Ольга Сматрова
Педагогический проект «Волшебный мешок нымахтар»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление и обеспечение проекта.
Субъект: педагоги детского сада
Объект (благополучатели) : дети. (старшая, подготовительная гр)
Публикация «Педагогический проект „Волшебный мешок нымахтар“» размещена в разделах
Методические советы: в рамках реализации данного проекта предполагается посещение музеев, библиотек, центров чтения и др общественных мест. Со стороны педагогов требуется четкий контроль их организации, с целью соблюдения мер безопасного поведения, комфортного пребывания и предупреждению ДТП.
Условия: для эмоционального вовлечение в деятельность, эмоциональной отзывчивости, любознательности, усвоения правил взаимодействия друг с другом. самостоятельности и инициативы, выражения детьми своих мыслей, взаимодействия со взрослым, развития речевой активности, проявления воображения, развития познавательных интересов, развития внутренней поисковой деятельности.
Оборудование: художественные книги, рисунки, плакаты, иллюстрации к сказкам, макет «Юрта», тематические альбомы, мультимедийная установка, компьютер, колонки, гуашь, акриловые краски, кисточки художественные, карандаши, фломастеры, альбомы, картон, обёртки от конфет, пластилин, раскраски, ширма настольная, костюмы для персонажей сказок, атрибуты для игр платки, веревка, рукавичка, мешок.
Музыкальное сопровождение: Хакасская песня «Колыбельная», ансамбль «Улгер» (сборник, хакасский фольклор, хакасские народные песня «Айдым майдым», «Акунын ыры», песни «Земля хакасская», «Мой край», сборник «Хакасская этника»
Виды детской деятельности:
- восприятие художественной литературы и фольклора;
-коммуникативная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- изобразительная деятельность;
- конструирование;
- игровая;
- музыкальная;
- двигательная.
Педагогическая значимость проекта.
Данный проект направлен на ознакомление детей с культурой, бытом, фольклором хакасского народа посредством народных сказок. В результате реализации проекта весь собранный материал помещен в импровизированную переносную выставку- мешок нымахтар (сказок, оформленный хакасским орнаментом. Ознакомление со словами хакасского происхождения проходит в процессе совместного чтения книг, посещения музеев, библиотек. С помощью комплексного подхода он позволяет понять духовную культуру хакасов, воспитывать патриотические и нравственные чувства дошкольников. Проект соответствует условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предназначен для педагогов ДОО.
Паспорт проекта
Название проекта «Волшебный мешок нымахтар»
Тема проекта «Патриотическое воспитание в условиях ДОО»
Сроки реализации проекта Краткосрочный, с 14.02 по 28.02
Цели проекта Проектирование социальной ситуации развития в процессе реализации проекта «Волшебный мешок нымахтар»
Задачи проекта создать условия для :
- формирование толерантности, первоначальных основ патриотизма через знакомство с бытом и культурой хакасского народа;
- развития познавательных интересов, проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность через посещение музеев, библиотеки, просмотра видеороликов и презентаций по теме;
- для побуждения детей к речевой активности, для освоения детьми устной диалогической речи и выражения детьми своего мнения через обсуждения произведений, общения со сверстниками, рассматривания тематических папок, альбома и инсценировку сказки;
- для развития инициативы, самостоятельности и активности детей, для выбора партнеров, материалов; Мо
-для усвоения правил взаимодействия друг с другом и взрослыми;
- для развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность; М
- обеспечить условия для творческого развития детей.
Проблемное поле проекта
Необходимость сохранения и развития культурного наследия народов России- одна из основных задач образовательного процесса, которую ставит перед дошкольным образованием Федеральный государственный образовательный стандарт. Составной частью содержания образования является национально-региональный компонент, отражающий национальное и региональное своеобразие народов Хакасии. Кроме того, приобщение детей дошкольного возраста к региональной культуре является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края. Трудно переоценить важность патриотического воспитания в детском саду. Ведь речь идет об исторической памяти народа, сохранении региональной культуры, чувства сопричастности к родному краю, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям.
Для реализации новых задач личностно-ориентированного воспитания (формирование толерантности, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважение к традициям своего и других народов и экологически грамотного поведения) в нашем дошкольном учреждении используются: образовательная Программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, авторская программа «Хакасия – земля родная», авторский коллектив Л. В. Асочакова. Существующая базовая программа воспитания, обучения и развития не отражает всего многообразия национально-регионального компонента Республики Хакасия, а учебный план не вмещает должного объема, необходимого для полноценного представления колорита хакасского народа, его языка, быта, традиций и обычаев.
Возникает необходимость в дополнительном времени, выборе форм, средств для работы по данной теме.
Выбор пал на устное народное творчество как отражение социально-культурной самобытности народа. Хакасские сказки являются своеобразным литературным свидетельством жизни, истории и культуры населения региона, отражающей особенности географического пространства, истории, быта, а также особенности языка народа-создателя.
Реализация проекта «Волшебный мешок нымахтар» позволит удовлетворению части образовательных задач и потребностей дошкольников данной группы.
Аннотация проекта
Этапы проекта
Подготовительный
- определение проблемы и выбор темы проекта; Молоко!
- формулировка цели, задач, методов и форм работы над проектом;
- определение основных источников информации;
- сбор информации по теме для решения поставленных задач и подготовка
Основной
- систематизация собранного материала;
- просмотр презентаций, видеороликов по теме, тематических папок и альбомов;
- работа по определению значения встречающихся слов и понятий;
- посещение музеев, библиотеки, центра чтения;
- сбор книг, иллюстраций по теме, оформление выставки книг;
- оформление импровизированной переносной выставки в виде мешка;
- совместные чтения с обсуждениями, викторина по хакасским сказкам;
- проведение игр, совместной продуктивной деятельности;
- оформление выставок детских работ;
- проведение репетиций
Заключительный
- выбор ролей, репетиция сказки «Ленивый мальчик»
- изготовления альманаха «По следам проекта»
Проектная карта
Название мероприятия, дата проведения
14. 02.20
Вводная беседа
17.02.20
Посещение городской центральной детской библиотеки
Оформление выставки книг «Хакасские сказки»
18.02.20
Просмотр презентации «Национальный хакасский костюм»
Совместная деятельность
Оформление мешка (импровизированной переносной выставки)
Совместное чтение хакасских сказок
19.02.20
Посещение центра досуга и чтения
Пополнение выставки книг «Хакасские сказки»
Совместная деятельность
Разучивание хакасских игр
20.02.20
День хакасских игр
Совместное чтение
Совместная деятельность
21.02.20
Посещение музея истории, г Черногорск
Викторина по хакасским сказкам
22.02.20
Посещение хакасского краеведческого музея
Подготовка к постановке сказки
26.02.20
Презентация хакасских сказок
Показ театральной постановки
27.02.20
Презентация проекта во 2-й ср группе
Рефлексия проекта Описание
1. Презентация детьми своих подарков (книг) в Международный день дарения книг. Обсуждение. Постановка проблемы (2 книги с хакасскими сказками, проектирование путей решения проблемы.
2. Сбор материалов по теме в группе
1. Пополнение выставки книг «Хакасские сказки» родителями и детьми.
2. Библиотечный час «О чем расскажут нам нымахтар?»
Просмотр книг детьми в читальном зале
Работа со словарем (определение значения названий предметов и топонимов)
3. Совместное чтение сказок по выбору детей с обсуждением. Работа над словарем (выявление неизвестных слов, определение их значения)
1. Просмотр презентации «Национальный хакасский костюм» с обсуждением. Выявление особенностей национального костюма, его колорита.
2. Игра «Собери хакасский костюм», «Бумажные куклы»
3. Совместная деятельность «Женское платье»,
«Рукавичка»
4. Оформление мешка (импровизированной переносной выставки) –обсуждение способов и вариантов оформления.
5. Совместное чтение сказок по выбору детей с обсуждением
Совместное чтение хакасских сказок. Д и «Переделки»
1. Посещение центра досуга и чтения. Игровая программа. Знакомство с новыми словами, их значением.
2. Совместная деятельность «Пого – нагрудное украшение хакасских женщин». Оформление выставки работ
3. Разучивание хакасских игр
1. День хакасских игр с приглашением детей из 1-й ср гр. - игровая программа
2. Игра «Иллюстраторы» (по хакасским сказкам)
3. Совместная деятельность национальное блюдо-десерт «Талган»
Угощение родителей, педагогов.
1. Информационный час «Быт и жилище хакасов». Чтение сказки «Как бедняк бая обманул». Работа со словарем
2. Викторина по хакасским сказкам. Д. и «Ассоциация»- работа со словарем
1. Посещение хакасского краеведческого музея
2. Подготовка к постановке сказки. Выбор произведения, распределение ролей, заданий
3. Репетиция театрализованной постановки «Ленивый мальчик и синичка»
4. Изготовление альманаха
1. Презентация хакасских сказок для 1-й ср гр «Тайны волшебного мешка нымахтар»
2. Показ театрализованной постановки «Ленивый мальчик и синичка»
3 Репетиция танцевального фрагмента «Чатхан»
1. Презентация проекта во 2-й ср группе (демонстрация и краткое
описание содержания хакасских сказок, показ национального
костюма, обзор тематических папок «Жилище и быт хакасов»,
демонстрация детских работ, мастер-класс танцевального фрагмента и хакасских игр
2. Рефлексия проекта-просмотр альманаха, обсуждение, обмен
мнениями, оформление кластера
Все яркие и интересные моменты дети разместили в альманахе «Последам проекта», что дало возможность еще раз пережить,
прочувствовать моменты проекта, оценить проделанную работу. Во время рефлексии ребята зарисовывали то, что они узнали из книг с хакасскими сказками. Получилась карта по типу- кластер
Итоги проекта Результат : в ходе реализации проекта у детей сформировались первичные представления о национальности- хакас, о быте хакасского народа, особенностях национального костюма. Познакомились со многими сказками этого народа. От самого начала до окончания реализации проекта дошкольники проявляли интерес, активность и самостоятельность. Обогатился словарный. Дети освоили значение некоторых слов из хакасского языка, активно используют их в речи. Расширился кругозор ребят в ходе культурных выездов, совместных чтений, демонстрационного материала. Получили опыт общения со сверстниками и детьми младшего возраста, проявили своё творчество
Искренние эмоции ребят от всего что происходило свидетельствует о том, что никто не остался равнодушным
Продукт: выставки работ «Пого», «Рукавичка», альбом с раскрасками, картотека национальных хакасских игр, макет женского платья, импровизированная передвижная выставка-мешок, альманах, оформленные рецепты национального блюда «Талган», кластер, атрибуты к театрализации
Презентация проекта : презентации своего проекта в 2-х гр среднего возраста, показ театрализованного представления по сказке «Ленивый мальчик»
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Выявлены новые проблемы, определены направления дальнейшего
развития проекта, которые обусловлены интересами и потребностями детей данной группы. Актуальные темы: «Традиции и праздники хакасов». «О чем расскажут нам наскальные рисунки?»