МААМ-картинки

Передовой педагогический опыт «Музейная педагогика»

Зульфия Шабаева
Передовой педагогический опыт «Музейная педагогика»

Проект на тему:

«Мини – музей

как средство развития

познавательной активности

детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Сущность создания мини - музея состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащении воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

Публикация «Передовой педагогический опыт „Музейная педагогика“» размещена в разделах

Практическая значимость в создании мини - музея заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

Работа в мини - музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.

Проект предназначен для пользования педагогами ДОУ, города и области.

Содержание проекта

Название проекта: Мини – музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

Формирование познавательной активности детей через организацию мини - музее в ДОУ

Задачи

1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;

2)организовать условия для самостоятельной познавательной активности детей в пространстве мини-музея

3)заинтересовать родителей в создании мини-музея в ДОУ

4) обеспечить условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и творческой деятельности

5)сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта Долгосрочный

Актуальность

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.

Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. Большая часть воспитанников детского сада ни разу не посещала музеи. Причины этого самые разные: во-первых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения - они малы и всё равно ничего не поймут, зачем тогда зря время тратить? Во-вторых, многим родителям просто не приходит в голову идея такой экскурсии

А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому мы в ДОУ решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Пути и механизмы реализации проекта:

• Разработка педагогических проектов по созданию и организации мини-музеев;

• Организация выставок, экскурсий;

• Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;

• Совместная познавательно-исследовательской деятельность детей и взрослых.

Ресурсное обеспечение проекта:

1) Научно-методическое:

• Подбор печатных материалов по музейной педагогике;

• Методическое сопровождение проектной деятельности;

2) Организационное

• Организация работы педагогов по реализации этапов проекта;

• Создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;

3) Информационное:

• Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;

• Консультация для педагогов по созданию мини-музеев в ДОУ;

4) Материально-техническое:

• Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта;

Педагогические функции мини-музея :

• образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

• развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

• просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

• воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Планируемые результаты реализации проекта:

• Создание мини – музея в ДОУ. Овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.

• Повышение уровня знаний детей о музее, повышение познавательной активности, развитие креативности через создание творческих работ.

• Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с детьми познавательной деятельности.

Принципы.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников со школьным музеем положены следующие принципы:

1. Наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности.

4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)

7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.

8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Этапы Подготовительный этап

Цель: создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.

№ содержание сроки

Организация работы с педагогами

1 Анализ ситуации в ДОУ сентябрь

2 Изучение литературы по музейной педагогике сентябрь

3 Консультация для педагогов по созданию мини-музея в ДОУ сентябрь-октябрь

4 Анализ реализации подготовительного этапа проекта октябрь

Организация работы с детьми

1 Диагностика знаний детей о музее (устный опрос) сентябрь

2 Посещение музея август

3 Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании. сентябрь

4 Выбор направления по созданию мини-музея в группе совместно с детьми октябрь

5 Участие в создании мини-музея, составление картотеки описания экспонатов постоянно

6 Творческие работы детей (ИЗО, аппликации) к традиц. мероприятиям

Взаимодействие с родителями

1 Анкетирование родителей с целью выявления ориентации по музейной педагогике сентябрь, май

2 Групповое родительское собрание «Роль музея в развитии познавательной активности детей» сентябрь

3 Организация совместной деятельности с детьми по изготовлению творческих работ. К традиционным мероприятиям

Основной этап

Цель: разработка методических материалов

№ Содержание Сроки

Организация работы с педагогами

1 Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в рамках мини-музея сентябрь

2 Разработка занятий по познавательному развитию, исследовательской деятельности, экскурсий по мини-музею По перспективному плану

3 Просмотр мероприятий по организации работы в мини-музее. По перспективному плану

4 Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности май

5 Анализ реализации проекта в целом май

Организация работы с детьми

1 Совместная исследовательская и творческая деятельность постоянно

2 Экскурсии для детей из младшей группы, для родителей май

3 Театрализация и игры По перспективному плану

4 Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в пространстве мини-музея. постоянно

Взаимодействие с родителями

1 Изготовление с детьми творческих работ К традиционным мероприятиям

2 Посещение мини-музея в ДОУ постоянно

3 Участие в создании мини-музея, подбор экспонатов сентябрь

Заключительный этап

Цель: оценка и представление результатов проекта

№ Содержание Сроки

Организация работы с педагогами

1 Презентация мини-музеев апрель

2 Анализ реализации проекта май

Организация работы с детьми

1 Диагностика знаний детей о музее май

2 Выявление уровня познавательной активности, умений и навыков исследовательской деятельности май

3 Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения май

Взаимодействие с родителями

1 Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей. сентябрь - май

Заключение

Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.

Прикреплённые файлы:

po_h5m1l.pptx | 3614,15 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Автор публикации:
Передовой педагогический опыт «Музейная педагогика»
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 15:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД