ИРИНА СМИРНОВА
Педагогический совет в форме кейс-практикума «Что такое здоровье человека?»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет «Что такое здоровье человека?»
Форма проведения : Кейс - практикум с педагогами
Цель: оптимизировать работу детского сада, направленную на обеспечение здоровья дошкольников.
Повестка:
1. Итоги выполнения решения предыдущего педсовета.
2. Кейс – практикум «Из чего состоит здоровье?» (раскрытие содержания) :
• Актуальность темы
Публикация «Педагогический совет в форме кейс-практикума „Что такое здоровье человека?“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
- Игра с педагогами «Ассоциации»
- Обоснование проблемы «Кукла и шесть лент» (составление кластера «Компоненты здоровья»)
• Первый компонент здоровья «физическое здоровье» :
- Справка тематического контроля «Организация двигательного режима в течение дня в детском саду»
-Питание в ДОУ
-Технология «Су- джок терапия»
• Второй компонент здоровья «психическое здоровье» (составление кластера)
- Консультация «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
- Адаптация в первой младшей группе
• Третий компонент здоровья «социально-нравственное здоровье ребенка»
• Четвертый компонент здоровья «профессиональное здоровье»
• Решение педсовета
Решение педсовета :
1. Внедрить в работу по физическому развитию детей здоровьесберегающую технологию - Су-Джок терапию
2. Составить картотеку игр на развитие эмоционально-волевой сферы детей и активно использовать из в работе с детьми (ст. воспитатель, март, 2018)
Актуальность
Если не заниматься (физкультурой,
то подползают другие угрозы –
наркомания, преступность, пьянство…
В. В. Путин
Как известно, «времена не выбирают, в них живут и умирают» (А. С. Кушнер). Со временем меняются приоритеты людей, стремительно меняется мода, но есть и ценности, которые относятся к разряду вечных. Одной из таких ценностей является для каждого из нас здоровье – ресурс, без которого крайне тяжело реализовать себя в жизни, воплотить свои желания.
Что же такое здоровье? Ответ на этот вопрос мы получим из нашей встречи сегодня. А пока я предлагаю немного поиграть….
Игра с мячом на ассоциации:
1. Какой цвет имеет здоровье?
2. Какую форму имеет здоровье?
3. Какой фильм ассоциируется со здоровьем?
4. Цветок здоровья – это….
5. С какими эмоциями ассоциируется здоровье?
6. На какое настроение похоже здоровье?
Игра показала, что Здоровье ассоциируется у нас с чем – то хорошим, будь то фильм, цвет, форма или настроение. Из этого всего можно сделать вывод, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и бесценное достояние каждого человека, и общества в целом.
Здоровый человек – это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение, хорошие отношения с окружающими людьми.
Здоровье закладывается с детства. Все, кто имеет отношение к системе образования и работе с детьми, понимают, что успех воспитания здорового человека во всех смыслах во многом зависит именно от нас – педагогов, специалистов, учёных, управленцев. Какими же нормативными актами мы руководствуемся в этом вопросе?
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по физической культуре в современных условиях:
1. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, п. 6)
3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
4. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие введение ГТО комплекса и многие другие.
Предлагаю вам послушать рассказ, в котором как нигде прослеживается вопрос нашего педсовета «Что такое здоровье» :
Мама с дочкой идут в детский сад.
-Ой, мама, смотри, какие красивы деревья вокруг!
-Отстань, идем быстрее, а то, опоздаем! (завязываем кукле глаза)
-Ой, мама, слышишь, как красиво поют птицы?
-Отстань, идем быстрее! (завязываем уши)
-Ой, мама, птички летят, а ты знаешь стихотворение про птиц?
-Хватит разговаривать, идем! (завязываем уши)
Девочка идет за руку, но тут увидела веточку, наклонилась, чтобы взять ее в руки.
-Хватит поднимать всякую гадость! (завязываем руки)
Тогда девочка начала скакать, на что мама сказала: «Хватит прыгать как козочка! Иди спокойно уже! (завязываем девочке ноги)
Девочка расстроилась, заплакала и, придя в детский сад не сразу включилась в общение со сверстниками и воспитателем (завязываем кукле сердце)
Что мы видим? Вырастет ли эта девочка здоровой во всех его смыслах? Конечно же нет. Я предлагаю вам составить кластер «Из чего состоит здоровье» (в течение педсовета мы вернемся к нему и узнаем, совпадает ли ваше мнение с мнением ученых о том, из чего состоит здоровье человека).
Первый компонент здоровья «Физическое здоровье»
Гимнастика, физические упражнения,
ходьба должны прочно войти
в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность,
здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
В связи с этим, одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Образовательная область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых – родителей и педагогов. Компоненты ЗОЖ: режим дня, двигательная активность, питание. На предыдущих педсоветах мы об них очень подробно говорили. Сегодня мы затронем лишь некоторые аспекты ЗОЖ.
Как же происходит физическое развитие дошкольников у нас в ДОУ. Ответ на этот вопрос выявила тематическая проверка «Организация двигательного режима в течение дня» (аналитическая справка прилагается).
Неотъемлемой частью физического здоровья является питание дошкольников.
Существует много здоровьесберегающих технологий, которые используются в работе с дошкольниками. Это и кинезеология, пескотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, степ-аэробика (все их мы с вами используем). Сегодня мы познакомимся еще с одной технологией «Су-джок терапии».
Итак, первый компонент здоровья – это физическое здоровье. (этот компонент скорее всего есть в вашем кластере). Только если ребенок физически здоров его организм, его внутренние органы способны исправно осуществлять свои основные функции.
Второй компонент здоровья «психическое здоровье»
Как отмечает С. В. Никольская, «в настоящее время у многих дошкольников наблюдается нарушение эмоциональной сферы – тревожность, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, амбициозность, агрессивность, постоянное фиксирование на собственных эмоциональных переживаниях. В процессе физического воспитания в детском саду необходимо не только учитывать состояние нервной системы ребенка, но и целенаправленно его корректировать». В процессе двигательной деятельности педагог может умело корректировать эмоциональное неблагополучие ребенка с помощью деликатного обращения к нему, подбора игровых упражнений и партнера.
Детские психологи рассматривают различные психологические проблемы ребенка (болезни, сложности в поведении, навязчивые состояния и т. д.) как язык, с помощью которого он сообщает семье о своих трудностях. То, что ребенок не может выразить словами, он всегда сообщит своим телом или проблемами в поведении. (составление кластера на экране, воспитателям выдаются словарь в помощь). Предлагаю вам составить кластер «О чем говорит поведение ребенка», список слов, которыми вы можете воспользоваться, лежит у вас на столе (психолог Евгения Забурдаева) :
Агрессивен. Мне очень страшно, и я не знаю, как с этим справиться.
Апатичен. Я боюсь ошибиться. Я боюсь, что взрослые осудят мою спонтанность и всё, что я делаю.
Беспомощен. Мне очень удобно, когда взрослые всё за меня делают. Так я забочусь о маме и помогаю ей чувствовать себя нужной.
Дерется. Так я выражаю свою злость на окружающих, потому что не знаю другого способа. Так я сообщаю им, что нуждаюсь в запретах.
Говорит очень тихо. Мне страшно проявлять себя, говорить о своих желаниях, защищать себя. Боюсь, меня таким не примут.
Говорит плохие слова. Так я проверяю, что можно, а что нельзя.
Ест много. Мне тревожно, и еда позволяет мне с этим справиться. Едой я пытаюсь заменить недостаток эмоциональной близости, в которой очень нуждаюсь.
Жадничает. 1. Считаю, что мои вещи принадлежат по праву мне. 2. Мне не хватает эмоциональной теплоты и поддержки.
Играет только в гаджеты. Я не умею играть с детьми, мне страшно. Только в компьютерных играх я чувствую, что я что-то могу, только здесь я успешен.
Капризничает. Я не могу заявить о себе и своих желаниях прямо, капризы помогают мне добиться своих целей.
На мой взгляд, данный кластер помогает задуматься нам взрослым, педагогам и родителя о том, что нужно быть более внимательными и снисходительными к различным трудностям детей (рекомендации для родителей).
В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни досуг, ни обучение и часами просиживают один на один со светящимся экраном. А это еще одна проблема, которая влияет на психологическое здоровье детей. С этой проблемой необходимо знакомить прежде всего родителей. От того на сколько правильно будет организована работа с детьми на компьютере или просмотр телевизора зависит эмоциональное состояние ребенка.
Хорошей профилактикой психического здоровья детей является развитие эмоций, их эмоциональной сферы. (Консультация «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»)
Ежегодно в детский сад приходят малыши, набирается первая младшая группа. Адаптационный период - серьезное испытание для малышей до 15, до 3-х лет: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают их эмоциональное состояние.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи (Н. М. Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.). «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», - отмечала Е. И. Морозова. Как же проходила адаптация у малышей в нашем детском саду расскажут воспитатели первой младшей группы (отчет прилагается).
Таким образом, второй компонент здоровья – это психическое здоровье (этот компонент тоже всего есть в вашем кластере). Ваш кейс пополняется еще двумя рекомендациями для работы с родителями: памятка для родителей «Как правильно организовать работу ребенка дошкольного возраста на компьютере», «О важности эмоционального развития ребенка дошкольника».
Третий компонент здоровья
«социально-нравственное здоровье ребенка»
«Нравственность – это некая чистота души, именно поэтому нравственное воспитание детей является часть здорового образа жизни, здоровья. Одни привычки плавно перетекают в другие…»
Главными задачами – по формированию нравственного здоровья дошкольников является формирование здорового образа жизни, воспитание у детей потребности в здоровье. Развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности. ФГОС ДО говорит нам о том, что «воспитание в контексте личностно-ориентированного подхода должно пониматься как приобщение к миру человеческих ценностей» и, что именно в дошкольном возрасте «формируются начала нравственного сознания»
Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Структурные единицы системы личностно-социального развития дошкольников социально-нравственного здоровья :
- целостная и мотивированная деятельность как основа всей жизни ребенка в ДОУ. Можно использовать такие формы : «Утреннее приветствие», «Доска желаний», «Доска настроений».
- профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессивности: «Коробочка добрых дел», «Релаксация», «Объединяющие игры с воспитателем»
- целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений в совместных играх.
- насыщение нравственным содержанием занятий по образовательным областям
- работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания.
Хухлаев О. В. предлагает ряд игровых упражнений по формированию нравственных взаимоотношений детей в группе
Я предлагаю вам поиграть в некоторые такие упражнения
«Волшебник»
Цель: содействовать формированию доверия в группе.
Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто это.
«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель: способствовать снижению обидчивости у детей.
Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый при этом начинает говорить слова: «обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку! (гав-гав, кря-кря)
Использование такой системы методик и игр позволит:
- повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и семье
- повысить общую социальную зрелость, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми.
- овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптивных форм поведения в более старшем возрасте.
Итак, третий компонент здоровья – это «социально-нравственное здоровье ребенка» (данный компонент тоже есть в вашем кластере). И ваш кейс пополнился рекомендацией для вашей работы памяткой «Игровые упражнения по формированию нравственных взаимоотношений детей в группе».
Четвертый компонент здоровья
«профессиональное здоровье»
Существует еще один компонент здоровья «профессиональное здоровье», к детям – дошкольникам он соответственно не относится, но он относится к нам - педагогам. Ведь недаром современная мудрость гласит: «Здоровые воспитатели - здоровые дети!»
Что входит в понятие «профессиональное здоровье» педагога?.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".
Быть здоровым… это означает производительно и творчески работать, овладеть способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности. Однако вот о чем свидетельствуют данные исследований: даже молодые педагоги обращаются в медицинские учреждения с жалобами на недомогание, в частности сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, а также на заболевания неврологического характера.
Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях принимать взвешенное решение, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.
Профессия «педагог», иначе «работа сердца и нервов», требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят его и профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
Напряженными для педагога могут быть ситуации :
1. взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
2. взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
3. взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
4. низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы чтобы улучшить эмоциональное состояние педагогов. Рассмотрим некоторые из них:
1. Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе, училищах быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности». В данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.
2. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является овладение умениями и навыками саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. В настоящее время для саморегуляции психического состояния используют разные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др.
Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.
Для укрепления уверенности в себе и жизнерадостного мировосприятия как важнейших ресурсов антистресса полезно овладеть техникой позитивного мышления: самоанализ внутреннего диалога и устранение из его содержания всех деструктивных речевых оборотов, обращенных к себе, в которых сквозят обреченность, самообвинение, отсутствие веры и надежды на успех («Я ничего не могу изменить в моей жизни», «Меня никто не понимает», «Я несчастлив и всегда буду таким»). Их необходимо заменить на конструктивные или позитивные обороты, на те, которые будут укреплять уверенность в собственных силах.
Помогут в этом следующие рекомендации:
1. Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
2. Не «переживайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
3. Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.
4. Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.
5. Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, старайтесь быть всегда в хорошей физической форме.
6. Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение.
Специальные исследования показывают : для значительной части педагогов характерна негативная Я-концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе (Л. М. Митина, О. А. Прохоров). Недостаточно сформированы и адекватные способы эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций. В этой связи естественно возникают вопросы: как укрепить и восстановить профессиональное здоровье педагога? Что может способствовать формированию положительного самовосприятия, самоуважения, т. е. позитивной оценки себя? Одно из решений – специальные упражнения. Вот некоторые: (С ПЕДАГОГАМИ)
• Упражнение "Продолжи фразу".
Цель: Осознание личностного и профессионального ресурса.
- Я горжусь своей работой, когда я:
- Не хочу хвастаться, но в своей работе:
• Упражнение
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
• Упражнение на Самоодобрение (самопоощрение)
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.
– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
Итак, четвертый компонент здоровья – это «профессиональное здоровье».
Вот и выходит, что определение здоровья понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности. Все компоненты здоровья отразились в кластере, который мы с вами составляли совместно и по отдельности.