расколю окошко

Кто не даст хлеба – уведу деда!

Кто не даст ветчины – расколю чугуны!

Ребенок из домика:

Хватит просить, ничего не дам!

Хозяйка: какой жадный хозяин, как старушка – завидушка!

Проводится игра : дети перебрасывают воздушный шарик над головами из рук в руки, затем хозяйка незаметно прокалывает его.

Хозяйка:

Вот что с жадными бывает!

Дети идут дальше под колядку:

Коляда, коляда,

Подай пирога!

Не подашь пирога, то корову за рога!

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье: сыр да печенье, пряники, конфетки! (угощает детей конфетами)

Хозяйка: Долго длится зимняя пора на Руси, уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали прихода Весны, а чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд-закликание птиц и Весны.

Выходите, красны девицы и добры молодцы, закликать птиц!

/Дети с птицами в руках, ходят по кругу, поют закличку. “Прилети к нам куличок”

Жучик-крючик паучок, прилети к нам куличок.

Виту, виту, витулай, принеси весну в наш край.

1-й ребенок: Ой, кулики-жаворонушки

Прилетите, весну-красну принесите.

2-й ребенок: Принесите весну, на своем хвосту.

3-й ребенок: На сохе, бороне, на овсяном снопе.

4-й ребенок: С пряльцем и донцем, с новым веретенцем.

5-й ребенок: Весна приди! Три угодья принеси!

6-й ребенок: Первое угодье – в лугах половодье!

7-й ребенок: Второе угодье – солнце на подворье!

8-й ребенок: Третье угодье – зеленое раздолье! /рассаживают птиц/

Под пение в зал входит “Весна” /ребенок/

: Здравствуй, Весна-красна, ты, на чем пришла?

Весна : Я приехала на возочке, приплыла на челночке.

Хозяйка: Весна-красна, чем ты нас дарить будешь?

Весна : Дарить буду ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

Время скотинку на травку кормиться выгонять, поля пахать, да сеять.

Хозяйка: Заводите хоровод.

Хоровод /“В темном лесе” русская народная мелодия, /дети ходят по кругу, закручиваются в улитку, имитируют посев зерна/

Хозяйка: Вот засеяли поля, а будущий урожай зависит от того, прольет ли дождь во время, напоит ли землю. Во время бездожия люди песнями-закличками вызывали его появление. Давайте и мы споем закличку!

Мочи, мочи дождь, на нашу рожь,

Поливай весь день.

Иди, иди дождичек,

На бабушкину пшеницу, на дедушкин ячмень.

Пробуравь землицу, дай нам водицу.

Хозяйка: В дни “пролетья”, когда Весна с Летом встречаются, на нивах начинают колоситься хлеба, натсупает христианский праздник – день Святой Троицы. В Троицин день девушки украшали березку лентами, цветами, плели венки, водили хороводы, кумились.

Девочки танцевальным шагом подходят к березке, украшают березку лентами, все проходят на места, остаются двое, одевают веночки/

1-я девочка: А мой венок-то лучше твоего!

2-я девочка: А чем это он лучше?

1-я девочка: На нем цветочков больше и я в нем краше тебя.

2-я девочка: А вот и нет – и ростом ты мала, и собой невидная.

Ведущая: Стойте, что это – ссора? В девичий праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.

Девочки: А как?

Хозяйка: Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется – покумиться.

Давайте, покумитесь, /девочки целуются/.

Хозяйка: Вот и настал день летнего солнцеворота. В это время праздновали Купала. По берегам рек разжигали купальские костры, считалось, что, перепрыгивая через такой костер, очищались перед началом жатвы, становились здоровыми и набирались сил. Давайте представим, что это купальский костер, попрыгаем через него.

“Перепрыгивание через костер” :

Прыгали хорошо, запаслись здоровьем и силой.

Хозяйка: Июль-макушка лета, в доме и в амбаре пусто, да в лесу густо. Не прокормиться, коли в лес не пойдешь. Ходят ребята по лесу собирают грибы, ягоды, шишки и примечают:

а. / Если рясная малина - уродится добрая … /дети/ рожь.

б. / Много сморчков - к урожаю … /дети/ гречихи.

в. / Много сосновых шишек - к урожаю … /дети/ ячменя.

г. / Тучи комаров - быть хорошему … /дети/ овсу.

Молодцы, хорошо знаете приметы.

Под спокойную фоновую русскую народную мелодию выставляется макет березки.

Хозяйка: в стародавней Руси встречали год не зимой, а летом.

Звучит русская народная мелодия. Выходит “Берёзка” (взрослый, затем появляется “Семья” : мать, отец и несколько детей в русских костюмах (можно с отдельными элементами). У матери в руках корзиночка с атрибутами. Идут к берёзке, начинают диалог.

Мать: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда взошла, когда выросла?

Отец: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда цвела, когда вызрела?

Берё зка:

Я весной взошла, летом выросла, я весной цвела, летом вызрела.

Вы ко мне пришли - лето проводить, Новый год встречать, новолетие.

Отец: Украсим нашу берёзку, попросим её, чтоб год был лучше прежнего.

Мать: (доставая из корзинки соответствующий атрибут)

Повешу на берёзку колоски - чтобы в Новом году с хлебом мы были, морковь да репку - чтобы овощи в огороде удались. А ты что попросишь?

Отец: Я повешу на берёзку подкову - чтобы в Новом году нам с лошадкой быть. (Вешает на “берёзку” подкову)

Мать: Детушки наши тоже попросят, пусть их желания исполнятся.

1-й реб: Я хочу быть здоровым и сильным, потому повешу яблочко.

2-й реб: Я повешу ленточку, будет мне новый наряд. Буду с подружками хороводы водить.

3-й реб: А я колокольчик звонкий на берёзку повешу, чтобы Новый год без печали был, радость в дом принёс! (Все отходят назад, любуются “берёзкой”).

Мать: Нарядная стала наша берёзонька. Пора веселье начинать, народ скликать, хороводы водить.

Отец: Пусть поют гусли звончатые, свирели да жалейки, звучат гармоники смоленские да ложки деревенские!

Дети: Добры молодцы, красны девицы, на поляну выходите, свою удаль покажите!

Звучит русская народная мелодия, родители подыгрывают на ложках, трещотках и других шумовых инструментах. Дети исполняют “РУССКУЮ ПЛЯСКУ”. (Р. н. п. “На горе-то калина” в исполнении оркестра русских народных инструментов)

Хозяйка: вот и встретили мы с вами Лето красное, Весну – красну, Осень урожайную, Зиму снежную. Каждая по своему хороша, каждая дарит людям свои подарки. Зима – снег, Лето- солнце, Весна- зелень, Осень – плоды.

На центральную стену «всходят» макеты времен года.

Ведущая: Вот и послушали вы, люди добрые, как живали в старину. Благодарствуем за приход и гляденье. /поклон/ уходит. Дети и взрослые делают русский поклон, уходят.

Публикации по теме:

Педагогический проект в подготовительной группе «Правила дорожные детям знать положено!»Педагогический проект в подготовительной группе «Правила дорожные детям знать положено!» Педагогический проект в подготовительной группе "Правила дорожные детям знать положено!" Тип проекта: информационно-познавательный Вид.

Педагогический проект в подготовительной группе «С чего начинается Родина»Педагогический проект в подготовительной группе «С чего начинается Родина» Педагогический проект в подготовительной группе "С чего начинается Родина" Актуальность разработки и реализация проекта: Малая Родина.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «8 марта — Международный женский день»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «8 марта — Международный женский день» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе "8 марта – Международный женский день ". Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй школа!» Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Никто не забыт, ничто не забыто»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Никто не забыт, ничто не забыто» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Никто не забыт - ничто не забыто» Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Светлая Пасха»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Светлая Пасха» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Светлая Пасха» Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Весна-красна»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Весна-красна» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Весна красна!» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Защитникам Отечества… Ура!»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Защитникам Отечества… Ура!» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Защитникам Отечества… Ура!» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект в подготовительной группе «От весны до осени»
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 03:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД