Папки-передвижки

Педагогическое сопровождение развития интереса и потребности у дошкольников в чтении художественной литературы

Марина Григорьева
Педагогическое сопровождение развития интереса и потребности у дошкольников в чтении художественной литературы

Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно-эстетических понятий. Поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.

Публикация «Педагогическое сопровождение развития интереса и потребности у дошкольников в чтении художественной литературы» размещена в разделах

Задача приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы озвучена авторами примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155, содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает, кроме прочего, формирование у детей элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Учитывая это, дошкольное учреждение выстраивало работу в соответствии с годовой задачей «Формирование интереса и потребности у детей дошкольного возраста в чтении художественной литературы с привлечением родительской общественности».

Известно, что в дошкольном детстве главная роль в воспитании читательских интересов у ребенка принадлежит семье и дошкольному учреждению. Исходя из этого, чрезвычайно актуальным становится вопрос о повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, которые должны владеть общетеоретическими знаниями о жанровом и тематическом разнообразии детской литературы с учетом возрастных особенностей и воспитательно-образовательных задач, знать особенности восприятия детьми литературных произведений.

С этой целью был проведен семинар «Литературное воспитание дошкольников», на котором были раскрыты следующие вопросы: «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» и «Требования к оформлению книжного уголка». С целью контроля оформления и содержания книжных уголков во всех возрастных группах ДОУ были разработаны соответствующие критерии оценки. В рамках семинара заслушали сообщение воспитателя «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста», сообщение-практикум учителя-логопеда «Выразительное чтение». Проверяя теоретические знания педагогов, была проведена Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». Выполняя контрольно-тестовые задания, все педагоги продемонстрировали достаточный уровень знания задач раздела «Художественная литература» по возрастным группам.

Контроль деятельности педагогов данного направления позволяет стимулировать их к обновлению и пополнению развивающей предметно-пространственной среды групп. При оформлении книжных уголков педагоги руководствовались принципами, определенными ФГОС ДО, адаптируя их содержание к новообразованиям конкретного возраста.

Так, с целью реализации принципа трансформируемости, который предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в группах в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей, используется мягкая многофункциональная мебель, обеспечивающая возможность общения детей, отдыха и чтения. С помощью педагогов и самостоятельно дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе, рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.

Следуя принципу вариативности, предусматривающему наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую и познавательную активность воспитанников, педагоги разнообразили содержание книжных уголков. Так в книжных уголках старших групп ДОУ появился альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации воспитанников. В них дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, просмотрят мультфильм. В подготовительной группе «Почемучки» представлены разные жанры художественной литературы, а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения. Дети этой группы, опираясь на уже знакомые сказки, сочиняют свои собственные и рисуют к ним картинки. Поэтому в книжном уголке появился альбом «Сказки «почемучек»

Принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников. Поэтому книжные уголки в группах оформляются с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и тематического периода. Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников.

С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжные уголки в группах располагаются автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой. Рядом с книжным уголком, в едином пространстве, оформляется уголок продуктивной, театрализованной деятельности, уголок уединения (или психологической разгрузки, что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. За исправностью и сохранностью книг в уголках следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в старших группах педагоги разместили «книжную больницу», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. С помощью нее воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать. Оформлен альбом знаков и символов «Правила обращения с книгой».

С учетом принципа безопасности, предполагающего соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжные уголки оборудуются в максимально освещенной зоне групповых комнат. Мебель для книжного уголка подбирается в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными.

Методический кабинет пополнился картотеками портретов детских писателей и художников, иллюстрировавших сказки и книги для детей, с краткой биографией. Оформляются тематические выставки, посвященные творчеству писателей. Для лучшей организации на каждый месяц ведется календарь памятных дат, позволяющий воспитателям ориентироваться в датах рождения писателей, к которым приурочиваются выставки. Обновлен иллюстративный материал к различным русским народным сказкам. Приобретены CD диски и оформлена фонотека с записями литературных произведений разных жанров и авторов. Для решения проблемы недостающих наглядных и методических пособий по ознакомлению с культурой и историей родного края, приобретены книги уральской писательницы Светланы Лавровой «Удивительный Урал» и «Потешные прогулки по Уралу». Данные произведения лаконичны, красочны, интересны и понятны детям, так как доступны для восприятия дошкольниками.

Таким образом, предметно-пространственная среда в ДОУ имеет характер открытой, незамкнутой системы. Созданные в группах книжные уголки способствуют развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.

Для эффективной организации работы по приобщению детей к чтению необходимо выяснить, какое внимание уделяется этому вопросу в семье, а также читательские запросы родителей. С этой целью было проведено анкетирование родителей «Проблемы детского чтения», в котором приняли участие 61% родителей. Все опрошенные родители единогласно хотят, чтобы их дети читали. Почти все знают, почему необходимо читать и читают книги своему ребенку. Но 8% родителей не ответили, какую книгу читают ребенку в настоящее время. И, к сожалению всего 31% обсуждают с ребенком прочитанное. Только 28% родителей дают возможность ребенку самому выбрать книги. Домашнюю библиотеку имеют 47% родителей, а какие книги в ней преобладают, 21% опрошенных не ответили. Часто покупают книги 28%. Имеется 3% родителей, которые совсем не читают, хотя они должны воспитывать своим примером. Читающие родители предпочтение отдают различным жанрам. Отрадно, что большинство родителей 45% ответили, что интернет не способен заменить книги. И 49% - высказали свое мнение, как можно привлечь ребенка к чтению.

В современной социокультурной ситуации воспитатель должен вести просветительскую работу с родителями, выступать в качестве консультанта по вопросам организации семейного чтения. Поэтому особое внимание было направлено на эту проблему. Педагогами были запланированы и проведены родительские собрания: «Будущие читатели», «Семейное чтение», «Общение с книгой», «Ребенок и книга»; организованы консультации: «Первые книги ребенка», «Как приучать ребенка к книге», «Что и как, читать ребенку дома». В группах были оформлены мини-библиотеки для родителей, где можно взять для ознакомления как психолого-педагогическую, так и художественную литературу для чтения детям. Пополнилось и обновилось информационно-деловое оснащение для родителей.

Администрацией ДОУ был заключен договор о совместной деятельности с городской библиотекой. Знакомство с библиотекой для дошколят – это открытие нового, волшебного и необычайного, интересного мира. И это знакомство должно произойти именно в дошкольном возрасте, когда еще нет обязательного чтения. Используя имеющиеся в библиотеке ресурсы, дошкольникам предлагались тематические выставки, беседы, викторины, конкурсы в соответствии с комплексно-тематическим планированием дошкольного учреждения. Работники библиотеки выступали на педсовете и родительских собраниях. В результате 40% родителей подготовительной группы вместе с детьми записались в библиотеки города и стали активными читателями.

В рамках тематического педсовета «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» заслушали выступление заведующего городской библиотекой – Полищук О. С. с темой: «Встреча с интересной книгой». Было представлено сообщение музыкального руководителя «Театрализованные игры как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой». По итогам тематической проверки было отмечено, что воспитатели владеют необходимыми умениями по данному направлению на достаточном уровне, а именно:

- проводят многоаспектный анализ произведения (содержательно-методический анализ, исполнительский анализ, языковой анализ);

- используют активизирующий прием (умение точно и доступно формулировать вопросы к детям);

- работают над нравственным аспектом (воспитание у детей нравственного, любовного отношения к книге);

- умеют правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду;

- принимают участие в методической работе (подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступление на педсоветах).

Вниманию педагогов была предложена презентация воспитателей подготовительной группы по обмену опытом «Сотрудничество с библиотекой». В завершение педагоги разработали рекомендации-советы, на основе которых старший воспитатель сформулировал и оформил памятки для родителей: «Воспитывайте будущего читателя», «Добрые советы», «Правила обращения с книгой».

Одним из положительных моментов привлечения родительской общественности к реализации данной задачи стало проведение внутри ДОУ творческого смотра-конкурса «Любимая книжка-самоделка», который был направлен на повышение интереса к произведениям художественной литературы детей и родителей, на воспитание любви и бережного отношения к книге и способствовал сотворчеству детей и взрослых. Многие родители с детьми приняли активное участие. Лучшие работы были отмечены Благодарственными письмами ДОУ и призами.

Для систематизации образовательной деятельности с детьми и разнообразия форм работы с родителями календарное комплексно-тематическое планирование ДОУ было дополнено тематическим периодом «Книжкина неделя». Своим опытом наши педагоги делились на городском методическом объединении «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» с темой «Подружись с книгой», в рамках которого для коллег города были представлены новые формы работы: культурно-досуговая деятельность «Праздник книги»; презентация педагогического проекта с детьми средней группы «Мой умный друг – книга» и выставка совместного творчества. На выставке были представлены лучшие «книжки-самоделки», изготовленные совместно с родителями, макеты по любимым сказкам и закладки для книг, сделанные детьми подготовительной группы.

Реализуя вариативную часть ООП и принципа регионализма для детей была организована встреча с писателем-краеведом г. Полевского А. Н. Кожевниковым. Алексей Николаевич познакомил детей с отрывками своих очерков, стихов об истории города Полевского и судьбах людей, чья жизнь так или иначе была связана с нашим городом. Также затронул и упомянул места, описанные в сказах Бажова. Потому что старшие дошкольники, прекрасно зная содержание многих бажовских сказов, никак не могут совместить их, так сказать, «географические ориентиры» со своим родным городом Полевским.

В рамках областного межведомственного культурного проекта «Открытая книга» проходил городской Фестиваль мультимедиа презентаций «Книга уральских писателей – малышам». От ДОУ участвовало 5 педагогов, работы которых вошли в электронный Сборник ОМС Управление образованием ПГО.

С целью расширения знаний о сказах Бажова и культурно-исторических традициях края, дошкольное учреждение взаимодействует с Полевским историческим музеем. Увлекательно и интересно прошло тематическое занятие-игра «В гостях у Синюшки» на базе музея, в котором участвовали группы старшего дошкольного возраста.

