НАТАЛЬЯ КОТЕНКОВА
Педагогическое эссе «Все мы родом из детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Все мы родом из детства»
Антуан де Сент - Экзюпери
Воспитатели - люди, которые всегда в душе остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят его в свой мир.
Воспитателем я стала не сразу. Как говорится, Per aspera ad astra «через тернии к звездам». Видно так было угодно судьбе, давая шанс подготовиться к самому важному - знакомству с миром детства, где царит творчество, смех, улыбки. Я родилась в семье педагогов. Мама и дедушка были учителями, поэтому с детства я росла в творческой атмосфере и видела, как сложно и в то же время интересно быть учителем. Гены и напутствия учителей привели меня в педагогический колледж. После его окончания я проработала в школе несколько лет, но счастливая случайность привела меня в детский сад. И я ни разу об этом не пожалела. Хотя был момент: по семейным обстоятельствам мне пришлось на время покинуть детское учреждение. Но мир взрослых оказался очень жестоким, и я вернулась к малышам. Как говорил К. Д. Ушинский: «Если вы удачно выберете труд и вложите всю душу, то счастье само вас отыщет». Я думаю, со мной так и произошло. Я выбрала именно ту профессию, которая близка мне по духу.
Публикация «Педагогическое эссе „Все мы родом из детства“» размещена в разделах
Многие знакомые говорят: «Ну и работу ты себе выбрала», кто-то с сожалением, кто-то с удивлением, кто-то с усмешкой. Но я им всегда отвечаю: «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь». Ведь педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребенка». (В. П. Перовский).
Если работать по совести, выкладываться полностью, не жалея своей души, а не так, «день прошел и ладно», то как показывает опыт, благодарность к тебе вернется. Очень приятно слышать от учителей начальных классов слова о хорошей подготовке воспитанников, от родителей благодарности за многодневный труд в развитии, воспитании и обучении детей.
Конечно, в работе воспитателя не бывает только белых полос, бывают и черные. Но в любой жизненной ситуации педагог должен сохранять свое достоинство с коллегами, с детьми и их родителями. Ведь «героем можешь ты не быть, но человеком быть обязан».
Воспитывая детей, воспитываем себя, потому что время расставляет свои приоритеты, а каждый ребенок вносит свои коррективы. Поэтому я стараюсь постичь новое, интересное, внести «изюминку» в свою работу, постоянно занимаюсь самообразованием, осваиваю нетрадиционные методы, инновационные технологии. Вообщем, говоря современным языком, стараюсь «быть в тренде».
Как сказал один умный человек: «если не можешь лететь - беги, если не можешь бежать - иди, если не можешь идти - ползи, но никогда не стой на месте». Поэтому я как человек активный, амбициозный, творческий, постоянно занимаюсь саморазвитием: принимаю участие во всевозможных конкурсах, семинарах, чтениях, конференциях. Имею грамоты за победы в конкурсах разного уровня. Стараюсь, чтобы и мои воспитанники участвовали, и в этом мне помогают их родители.
В процессе взаимодействия с детьми, родителями и коллегами, я следую правилу «золотой середины» : любить детей, но не позволять «садиться себе на шею»; стараться работать на «совесть», но в тоже время «не распылять силы», чтобы не перегореть; не конфликтовать, но в тоже время уметь правильно аргументировать и отстаивать свою позицию; постигая новое (новые технологии, лелеять и старое (основы педагогики).
Воспитатель должен быть не только педагогом, но и мастером «на все руки» : снег зимой почистить, на утренниках сыграть любую роль, пошить костюм, украсить окна и группу, ремонтировать и поддерживать в чистоте участок, быть маляром-штукатуром…. Всех профессий не перечесть.
Взаимодействуя с детьми, я для себя определила некоторые правила: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому воспитатель должен следить за своим словом, поступком, т. к. они могут ранить не созревшую детскую душу надолго. Педагог должен отдавать отчет, что он для детей авторитет, ведь они копируют жесты, слова, иногда даже манеру одеваться.
Есть очень интересное высказывание, которое мне очень помогает,
«Устами младенца глаголет истина». Вы спросите: «Как?» Все очень просто. Дети - очень интересные создания, не испорченные стереотипами. И то, как они иногда высказываются, «грех» не записать. Поэтому у меня всегда под рукой ручка и листочек, чтобы не пропустить очередной «шедевр». Так у нас появилась книга «Говорят дети группы «Красная шапочка», которую с удовольствием читают все (воспитатели, дети, родители). И нет ничего лучше улыбок и смеха на выпускном, когда вспоминаешь забавные случаи. Как доказали ученые, смех полезен для здоровья.
Воспитателя можно назвать «ходячей энциклопедией», ведь он каждый день отвечает на тысячи детских «почему?». А для этого он должен обладать знаниями в области и гуманитарных, и естественных наук. Разносторонние знания помогают и при прохождении сертификации, тестов, участии в конкурсах.
«Сколько бы лет тебе не было, нет ничего лучше хорошей книги в руках». Книга дает не только знания, но и дает возможность «отдохнуть душой», после ярких и насыщенных дней в детском саду. Нет ничего лучше, побаловать себя новой книгой, окунуться в другую эпоху, другой мир, разные образы.
Если представить себе воспитателя, в каком-нибудь образе, то для меня это не волшебник, а Данко. Вы спросите: «Почему?» Ответ очень прост. Воспитатель отдает часть сердца каждому ребенку, освещая мир детства добротой и заботой, ведя по пути открытий, познаний и достижений. А еще он должен нести свет просвещения родителям, быть наставником для молодых педагогов, студентов.
Свое эссе хочется закончить фразой Ф. М. Достоевского «нет ничего лучше и здоровее, чем хорошие воспоминания, вынесенные из детства. И чем больше таких воспоминаний, тем счастливее человек». В этом и есть моя педагогическая философия.