Наталья Мандрыкина
Педагогическое наблюдение как одно из условий организации индивидуальной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе по данному направлению я опираюсь на методику ведения педагогических наблюдений по Лидии Свирской.
кпн Лидия Свирская считает, что педагогическое наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми.
Методика Свирской, в первую очередь, помогает мне осуществлять образовательную деятельность с дошкольниками. Наблюдение за детьми и фиксация результатов, заставляют меня постоянно анализировать свою работу и правильно организовывать развитие малышей.
Публикация «Педагогическое наблюдение как одно из условий организации индивидуальной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
Наблюдения позволяют мне понять каждого ребенка как личность, и я на основе результатов наблюдения стараюсь создать для дошкольника комфортные условия, помогаю найти ему своё место в коллективе, вовлекаю его в жизнь группы, поддерживаю и поощряю его активность и инициативу в познании.
Наблюдая за детьми, я стараюсь не вмешиваться в действия ребенка, и тогда малыши раскрывают все свои индивидуальные черты. Определив интересы, умения и потребности каждого ребенка, проанализировав его спонтанный выбор, я выстраиваю индивидуальную образовательно - воспитательную модель взаимодействия с воспитанником и разрабатываю индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Так, с помощью педагогических наблюдений в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, я вижу, как дети развиваются в познавательном, физическом, социальном, эмоциональном аспектах.
Познавательное развитие особенно ярко проявляется в дошкольном возрасте. Получив определенные понятия на занятиях, дети в спонтанной игре проявляют свои знания. Так, конструируя летательный аппарат, Кирилл спрашивает у мальчиков: «А вы знаете, что такое «Спутник?», получив отрицательный ответ, он бойко поясняет: «Спутник – это такой предмет, который летает в космосе с человеками и подает сигнал, а потом показывает телевизор». Я поняла, что ребенок интересуется миром космоса и запланировала с ним работу в данном направлении.
Разговор об осени помог мне увидеть, как дети устанавливают причинно- следственные связи, так, Ева спрашивает:
Ева С. «Наталья Ивановна, а что скоро осень?»
Н. И. «Почему ты так решила?»
Ева С. «Деревья желтеют, листочки осыпаются».
Кирилл М. «Скоро все деревья останутся без листьев, голые».
Развитие музыкальности проявилось у Кирилл М. когда он заявил: «А ты знаешь, что стучением можно делать музыку?». Этот момент показал, что ребенок не просто слышит звуки, но и в обычном стуке улавливает музыку.
Во время вечерней прогулки Кирилл Г. увидев, что маленький котенок хромает на одну лапу, сказал: «Нельзя оставлять котика в такой ситуации, его нужно отвезти к доктору для животных». Я поняла, насколько у мальчика развито чувство сострадания, что он проявляет отзывчивость на чужую боль. Для себя я зафиксировала, что моя работа по развитию толерантного отношения ко всему живому идет в правильном направлении.
Однажды утром Илья В. сказал: «Он (детский сад) разрушает все мои планы, поэтому я его не люблю». Это выражение показало, что у ребенка есть свои планы, но детский сад в эти планы не входит. Я поняла, что дошкольника нужно заинтересовать детским садом и постараться сделать так, чтобы детский сад стал его планом.
Летом на прогулке, Ева С. рассуждала сама с собой: «Так хочется праздника, когда праздник – это веселье». Я увидела, что ребенку не хватает положительных эмоций, веселья…И решила организовать маленький праздник в группе, в его организации девочка принимала самое активное участие.
Гендерное воспитание – одно из важных направлений работы в группе. Это понимаешь, слушая воспитанников. Так, Никита Р. заявил: «Я отдаю обёртку девочкам, какие её достойны». Я поняла, что ребенок уже выделяет некоторых девочек среди всех, он предъявляет к детям определенные требования, и в тоже время высоко ценит себя и других.
Утром воспитатели поздоровались с Егор Н., на что он, держась за горло, шепотом ответил:«У меня звук сбился». Такой ответ мальчика поставил меня перед вопросом, как оценить: то ли не захотел сказать приветствие или его волнует хриплый голос ….
Вместе с родителями мы используем результаты наблюдений для достижения понимания ребенка и координации своих действий. Такой обмен информацией и мнениями создает настоящее партнерство между нами.
В тоже время, педагогическое наблюдение может стать субъективным, если оно осуществляется одним педагогом. Я могу видеть детей такими, какими я «их придумала», а не такими, какие они есть на самом деле. Мы с педагогами нашего детского сада работаем во взаимодействии, когда за одним ребенком наблюдают несколько педагогов, в том числе специалисты, и поэтому наше педагогическое наблюдение позволяет сформировать объективную оценку развитию ребенка.
В связи с введением ФГОС мы не оцениваем знания, умения и навыки ребенка, но педагогическая диагностика остается. Мы лишь фиксируем, сформировано или не сформировано то или иное умение ребенка на том или ином возрастном этапе. В этом смысле педагогическое наблюдение остается основным и единственным средством педагогической диагностики.
Педагогическое наблюдение позволяет мне проанализировать свою собственную деятельность. Наблюдая за тем, как дети используют места для игр и материалы, я определяю, отвечают ли созданные условия потребностям детей, есть ли необходимость в изменениях предметно-развивающей среды.
Также я получаю обратную связь от детей о моих собственных педагогических профессиональных действиях. Вижу достоверную картину успехов ребенка в деятельности, тем самым корректирую и вношу изменения в содержание обучения, формы и методы, с тем, чтобы используемая мною образовательная технология наилучшим способом подходила детям.
Когда же проводить наблюдения за детьми? Я наблюдаю за детьми постоянно : во время НОД, во время прогулок, во время свободной деятельности.