В городской художественной школе посетили выставку детских работ «Уральских гор подаренье…», посвященную творчеству П. П. Бажова.

Создавая оптимальные условия культурного развития, удовлетворения образовательных, коммуникативных и других потребностей детей, организуя при этом необходимую среду развития ребенка через книгу и театр, ДОУ заключило договор о совместной деятельности с театром «Грим-маски» г. Екатеринбурга. Реализуя проект «Воспитание театром», детям были представлены спектакли: «Сказочные приключения не только для развлечения» (по сказкам А. С. Пушкина); «Дорогое имечко» и «Бабушкины перышки» (по сказам Бажова); «Машенька и медведь» (по р. н. сказке); «Золотой ключик» и др.

Создавая условия для речевого и художественно-эстетического развития детей, а также воспитания положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям (в т. ч. произведениям поэтов-земляков, формирования навыков выразительного чтения, в дошкольном учреждении проводятся смотры-конкурсы чтецов. Мотивируя воспитанников подготовительной группы на чтение художественно-литературных произведений, приобщение к словесному искусству, развитие литературной речи, а также формирования у детей интеллектуально-коммуникативной стратегии, воспитатели предоставили возможность воспитанникам для творческой самореализации, участвуя во Всероссийской Викторине по произведениям А. С. Пушкина.

В течение года педагоги ДОУ работали над темами по самообразованию в соответствии с данной проблемой и делились опытом работы перед коллегами и родителями, подготовив интересные формы отчетности : беседа нравственного характера после прочтения р. н. сказки «Хаврошечка» с детьми старшей группы; мьюзикл «Колобок» с детьми подготовительной группы; презентация развивающих игр, изготовленных педагогами и родителями с детьми старшей группы по художественным произведениям; литературная викторина с детьми средней группы по творчеству К. И. Чуковского. Данные разработки вошли в методическую копилку ДОУ «Подружись с книгой».

Важно отметить, что для разнообразия форм работы по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы и заинтересованности детей наши педагоги используют в практической деятельности современные технологии и методики:

- элементы сказкотерапии (специальные сказки, помогающие дать детям обратную связь о некорректных формах их поведения, показать последствия некоторых желаний, избавиться от нежеланных пороков, просто поговорить о жизни);

- игровые технологии на занятиях по восприятию художественной литературы (изучают литературу при помощи различных игровых форм, подбирают произведения наиболее крупных писателей и значимых произведений. Например, игра «Изучаем карту мира». На большой карте мира дети находят и отмечают страны, которые прозвучат в произведении «Почта» С. Маршака. Кроме того, можно добавить картинки животных, живущих в этих странах, жителей в национальных костюмах и т. д.);

- мнемотехнику (воспроизведение сказок с помощью символов, рисунков, схем);

- методику развития творческого мышления посредством сказки (использование приемов и элементов ТРИЗ);

- театральное перевоплощение (эмоциональное восприятие литературных произведений с использованием здоровьесберегающих технологий).

Результат целенаправленной и системной работы ДОУ по формированию интереса и потребности у детей дошкольного возраста в чтении художественной литературы прослеживается в положительной динамике. К концу учебного года уровень овладения дошкольниками необходимыми навыками и умениями по разделу «Чтение художественной литературы» следующий: не стало низкого уровня; на высоком уровне развития 48% детей (увеличение на 16%); остальные 52% детей на среднем уровне. Так же можно отметить положительные результаты по уровню развития личностных качеств «Эмоционально отзывчивый» и «Любознательный, активный» : на высоком уровне 21% (увеличение на 7%); 77% детей соответствуют возрасту (увеличение на 14%) и только у 2% детей - отдельные компоненты не развиты.

Таким образом, предложенный опыт педагогического сопровождения и созданные условия в ДОУ обеспечивают эффективную организацию образовательной деятельности с дошкольниками по данному направлению.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.

Роль художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ребенка не удовлетворяют неопределенные.

Психолого-педагогическое сопровождение игры по ФГОС ДО как ведущей деятельности дошкольников Психолого-педагогическое сопровождение игры по ФГОС ДО как ведущей деятельности дошкольников. Существовала некогда пословица, что дети не.

Игры для развития словаря посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст) Игра «Волшебная указка» Цель: развитие умения изменять слова с помощью суффикса, получая однокоренные (родственные) слова. Средства: волшебная.

Развитие у детей младшего возраста потребности в двигательной активности, интереса к физкультуре Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Именно в этом.

Педагогическое сопровождение родителей в приобщении к ИКТ, как средству интеллектуального развития детей старшего возраста Педагогическое сопровождение родителей в приобщении к информационным технологиям, как средству интеллектуального развития старших дошкольников.

Проект «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР» Практико – значимый проект Тема: «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в ДОУ в контексте ФГОС ДО Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в ДОУ в контексте ФГОС ДО. Дошкольное образование в контексте ФГОС в системе общего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение развития интереса и потребности у дошкольников в чтении художественной литературы
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 13:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД