Получи документы

Педагогический проект «Экономика, жизнь и игра»

Елена Лойко
Педагогический проект «Экономика, жизнь и игра»

Тип проекта :

Долгосрочный, групповой. информационно-практико-ориентированный

Участники проекта

воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст участников

Воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Сроки реализации:

сентябрь 2021 г. – май 2021 г.

Введение:

Финансовая грамотность – это ваши

благополучие и независимость в будущем.

Публикация «Педагогический проект „Экономика, жизнь и игра“» размещена в разделах

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности «Экономика, жизнь и игра» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект будет реализован с воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 57» г. Бийска

Проблема:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Актуальность

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное условие знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Гипотеза

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Цель

Создать условия для финансового просвещения и воспитания детей дошкольного возраста, а так же необходимой мотивации для повышения экономических компетенций и финансовой грамотности.

Задачи

• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников, первичные финансовые и экономические представления;

• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

• Совершенствовать коммуникативные качества детей;

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

• Способствовать формированию умения рационально организовывать свою трудовую деятельность.

• Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

• Обогащать словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

• Формировать правильное отношению к рекламе, умение разбираться в ней.

• Способствовать правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

• Обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

1. Побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов.

2. Воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями.

Воспитание нравственно-экономических качеств личности : трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации.

4. Воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.

5. Побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Принципы реализации проекта по экономическому воспитанию дошкольников

Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформированных в пункте 1. 4 ФГОС ДО:

• Полноценное проживание, ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития;

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования;

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• Принцип сотрудничества с семьей;

• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

1. Знакомство с темой проекта

2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;

4. Подбор методического материала по данной теме;

5. Создание развивающей среды для работы;

6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать

положительный эмоциональный фон.

Основной

Практический – в результате чего был реализован проект :

1. Коммуникативная деятельность

2. Восприятие художественной литературы

3. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

4. Художественно-эстетическая деятельность

5. Игровая и познавательная деятельность

6. Трудовая деятельность

7. Работа с родителями

Заключительный

Обобщение и анализ результатов работы.

Новизна

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования

Условия реализации

Проект реализуется : в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта : наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.

Методы и приёмы реализации проекта :

• организационные;

• мотивирующие;

• словесные;

• игровые;

• наглядные;

• нетрадиционные

Риск проекта

• Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;

• Неактивная позиция детей

Предупреждение рисков:

• Организация мероприятий на базе ДОУ;

• распределение сфер ответственности в сотрудничестве между

воспитателями, и родителями;

• разработка стратегий и тактики привлечения родителей;

• оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т. д.);

• высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;

• добровольность участия в проектной деятельности

Продукт проектной деятельности

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономика»

сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

коллективная работа «Путешествие денежки»

изготовление поделок для ярмарки

выставка «Ярмарка поделок»

Ожидаемый результат

Для детей

Дошкольник должен:

-знать основные финансово-экономические понятия и категории;

-иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;

-обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;

-воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

- развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;

-иметь здоровый интерес к ден6ьгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;

-уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;

-уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

-понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

-уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

-осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

Для родителей

• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

Для педагогов

• дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;

педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Содержание проекта

1 раздел «Труд – основа жизни»

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др., так и товар или услуга.

2 раздел «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

Труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

3 раздел «Покупаем, продаем и обмениваем»

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-цена-покупка». Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

4 раздел «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

Зачем надо копить и сберегать, как можно копить. Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

5 раздел «Учимся занимать и отдавать долги»

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

6 раздел «Учимся планировать»

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

7 раздел «Бедность и богатство»

Не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь

Формы и методы работы по экономическому воспитанию детей

Технологии экономического воспитания дошкольников

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяет развивать разные виды деятельности дошкольников.

Краткая характеристика традиционных технологий

1. Игра.

2. Беседы-обсуждения,

3. Тематические стенды,

4. Папки-передвижки.

5. Анкетирование,

1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».

2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

3. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

4. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

5. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое. Пример театрализованной интерактивной мини-постановки представлен в Приложении 3.

6. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

Сентябрь

2 неделя Беседа, чтение, игра «Деньги получил-ерунды накупил» Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

4 неделя Совместная деятельность «Семейный бюджет и расходы семьи» Расширяем представление детей о том, как складывается семейный бюджет. Знакомим с новым понятием: «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги).

октябрь

2 неделя Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем» Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

4 неделя Квест – игра «Финансовая школа» Знакомим с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо».

ноябрь 2 неделя Творческая деятельность «Творим добро»

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома. Делают поделки и экономят материал : бумагу, краски и пр.

4 неделя Сюжетно-ролевая игра

«День рождения» Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить

декабрь

2 неделя Совместная деятельность «Путешествие в сказочную страну «Экономию»

Закреплять сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальой жизни, но и сказках. Развиваем у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев

4 неделя

Викторина «Путешествие в денежную страну» В условиях соревнования. игровой занимательной форме закреплять у детей экономические знания. Развиваем сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания

Тема 2. «Учимся занимать и отдавать долги»

январь

2 неделя Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем» Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять-взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

4 неделя Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку. Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

февраль

2 неделя «Заплатить долг скорее, так будет веселее». Обсуждаем русские пословицы: -Умей взять, умей и отдать!

- В долг брать легко, а отдавать тяжело. Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

4 неделя Совместная деятельность «Чудо-деньги» Учить детей практически осуществлять процесс обмена

Тема 3. «Учимся планировать»

март 2 неделя Игра «Хочу и надо»

Учить детей практически осуществлять процесс обмена.

4 неделя Сюжетно-ролевая игра «Творим добро» (работа в подгруппах) Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека.

Тема 4. «Что такое богатство?»

апрель

2 неделя Игра «Сделал дело – гуляй смело», ситуативные задачки Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща

4 неделя Наше богатство

Игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», Ум и богатство» Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

май

2 неделя Щедрость и жадность Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик»,

Обсуждаем поговорки, пословицы Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов.

4 неделя Бережливость Совместная деятельность «Экономия тепла, света, воды» Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

Материально-техническое сопровождение

Дидактические и наглядные пособия;

Современные средства ТСО;

Методическая литература;

Наглядный и раздаточный материал;

Художественная литература

Взаимодействие с родителями по экономическому воспитанию детей

Изучение основ финансовой грамотности должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Родители и педагоги передают ребенку первый социальный опыт.

Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи :

Публикации по теме:

Консультация — доклад для воспитателей «Экономика малышам». Сегодня наша страна идет путем рыночной экономики. Поэтому про бережливость и экономию мы говорим как про общественно - государственную цель.

Квест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика» в подготовительной группеКвест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика» в подготовительной группе 03.02.2021 с воспитанниками подготовительной к школе группы "Солнышко" была проведена квест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика»,.

Фотоотчет «Наша жизнь — игра!»Фотоотчет «Наша жизнь — игра!» Деятельность педагога ДО многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение воспитателями разнообразные профессиональные.

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мамочка моя»Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет)Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.

Педагогический проект «Потешки» педагогический проект «Потешки» для детей разновозрастной группы младшего возраста. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской.

Педагогический проект «Вам и не снилось!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Рассказывая Вам о разнообразии форм работы с детьми и родителями, выделила в отдельный проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Экономика, жизнь и игра»
Опубликовано: 31 августа 2021 в 17:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД