Луиза Байбулатова
Педагогический проект «Воспитание культуры общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Воспитание культуры общения»
Вид: практико-ориентированный проект
Тема проекта : «Путешествие в страну вежливых слов»
Актуальность темы:
Публикация «Педагогический проект „Воспитание культуры общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют, по собственной инициативе обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо. Они не могут поддержать развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Задача родителей и педагогов- воспитать у рёбенка культуру общения.
Возрастная группа (старшая группа детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет)
Цель:
Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта.
Задачи:
1. Формирование этического поведения.
2. Овладение детьми правилами хорошего тона для построения межличностных отношений.
3. Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приёмов, способствующих формированию культуры общения у детей.
4. Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.
5. Формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях.
Участники: воспитатель, дети, родители
Сроки реализации проекта :2 неделя сентября-4 неделя октября
Продукт проектной деятельности : изготовление книжек -малышок
Планируемый результат:
1. Сформировать у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
План проекта :
I.Подготовительный этап
Подбор, изучение методической и художественной литературы по теме.
Подготовка условий для реализации проекта -предметно-пространственная развивающая среда, дидактическое, методическое обеспечение.
Консультация для родителей: «Воспитание этикета общения и культуры речи у детей дошкольного возраста»
II-основной этап
1 блок :НОД
Познавательное развитие:
Ознакомление с окружающим миром :
«Что означает простое здравствуйте. ?»
Цель: познакомить детей с правилами приветствия, вызвать интерес, эмоциональный отклик и желание соблюдать правила приветствия в процессе общения с окружающими.
«В мире вежливых слов» -формирование культуры общения.
ФЭМП
Игровые ситуации : «Чаепитие у куклы Даши», «День рождения Маши» и т. д.
Речевое развитие:
Развитие речи:
«В гости к бабушке» - составление рассказа по серии сюжетных картинок
Художественно-эстетическое развитие :
Рисование «Подарок другу»;
Аппликация «Подарок»;
Лепка «Угощение на праздник»
Музыка-слушание детских песенок
Физическое развитие:
Подвижные, коллективные игры
II -блок: режимные моменты
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», С. Иващенко «Артём в гостях», «Подарки на день рождение», Маша идёт на день рождение к Ире».
Конструктивно-модельная деятельность:
Постройка кукольного театра для кукол Карабаса-Барабаса (обыгрывание сюжетов)
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек». - «Гости»
- «Правильно или нет» - ситуации на карточках
- «Чтобы гости не скучали»
Сюжетно – ролевые игры :
«Семья», «Магазин», «Салон красоты»
«День рождение куклы Даши»,
Игры – импровизации:
«У меня зазвонил телефон. Кто говорит?»
Развивающее общение :
Беседа «В мире вежливых слов»
Беседа «Путешествие в город «Добрых поступков».
Беседа «Как вести себя в гостях»
Беседа «Путешествие в страну подарков»
Викторина «Школа вежливых наук»
Загадки о вежливости.
Разбор ситуаций по картинкам.
Рассматривание альбома «Подарки, сделанные своими руками».
Решение игровых проблемных ситуаций.
Изготовление совместно с родителями книжек малышок «Волшебные слова»
III блок -Самостоятельная деятельность детей:
III -Заключительный этап
Подведение итогов.
Фотовыставка «Наши добрые дела».
Досуг «Путешествие в Страну Вежливых слов»
Досуг
«Путешествие в Страну Вежливых Слов» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: способствовать развитию любознательности у старших дошкольников и воспитанию интереса к этикету.
Задачи:
- формировать понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила поведения;
- воспитывать и прививать детям хорошие манеры;
- закрепить знания детей о вежливых словах: приветствия, благодарности,
извинения, прощания.
Оборудование:
- костюм Сказочной Лесной Феи;
- большая корзина;
- Ковер-Самолет;
- волшебная палочка;
- музыкальное сопровождение: " Журчание воды", " Пение птиц", "Голоса леса";
- бумажная ваза с цветами-загадками (на магнитах);
- белая бумага А4 (по количеству детей);
- пастельные мелки (по количеству детей);
- Волшебная коробка;
- диплом " Страны Вежливых слов" (по количеству детей);
- мыльные пузыри (Волшебные Флаконы Радости)
Ход показа - игры:
Входит Сказочная Лесная Фея.
Фея: Ребята, как я рада видеть Вас здесь! Я - Сказочная Лесная Фея - Мила! Хочу Вас поприветствовать самым важным вежливым словом, которое говорят при встрече. Это слово - "здравствуйте!" А Вы знаете, что означает это слово, зачем его говорят?
(Выслушать ответы детей).
Фея: Произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья тому, с кем поздоровались, и это каждому приятно. А, Вы, знаете как надо здороваться правильно?
(Послушать варианты ответов детей).
Фея: Посмотрите, если я нахмурю брови и сделаю сердитое лицо, отвернувшись в сторону пробурчу - "здрасьте", это будет правильно? Или произнесу слово "здравствуйте" с улыбкой, глядя в глаза тому, кому говорю, слегка кивнув головой. Какой вариант Вам больше понравился?
(Послушать рассуждения детей).
Фея: А теперь, давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся и слегка наклонив голову, произнесем: "Здравствуйте!" Вот сколько здоровья мы пожелали сейчас и сделали приятно большому количеству гостей. Вот какое Волшебное Вежливое слово. Ребята, а хотите еще познакомиться с Волшебными словами? Предлагаю нам отправиться в " Страну Вежливых Слов". А как Вы думаете, на чем туда можно добраться?
(Послушать ответы детей; дать наводящие подсказки на волшебный предмет - Ковер-Самолет).
Фея: Ребята, ведь я - Сказочная Фея, и у меня есть Ковер-Самолет. Помогите мне его расстелить, пожалуйста. Так, хорошо, а теперь сядем на него удобно и отправимся с вами в Сказочный полет. Раз, два, три - полетели! Ой, ребята, что-то не так, почему наш ковер не взлетает? Наверное, мы забыли что-то сказать! Какое волшебное слово-просьбу мы знаем? Что говорим, когда что-то хотим попросить?
(Выслушать ответы детей - это слово "пожалуйста").
Фея: Правильно, ребята, надо сказать слово "пожалуйста" вместе, дружно хором. Наш Ковер-Самолет готов к полету. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем, где мы будем пролетать.
(Звучит музыкальное сопровождение "голоса птиц" и "журчание воды"; выслушиваются предположения детей о местах прохождения нашего полета, на основе услышанных звуков; приземление под музыку "голоса леса"; появляется поляна с цветами-загадками и магнитная доска с пустой вазой на ней).
Фея: Ребята, посмотрите как здесь красиво! Какие необычные красивые цветы на этой поляне! А как они приятно пахнут!
(Рассматриваем поляну с цветами, нюхаем и восхищаемся; обращаем внимание на то, что на цветах что-то написано).
Фея: Ребята, возьмите каждый себе по цветку, который вам больше всего понравился и присядем на наш волшебный Ковер- Самолет. Что же это за
загадки на ваших цветах? Давайте их прочитаем и отгадаем.
(Читаем загадку-стихотворение и отгадываем вежливое слово; уточняем, когда именно используется данное слово при общении людей; пока следует беседа, об уточнении слова, ребенок выбравший этот цветок, располагает его на магнитной доске, над вазой - собирается Волшебный букет Вежливых слов).
Фея: Ребята, посмотрите какой красивый букет Вежливых слов у нас получился! Так и наша речь будет очень красивой, если мы будем употреблять всегда Волшебные Вежливые слова! А, сейчас, давайте поиграем.
Физкультминутка " Две лягушки" :
На болоте, две лягушки,
Две веселые подружки
Рано утром поднимались,
Полотенцем растирались,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям большой привет!
Фея: Ребята, на волшебной поляне с какими словами мы познакомились, как их можно назвать все одним словом?
(Выслушать ответы детей).
Фея: Сейчас, я возьму свою Волшебную палочку и превращу Вас в маленьких Волшебников- художников, и мы постараемся нарисовать те Вежливые слова, которые нам сегодня повстречались. Что не верите? А вот сейчас и попробуем!
(Дотрагиваюсь Волшебной палочкой до рук каждого ребенка, произнося заклинание: Крибли - Крабле- Бон).
Фея: Превращение закончилось! Давайте пройдем с вами за стол. На нем лежат волшебные мелки и сказочный лист белой бумаги, который помогут вам в рисовании.
(Дети рисуют "вежливое слово", то, которое понравилось больше всего; звучит композиция "голоса леса"; если возникают трудности у детей при рисовании, наводящими вопросами и подсказками помогать им получить результат; появляется волшебная коробка с подарками для детей).
Фея: Маленькие волшебники, заканчивайте свое волшебство и подойдите ко мне с рисунками. Вот такое чудо у нас получилось! Давайте наши рисунки покажем гостям.
(Показываем получившиеся рисунки гостям).
Фея: Ребята, сегодня где мы побывали? Что нового узнали о вежливых словах?
(Выслушать ответы всех детей).
Фея: Волшебники, а вы знаете, что в Сказочной стране всегда происходят чудеса. Вот такое чудо произошло и сегодня - здесь появилась коробка необычная для маленьких Волшебников. В ней что-то есть, слышите? Правда, хочется посмотреть! Но мы же и есть маленькие Волшебники, значит это для нас! Открываем, а здесь подарки для вас, на память о " Стране Вежливых Слов". Каждому из Вас вручается Диплом "Страны Вежливых Слов" и Волшебный Пузырь Радости- на нем человечек улыбается. Пусть такая же улыбка всегда будет на вашем лице - Вежливые Маленькие Волшебники!
(Каждому ребенку вручается диплом и флакон мыльных пузырей).
Фея: А сейчас хотела бы с вами попрощаться и сказать: " До скорой встречи!"
Не забывайте "Страну Вежливых Слов" и вежливые слова, которые в ней живут!