Папки-передвижки

Педагогический совет «Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей»

Татьяна Спицина
Педагогический совет «Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 «Аленушка» г. Волжского Волгоградской области»

(МДОУ д/с № 30)

Педагогический совет № 2

Тема: «Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно- нравственных ценностей»

Подготовили: старший воспитатель Спицина Т. В.

творческая группа педагогов :

Асмаловская Т. И., Рыбакова И. Ю. ,

Резникова О. В., Чигина Е. А.

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по духовно- нравственному воспитанию.

Публикация «Педагогический совет „Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей“» размещена в разделах

Задачи:

• изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению;

• обновить содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Повестка дня:

1. Вступительное слово по теме педсовета «Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников» (заведующий).

2. Выполнение решений предыдущего педсовета (ст. воспитатель Спицина Т. В.).

3. Итоги тематической проверки «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей» (ст. воспитатель Спицина Т. В.).

4. Выступление «Представление опыта работы» (воспитатель Асмаловская Т. И.)

5. Сообщение «Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине» (воспитатель Рыбакова И. Ю.)

6. Практическая часть «Ситуативный подход и личностно-развивающие ситуации, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников» (воспитатель Резникова О. В.)

7. Выступление «Роль фольклора, народных праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры местного населения» (воспитатель Зеркалова О. А.)

8. Выступление «Роль фольклора в воспитании нравственности у дошкольников младшего возраста» (воспитатель Марченко О. А.)

9. Психологическая игра «Определи картину» (педагог-психолог Чигина Е. А.)

10. Рефлексия.

11. Решение педсовета.

ПЛАН - ГРАФИК ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ТЕМА: «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей»

Цель проверки: определение уровня развития нравственных качеств, способностей детей; анализ эффективности использования традиционных и нетрадиционных приемов работы с детьми.

с 27.11.2017 по 30.11.2017 г.

№ п/п Содержание контроля Методика организации контроля сроки ответственный

1 Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей Анализ календарного планирования воспитателей 27.11-30.11 Старший воспитатель

2 Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и воспитанию (программно-методическое обеспечение) Обзорное изучение в группах 27.11-30.11 Старший воспитатель

3 Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей Просмотр запланированных мероприятий в течение уч. года Заведующий

4 Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей Анализ планирования по работе с семьей 27.11-29.11 Старший воспитатель

5 Оценка положительных и отрицательных тенденций в работе по духовно-нравственному воспитанию детей

Опрос педагогов ДОУ в течение уч. года Заведующий

Ход проведения педагогического совета.

Уважаемые педагоги, предлагаю начать работу Педагогического совет № 2 по теме «Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей».

Вступительное слово по теме Педсовета предоставляется заведующему Балабиной Л. И.

1 Вопрос «Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

В этом учебном году помимо Общеобразовательной программы ДОУ, мы работу в этом направлении строим и на основе дополнительной региональной программы Е. С. Евдокимовой «Воспитание маленького волжанина».

И, сегодня на заседании, мы с вами постараемся рассмотреть пути и способы совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, а также решить такие задачи, как:

1. Изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению;

2. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;

3. Обновить содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.

2 вопрос. Выполнение решений предыдущего педсовета

3 вопрос.

А теперь - Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей».

Тематическая проверка в ДОУ проводилась в соответствии с годовым планом. Тематическая проверка была проведена в форме посещения. Посещения осуществлялось в течение учебного года.

Цель проверки: определение уровня развития нравственных качеств, способностей детей; анализ эффективности использования традиционных и нетрадиционных приемов работы с детьми.

Задачи:

1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей.

2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и воспитанию (программно-методическое обеспечение).

3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей.

4. Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей.

4. Оценка положительных и отрицательных тенденций в работе по духовно-нравственному воспитанию детей.

Основные формы и методы контроля

1. Анализ календарного планирования воспитателей.

2. Просмотр запланированных мероприятий.

3. Обзорное изучение развивающей среды в группах

Оценочный инструментарий

1. Грамотность написания планов работы.

2. Творческое построение работы с родителями.

Выводы:

В результате проведё нного посещения было установлено: все группы детского сада организуют работу по духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с Общеобразовательной программой ДОУ. Педагоги опираются на следующие нормативные документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к условиям реализации общеобразовательной программы.

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений

3. Перспективное и календарно-тематическое планирование.

Анализ календарно-тематического планирования работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. В утренний промежуток времени педагоги планируют беседы, разучивание стихотворений, песенок, потешек, игр, направленные на расширение и активизацию словаря детей, кругозора, знакомства с элементами фольклорного жанра. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, народные игры, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по нравственному развитию и воспитанию детей.

В каждой группе создан патриотический уголок, где дети знакомятся с Государственными символами России и Президентом РФ. Имеется большое количество дидактических игр. Оформлен книжный уголок, где на полках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Воспитатели старших групп периодически организуют выставки книг одного писателя. Дети имеют возможность рисовать, лепить, вести наблюдения, заниматься исследовательской деятельностью. В каждой группе созданы уголки, в которых отражена символика г. Волжского, материалы города Волжского, что помогают развить у ребёнка уважение к родному городу, родного края - поселку Погромное, обществу, традициям семьи. Созданная в детском саду РППС, способствует всестороннему развитию. Она построена с учетом требований ФГОС ДО.

Приобщая детей к культуре Поволжья, педагоги рассказывают легенды, дети слушают истории рождения п. Погромное, г. Волжского. Участвуя в городских мероприятиях, дети знакомятся народными традициями местного населения, заучивают пословицы и поговорки, разучивают народные игры и хороводы. Регулярное посещение краеведческого музея школы № 15, также знакомят детей с предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатели, работая с детьми, не забывают о том, что на формирование и развитие личности, духовно-нравственных ценностей оказывают влияние народные традиции, обряды, устное народное творчество и принципиально важные условия: - непосредственное участие в процессе и взрослых, и детей.

В течение года в детском саду проводились праздники, конкурсы, тематические досуги, акции, развлечения с детьми. Перечислять их не стану, но отмечу, что все они направлены на развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

Педагоги активно привлекают родителей к участию в конкурсах и мероприятиях. Также родителям предлагаются консультации на тему духовно-нравственного развития и воспитания, проводятся тематические беседы и консультации по вопросам семейного воспитания.

Тематический контроль показал, что духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду соответствует требованиям программы и возрастным особенностям. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Наши дошкольники обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живет; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями о национальностях, о традициях степного края Поволжья, их быте и их культуре.

4. Сообщение «Нормативная база, цели, методы, приёмы, формы духовно-нравственного воспитания».

А теперь о нормативной базе, целях, методах, приёмах и формах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Документы, ориентирующие современного педагога в вопросах выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей : «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный Закон «Об образовании», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Цели духовно-нравственного воспитания. Вот выдержки из Концепции «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

«Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся, осуществляется на основе :

• нравственного примера педагога;

социально-педагогического партнёрства;

• индивидуально-личностного развития;

• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

• социальной востребованности воспитания.»

Теперь о методах, приемах и формах работы.

Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы : наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

-чтения воспитателем произведений устного народного творчества;

-наблюдений;

-показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-целевых прогулок, экскурсий;

-моделирования сказок.

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе :

-рассказа воспитателя;

-чтения произведений воспитателем;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

-бесед с элементами диалога;

-обобщающих рассказов воспитателя;

-ответы на вопросы воспитателя, детей;

-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

-сообщение дополнительного материала воспитателем;

-загадывания загадок;

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-разбора житейских ситуаций;

-проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников;

-чтение родителями сказок, былин и др.

Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-организовать вечера с родителями;

-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

-приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

-изготовить поделки на выставки;

-организовать постановку сказок;

-провести экскурсии различной направленности;

-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Следует отметить, что в методике используются разнообразные формы с детьми, назовем важнейшие:

-НОД чтение произведений, беседы, игры;

-творческая художественная деятельность детей;

-проведение совместных праздников;

-прослушивание аудиозаписей;

-просмотр мультфильмов;

-экскурсии;

-тематические вечера;

-организация выставок;

-постановка сказок духовно- нравственного содержания;

-творческие вечера.

Опыт воспитателей убеждает в том, что особое внимание необходимо уделить работе с семьей. В работе с родителями можно выделить такие формы:

-собрания на духовно-нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-визиты домой;

-экскурсии;

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

Также педагогический опыт убеждает в том, что для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

5. Выступление (Обобщение опыта работы)

(воспитатель Асмаловская Т. И.)

6. Деловая игра: ответственный Резникова О. В.

Все участники разбиваются на 2 команды и выбирают себе названия. Под сопровождение народной музыки они входят в зал и приветствуют друг друга в фольклорной форме. Затем садятся за столы.

Задание для команды - узнать по мимике, жестам, театральной композиции название фольклорного произведения (сказка или песня, (одна команда задумала, другая отгадала, по 2-3 произведения).

Тренинг:

1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?

2. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?

3. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к культуре родного края.

4. Какие качества формируют окружающие предметы, характерные для казачьего быта, декоративно-прикладного искусства.

7. Выступление «Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей Малой Родине» (воспитатель Рыбакова И. Ю.)

8. Практическая часть «Ситуативный подход и личностно-развивающие ситуации, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников» (педагог- психолог Чигина Е. А.)

9. Выступление «Роль фольклора, народных праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры местного народа» (воспитатель Зеркалова О. А.

10. Выступление «Роль фольклора в воспитании нравственности у детей младшего возраста» (воспитатель Марченко О. А.)

11. Рефлексия.

Упражнение «Клад»педагоги посредством игры «Холодно – горячо» находят «заветный сундучок», а открыв его, отвечают на вопрос: «Что полезного я взял для себя сегодня и что мне не понятно»

12. Решение педсовета.

1. Признать работу педагогов во всех дошкольных группах положительной.

2. Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение и др.).

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно.

3. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно.

4. Разместить материалы педсовета на сайте ДОУ.

Ответственные: старший воспитатель.

Срок: до 1 января 2018г.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы. Занятие «Кто создал мир? Первый и второй день создания»Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы. Занятие «Кто создал мир? Первый и второй день создания» Занятий на тему: «Кто создал мир (первый и второй день создания)» (для воспитанников старшей группы) по учебно методическому комплекту.

Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки» «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» /В. А. Сухомлинский. / Федеральный государственный.

Формирование духовно-нравственных ценностей в семье у детей старшего дошкольного возраста через связь поколений Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была актуальной и приобретает особое значение. Согласно содержанию Государственного.

Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ. Е. С. Пляскина Воспитатель КГКУ «Лесосибирского детского дома» ФГОС ДО дает нам возможность.

Посещение семинара «Формирование личности на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций». ФотоотчетПосещение семинара «Формирование личности на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций». Фотоотчет Никогда не думала, что смогу посетить всем известный, на краю нашей России- замечательный остров Сахалин! А поехала я туда с обучающим.

Педагогический проект «Модель образовательного процесса в старшей группе по теме «8 марта» в условиях введения ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» п. Новосёлки Мелекесский район.

Педагогический совет на тему «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение к народной культуре» Повестка дня: 1. Актуальность проблемы воспитания духово- нравственной личности в современных условиях. Дискуссия педагогов. 2. Понятие.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Планирование – основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. План – не просто отчетный документ, главное в нем – рабочая.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольника в ДОУ 1 слайд. Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольника в ДОУ 2 слайд. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей»
Опубликовано: 29 декабря 2017 в 13:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД