Получи документы

Сценарий педагогического мероприятия «Осенины»

Наталья Ефимова
Сценарий педагогического мероприятия «Осенины»

Совместное с детьми педагогическое мероприятие

фольклорное развлечение «Осенины»

Подготовили и провели:

музыкальный руководитель Ефимова Н. Н.

воспитатель Елеева К. К.

пос. Коминтерн

Ноябрь 2023 год

Цель мероприятия : познакомить педагогов и воспитанников подготовительной группы с традициями празднования Осенин в русской культуре.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Сценарий педагогического мероприятия „Осенины“» размещена в разделах

1. Закрепить и систематизировать знания участников об осенних русских традициях.

2. Познакомить педагогов и детей с русскими народными осенними календарными песнями, танцами, играми.

3. Совершенствовать у воспитанников музыкально-художественные умения и навыки.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки и умения.

2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.

3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к русскому фольклору.

2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к народным традициям.

Муз/ руководитель: Мир вам, гости дорогие, Вы явились в добрый час-

Встречу тёплую такую Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушием Знаменит родной наш край

Здесь для вас и сказки русские, И медовый каравай.

Древний праздник Осенины будем с вами м встречать.

Предлагаю всем здесь дружно в Осенины поиграть.

Осенины - праздник-то языческий, длился он, как и спасы, 3 дня, поклонялись наши предки сырой земле, за матерь общую ее почитали, богаты ее недра, кормит, поит, одевает да в свой срок к себе принимает. До Осенин положено было весь урожай собрать, потому что после Осенин запрещено было Землю копать-тревожить, начинался у нее зимний отдых. А гуляли предки наши не просто так, а с выдумкой, широко, по-русски. У места, где устраивали празднество, двоих стражей ставили, и чтобы попасть на праздник, должен был человек принести какое-нибудь рукоделие, своими руками изготовленное. Вы хотите попасть на праздник? Тогда подходите и называйте, чтобы вы принесли на такой праздник. (Педагоги делятся на 2 группы). А теперь давайте каравай испечем.

Обрядовая песня «Каравай»

1.-Кто с нами, кто с нами жито молотити?

2.-Мы с вами, мы с вами жито молотити!

1.-Кто с нами, кто с нами муку просевати?

2.-Мы с вами, мы с вами муку просевати!

1.-Кто с нами, кто с нами тесто замесити?

2.-Мы с вами, мы с вами тесто замесити!

1.-Кто с нами, кто с нами каравай делити?

2.-Мы с вами, мы с вами каравай делити!

А какой каравай?

(Образуют большой круг, берутся за руки и говорят) :

Вот такой вышины! (поднимают сцепленные руки вверх)

Вот такой ширины! (отходят назад, расширяя круг)

Муз/ руководитель: Вот какой каравай м с вами испекли, спасибо, присаживайтесь.

Мне кажется, маловато у нас гостей. Я думаю, что позвать надо нам детей!

Красны девицы, да добры молодцы! Наряжайтесь, собирайтесь,

На гулянье отправляйтесь,

Будем веселиться, петь, плясать, Осенины отмечать!

Дети заходят с песней на мелодию «Вдоль по улице метелица метет»

1. Вдоль по улице ребятушки идут, Вдоль по улице удалые идут.

Ой, жги, ой, жги, говори! Вдоль по улице ребятушки идут.

2. На весёлый праздник все друзья пришли,

Осенины вместе праздновать

Ой, жги, ой жги, говори! Осенины вместе праздновать.

3. Вдоль по улице ребятушки идут, Вдоль по улице удалые идут.

Ой, жги, ой, жги, говори! Вдоль по улице ребятушки идут.

Закличка хором:

Осень, осень! В гости просим!

С листопадом и дождем, С перелетным журавлем!

1 реб: погоди веселиться. надо сначала в поле потрудиться

Дети делятся на 2 группы (перестроение, встречаются)

1 гр: Ба, кого мы видим, Знакомых встречаем!

2 гр: А вы откуда будете?

1 гр: Мы из села Уткино!

2 гр: А мы из села Хрюкино! А какие у вас, уткинцы, урожаи?

1 гр: Хорошие, знатные.

Колос от колоса - не слышно и голоса!

Сноп от снопа - целая верста.

Копна от копны - день езды.

А как тише поедешь, так три дня проедешь!

2 гр:Так ведь это вы не жали! Под межой лежали да ворон считали!

А вот мы-то жали-пожали; Три пяди нажали: Первую пядь - на еду, Вторую - на семена, Третью - про запас!

1 гр: Что посеешь - то и пожнёшь!

2 гр:Что пожнёшь - то и смолотишь!

1 гр: Что смолотишь - то и смелешь!

2 гр:Что смелешь - то и съешь!

Мальчик. А ну-ка, стойте, девчата, Погодите, жнеюшки!

Есть у нас в Уткине Знатная работница: То прядёт, то вяжет, То сядет, то ляжет.

Дети (хором). Так это же наша Кострома!

Хоровод-игра «Кострома»

(Поют) Припев: Кострома, Костром, государыня моя Кострома,

У Костромушки кисель с пирогом, у Костромушки блины с творогом

Дети: Здорово, Кострома!

К: Здоровенько!

1. Дети: Что делаешь?

К: Кудельку пряду!

Дети: Ну пряди, пряди!

2. Дети: Что делаешь?

К: Клубочки мотаю!

Дети: Ну мотай, мотай!

3. Дети: Что делаешь?

К: Плачу, пальчики болят!

Дети: Ну поплачь, поплачь!

4. Вас догоняю! (Дети убегают на стульчики)

Кострома отходит к центральной стене, садится на лавочку

Кострома. Ох, и устала я, день-деньской в окошко-то глядючи! Ох, уморилась, притоми-лась! Ручки, ножки затекли. (Зевает.) Ой! Матушка родимая, батюшки мои! Работнички идуть, и чего им надобно?

Дети продолжают петь «Кострому».

Кострома, Костром, государыня моя Кострома,

У Костромушки кисель с пирогом, у Костромушки блины с творогом

Дети (хором).Здорово, Кострома!

Кострома. Здоровенько!

Ребёнок. Пойдём с нами снопы вязать?

Кострома. Вы что, не видите? У меня ручки болять! А снопы вязать - только ручки колоть! Идитя и не зовитя!

Дети продолжают петь «Кострому».

Кострома, Костром, государыня моя Кострома,

У Костромушки кисель с пирогом, у Костромушки блины с творогом

Дети (хором).Здорово, Кострома!

Кострома. Здоровенько! (Ложится и охает)

Ребёнок. Кострома, мы уж снопы навязали. Поехали с нами жито молоть?

Кострома. Ох, всё болить! Плечики, животик, пятки!

2 Девочки (подходят к Костроме). Ох, горемычная ты наша! Мы тебе врача сейчас приведём.

Выводят врача

Девочки: Вот приехал детский врач – Пал Васильевич Пугач

Врач: Где больная? Что болит? Есть ли пульс и аппетит? (Кострома охает)

Укол вас на ноги поставит и положение исправит!

Кострома: Ой, мамочки мои, не надо мне укола, я лучше так работать буду!

Ведущий: ну вот и славно! Ленивым да нерадивым у нас не место.

Дело стоит, поле золотом блестит.

Солнце поднимается, заря разгорается,

А наши жницы полем идут, поют заливаются

Песня-инсценировка «Ой, вы молодые» (девочки акапелло с серпами)

1. Ой, вы, молодые, серпы золотые, приходите завтра…

2. Приходите завтра поутру раненько, вы сожните жито…

3. Вы сожните жито, ядреное жито, вы сожните поле…

4. Пусть повеют ветры, пусть повеют ветры по чистому полю…

5. Ой, вы, молодые, серпы золотые.

(Остальные дети встают в круг)

Хоровод-игра «Чье же это поле»

Дети: Чье же это поле золотом блестит?

Жницы: Это наше поле в золоте стоит.

Все: Жницы не дремали, жницы жито сжали,

Связали снопами, Сложили копнами.

Жали-пдожали, каравай почали

Хлебушко расти, времечко лети.

До самой весны, до самого лета, до нового хлеба!

Дети уходят переодеваться на «Огород»

Муз/ руководитель: Трудолюбивые да старательные всегда пользовались уважением, как тут не сказать

1. Семеро одного…

2. Без труда…

3. Делу время…

4. С миру по нитке…

5. Волков бояться…

6. Ученье свет…

7. Кончил дело…

8. Кто не работает…

9. Терпенье и труд…

10. Не место красит человека…

А вот что бывает, когда хозяин ленится

Музыкальная сценка «Гости ходят в огород»

Хор: Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот,

Грядки полит нынче Ваня, Поливает огород.

Ваня: «Ох, трудна моя работа. Ох, болят спина и бок,

Ох, устал я от чего-то, Эх, пойду, вздремну часок»

Хор:- Ох, устал он от чего-то, он пойдет, вздремнуть часок.

Хор: Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот,

На лежанке дремлет Ваня, Гости ходят в огород.

Петух: «Вот и я, Петух Петрович, Ко-ко-ко, хозяев нет.

Хорошо, когда на грядке, Для меня готов обед!»

Хор:- Хорошо, когда на грядке, Для него готов обед!»

Хор: Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот,

На лежанке дремлет Ваня, Гости ходят в огород.

Гусь: «Вот и я, Гусак Гаврилыч, Га-га-га, хозяев нет.

Хорошо, когда на грядке, Для меня готов обед!»

Хор:- Хорошо, когда на грядке, Для него готов обед!

Хор: Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот,

На лежанке дремлет Ваня, Гости ходят в огород.

Коза: «Вот и я, Коза Козловна, Ме-ме-ме, хозяев нет.

Хорошо, когда на грядке, Для меня готов обед!»

Хор:- Хорошо, когда на грядке, Для нее готов обед!

Хор: Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот,

На лежанке дремлет Ваня, Гости ходят в огород.

Баран: «Вот и я, Баран Бараныч, Бе-бе-бе, хозяев нет.

Хорошо, когда на грядке, Для меня готов обед! Бееее!»

Хор:- Хорошо, когда на грядке, Для него готов обед!

Хор: Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот,

На лежанке дремлет Ваня, Гости ходят в огород.

Бычок: «Вот и я, Бычок Богданыч, Му-му-му, хозяев нет.

Хорошо, когда на грядке, Для меня готов обед!»

Хор:- Хорошо, когда на грядке, Для него готов обед!

Хор: Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот,

Только встал с лежанки Ваня, Гости мигом из ворот.

Ваня: «Где морковь, и где капуста, Лук исчез, пропал салат.

Ох, беда, на грядках пусто, кто же в этом виноват!»

Хор: - Ох, беда, на грядках пусто. Ты один ведь виноват!

Дети убирают атрибуты огорода, берут ложки, строятся

Муз/ руководитель: Будут колосья в печи пирогами, А будут пироги, будут и посиделки.

На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых1

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели да водили хоровод1

1 скоморох. Под кустом у дорожки Сидели скоморошки.

Они срезали по пруточку, Они сделали по гудочку.

2 скоморох. Уж как сядем мы играть Слушает вся улица:

Петух и курица, кот и кошка И я немножко.

Ведущая. Есть у нас и музыканты, их не нужно долго ждать.

Они весело станцуют и сыграют в тот же час!

ОРКЕСТР «Танец с ложками»

Муз/ руководитель: А сейчас мы с вами проведем старинный обряд – похороны мух и комаров. Ведь за лето они так надоели, детей и взрослых кусали, ни гулять ни спать не давали. Давайте скажем все вместе «Мухи, вы. Мухи, комаровы подруги, пора в кору залезать да до весны засыпать». Похороны – то были шуточными, а делали вид, что горюют по-настоящему. Давайте мы с вами поохаем как следует, горестно, печально. А то комары да мухи проснутся раньше времени.

Песня «Комара муха любила»

1. Комара муха любила, ох!

Комара муха любила, его квасом напоила, Женился!

2. Полетел комар в лесочек ох!

Полетел комар в лесочек, сел комарик на дубочек…Сидит!

3. Поднялась большая буря, ох!

Поднялась большая буря и комарика-то сдуло Лежит!

4. Он лежит и еле дышит, ох!

Он лежит и еле дышит, ручкой-ножкой не колышет, Без сознания!

5. Прилетели тут две мухи ох!

Прилетели тут две мухи и комарика под руки Унесли.

6. Положили у дороги ох!

Положили у дороги, видно руки, видно ноги Весь на виду!

7. Привезли его в больницу, ох!

Привезли его в больницу, там побрызгали водицей Ожил!

8. Комара муха любила, ох!

Комара муха любила, его квасом напоила, Все!

Муз/ руководитель: Пора нам с Осенью прощаться, ведь скоро зиму встречать.

Мы осенние частушки пропоем сейчас для вас.

Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас!

1. Мы осенние частушки Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши, Веселей встречайте нас!

2. На дворе похолодало – Надо курточки надеть.

Это осень подсказала Про нее частушки спеть.

3. Как красиво всё кругом Золотым осенним днем :

Листья желтые летят, Под ногами шелестят!

4. Осень — времечко сырое, Дождик льется с высоты.

Люди чаще раскрывают Разноцветные зонты!

5. Осень щедрая такая Всех одарит за труды.

Мы на праздник Урожая Принесли ее плоды

6. Тыкву нашу поливали Утром, вечером и днем!

Тыква выросла большая, И теперь мы в ней живем!

7. Девочки и мальчики Любят кушать «пальчики».

Но бояться вам не надо, Это сорт ведь винограда!

8. Лист на дереве висит, На ветру качается…

С сожаленьем шелестит: «Осень–то кончается».

9. Осень, осень, до свиданья, Мы прощаемся на год.

Улыбнись нам на прощанье, В гости к нам зима идет!

Дети уходят

Муз/ руководитель: Еще один обычай существовал на Осенины. Освободившись от трудов полевых, брались наши предки за рукоделие, мамы и бабушки делали куклы – обережные, игровые, обрядовые. Откуда пришла кукла, кто первый ее придумал – неизвестно, но у всех народов они были. Кукла в переводе с греческого «киклос» обозначает круг, т. е. что-то свернутое. Самые древние куклы были обнаружены в гробницах Египта более 4000 лет назад. Были куклы ритуальные и игровые. Ритуальные вырезались из дерева цельными, раскрашивались геометрическим узоров и клались в гробницу, чтобы человеку на том свете не было скучно. Игровые делались с подвижными руками и ногами. Древний Рим подарил миру кукол-марионеток. В древней Японии дети играли куклой, из обструганной ветки с бумажной одеждой. Наши предки мастерили кукол из подручного матерала, старой ткани, соломы, золы, палочек. Главными условиями изготовления кукол были без каких либо колющих и режущих предметов, кукле никогда не рисовалось лицо, считалось, что через него в куклу может вселиться злой дух и навредить ребенку либо человеку, которому эта кукла предназначалась. Существует около 90 видов народных русских кукол. Послушайте стихотворение Лады Мельниковой о некоторых из них

Куклы самоделки выстроились в ряд,

Есть у каждой имя, а за им обряд.

Славою покрыли куклы наш народ.

Делаем, как символ, их из года в год.

Куклу «Зерновушку мастерили все,

В голод появлялась кукла на окне.

Видел люд прохожий куклу по весне,

И спешил на помощь. Хлеб несли семье.

Молодым дарили куклу «Оберег»,

Чтоб не разлучались с милыми вовек.

На одной основе муж, его жена.

С ними пеленашка, часто не одна.

С Масленицей куклой шумный хоровод,

Жег зимы страданья, горе, боль невзгод.

В помощь Десятиручка – в избах куча дел

Куколка на шее – бес был не у дел.

Зольная каталась из печной золы.

В путь же набивалась волосом жены.

В Подорожку клали зерна, уголек,

Чтобы путь обратный был не так далек.

Травница висела в люльке малыша.

Так целебным воздухом мог всегда дышать.

Куклой оберегом стала «День и ночь»,

Кукла «Колокольчик гнала слезы прочь.

Вепские, кувадки, саженцы – все тут.

В памяти народной живы не умрут.

Были куклы-самоделки и у других национальностей. Вот, например мордовский домовой Кудатя, его делали из мешковины и дарили на счастье.

Татарская кукла агедек изготовлялась из ниток для дочек. Татарские куклы делались так, чтобы ребенок мог проявлять фантазию в играх. Имен куклам не давали.

Еще одним немаловажным условием при изготовлении кукол было наличие хорошего настроения, любви в сердце, доброты.

Предлагаю вам послушать современную песню 2017 года, композитора Дмитрия Дунаева «Материнская кукла». Давайте представим себе далекие времена, когда совсем юную девушку отдавали в чужой дом, к приданому любящая мать всегда добавляла куклу Утешницу, сшитую из своей одежды. Когда приезжала в гости к дочери, всегда проверяла много ли слез пролито над этой куклой, хорошо живется дочке или плохо

1. Сквозь открытое настежь окошко свет луны расплескаться не может.

И умильно запуталась кошка в кружевах на супружеском ложе.

Не ложится жена молодая, у окошка печально вздыхает,

Материнскую куклу сжимая, ей поет и тихонько качает.

ПРИПЕВ: Материнская кукла красива, носит платье, что мама носила.

Изо льна ее длинные косы, в ней ответ на любые вопросы.

В ней тепло материнского рода, в ней вся сила родимой природы,

Успокоит и слезы осушит, и согреет озябшую душу.

2. Трудно жить в стороне незнакомой, все чужое порою до боли.

Даже старая ива у дома, все другое, и заводь, и поле.

Свекра взгляды строги и пытливы, от свекрови на сердце лишь холод.

А супруг – он веселый, красивый, всем хорош, только больно уж молод.

ПРИПЕВ: Материнская кукла все видит, и упреком в ответ не обидит,

Лишь она тихо выслушать сможет, лишь она и поймет и поможет

Молчалива, безлика, прекрасна, ее делала мать не напрасно,

Мастерила ее, ворожила, часть души своей в куклу вложила.

3. Не торопится спать молодая у открытого настежь окошка,

В материнскую куклу играет, чтобы в детство вернуться немножко.

И привидится ей в этих грезах все красоты любимого края.

Детский смех, материнские слезы, и улыбка отца дорогая.

ПРИПЕВ: Материнская кукла красива, носит платье, что мама носила.

Изо льна ее длинные косы, в ней ответ на любые вопросы.

В ней тепло материнского рода, в ней вся сила родимой природы,

Успокоит и слезы осушит, и согреет озябшую душу.

Я надеюсь, что ваши сердца наполнились любовью, добротой, и сейчас самое время взяться за рукоделие и смастерить себе куклу-оберег.

Мастер-класс «Народная кукла» (русская, мордовская, татарская)

Педагоги изготавливают куклы-обереги.

Муз/ руководитель: Вот и подошли к концу наши Осенины, все мы с вами успели-сделали, подготовились к долгим зимним вечерам, да и зимой русский народ умел веселиться, но об этом будет другой рассказ, в следующий раз, а сейчас прошу всех к столу, угоститься осенними дарами.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного педагогического мероприятия в группе раннего возраста «На прогулку с Колобком» Воспитатель: Федоренко Н. В. Цель: закрепление представлений воспитанников о хорошо знакомой сказке, сказочных героях; развитие познавательной.

Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе по теме «Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Детский сад № 14 «Медвежонок» - филиал АН ДОО «Алмазик» Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе Почемучки».

Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию «От 1 до 5» в средней группеКонспект педагогического мероприятия по познавательному развитию «От 1 до 5» в средней группе Конспект педагогического мероприятия «От 1 до 5» Образовательная область: «Познавательное развитие», Возрастная группа – средняя (4-5.

Конспект педагогического мероприятия с использованием ИКТ «Сказочное путешествие»Конспект педагогического мероприятия с использованием ИКТ «Сказочное путешествие» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Алёнушка» Конспект педагогического мероприятия с использованием ИКТ.

Конспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафеКонспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафе Тема: «Создание педагогических условий, способствующих формированию основ нравственных качеств личности ребенка, развитию его социального.

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы «Осенины на Руси»Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы «Осенины на Руси» "Осенины на Руси"Ведущий, Лесовичок, Хозяйка, кузнец Левша – взрослые. Белка, Ежик, Мышка, Сорока – дети. Дети заходят в зал под песню «Пришла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий педагогического мероприятия «Осенины»
Опубликовано: 23 января 2024 в 09:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД