Приложение МААМ

Перспективное планирование кружка по экспериментальной деятельности «Почемучка» с детьми подготовительной к школе группы

Татьяна Карпова
Перспективное планирование кружка по экспериментальной деятельности «Почемучка» с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

МАГНИТ

Задачи:

Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

тема оборудование Задачи Литература

«Магнит – фокусник» Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Публикация «Перспективное планирование кружка по экспериментальной деятельности „Почемучка“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются» Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 94., Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит

«Стальной барьер» Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель. Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь).

Т. М. Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 157

«Волшебная монета» Шесть медных монет. Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»стр. 156.

«Как работает термометр» Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка. Посмотреть, как работает термометр. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. стр. 192

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Задачи:

познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток». Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством; подвести к пониманию того, как проявляется статическое электричество.

Чтение литературы:

1. Л. Л. Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983. «Как добыть немного электричества», «Лампочки на елке».

2. «Познавательные опыты» М., «РОСМЭН», 2002, с. 44-46.

3. «Большая детская энциклопедия» М., «РОСМЭН», 2003, с. 226.

тема оборудование проведение опыта вывод

«Волшебный шарик» 1. Воздушный шарик.

2. Шерстяной свитер. Надуйте шарик. Хорошо потрите его о свой свитер или волосы. Приставьте его на некоторое время к свитеру или волосам. Упадет ли шарик? Во время трения шарик и свитер заряжаются электричеством. Шарик заряжается отрицательным зарядом, а свитер – положительным.

«Шарики поссорились» 1. Два воздушных шарика.

2. Две нейлоновые нитки одинаковой длины.

3. Скотч.

4. Кусок шерстяной ткани. Возьмите две нейлоновые нитки и прикрепите их к дверному косяку на расстоянии 2,5 см одну от другой. К обеим ниткам привяжи по шарику так, чтобы они оказались на одном уровне. Они должны касаться друг друга. Шерстяной тряпочкой потри сначала один шарик, а потом другой, чтобы они зарядились электричеством. Отпусти их. Шарики оттолкнутся друг от друга, и не будут соприкасаться. Вещи, сделанные из одного и того же материала, всегда приобретают одинаковые заряды, поэтому шарики разойдутся на некоторое расстояние.

«Миниатюрная молния» 1. Большой противень.

2. Пластилин.

3. Большой полиэтиленовый пакет.

4. Монетка. На середину противня положи большой кусок пластилина. Прижми его посильней, чтобы он хорошо прилип. Взяв противень за пластилиновую «ручку», потри его о полиэтиленовый пакет примерно с полминуты. Держась только за «ручку», подними противень. Возьми монетку и поднеси к краю противня. С противня в крышку ударит искра.

Если этот опыт проделать в затемненной комнате, он будет выглядеть очень эффективно.

Противень, потертый о полиэтилен, приобрел отрицательный заряд. При соприкосновении заряд перескакивает с противня на монетку и в воздухе видна вспышка.

«Зажги лампу» 1. Батарейка на 4,5 В.

2. Изолированный провод.

3. Небольшая лампочка с патроном.

4. Скотч.

5. Предметы для испытания: фольга, стакан, скрепка, монета, упаковочная резинка, карандаш. Собери цепь из батарейки, лампочки и трех проводов. Свободные концы проводов прикладывай по очереди к каждому из испытуемых предметов. Лампочка загорается только тогда, когда ты включаешь в цепь какой-нибудь проводник. Хорошим проводником является металл. Пластик, стекло и резина – изоляторы, поэтому, когда ты присоединяешь к ним провода, лампочка не загорается.

«Волшебный лимон» 1. Лимон.

2. Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2 – 0,5 толщиной и примерно 10 см длиной.

3. Скрепка.

4. Лампочка от карманного фонарика. Вставь в лимон скрепку, прикрути к ней конец одной из проволочек. Воткни в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала проткни лимон в этом месте иголкой. Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.

СВЕТ И ЦВЕТ

Задачи:

Рассказать о значении света для жизни на Земле. Объяснить, как человек использует знания о свете для различных целей (создает разные источники света, почему происходит смена дня и ночи.

Чтение литературы:

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 150.

Куликовская И. Э., Совгир И. Н. Детское экспериментирование. –М., 2005 г., с. 63

тема оборудование проведение опыта вывод

«Откуда радуга берется?».

1. Необходимое условие - ясный солнечный день.

2. Миска с водой.

3. Лист белого картона.

4. Маленькое зеркало. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга». Свет кажется прозрачным, но на самом деле он состоит из разных цветов. Свет движется по прямым линиям, которые называются лучами. Попадая в воду, лучи света преломляются.

«Солнце греет краски» 1. Листы бумаги разных цветов. Разложить на окне, на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой лист стал самым холодным? Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

«Может ли светить отключенная лампа» 1. Шерстяной свитер.

2. Флуоресцентная лампа. В темной комнате быстро потрите флуоресцентную лампу об шерстяной свитер. Можно заметить небольшое свечение лампочки. Трение создает статический заряд достаточно сильный, чтобы заставить газ внутри трубки светиться.

«Льющийся свет» 1. Прозрачная пластиковая бутылка.

2. Ножницы.

3. Вода.

4. Фонарик.

5. Миска. Концом ножниц аккуратно сделайте маленькую дырочку в пластмассовой бутылке. Заткните дырочку пальцем и налейте в бутылку воды. Выключите сет в комнате. Отпустите палец, и пусть вода выливается через дырочку в миску. Теперь посветите фонариком сначала с обратной стороны, а потом с разных сторон. Яркость льющейся струи будет меняться. Когда светишь фонариком в «тыл» струе воды, весь свет от фонарика движется внутри изогнутой струи воды. Когда струя воды блекнет, это значит, что часть света от фонарика отклоняется в сторону.

Солнце. Земля и ее место в солнечной системе

Задачи:

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.

тема задачи оборудование Литература

«Солнце, Земля и другие планеты» Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М., 2006 г., с. 19.

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с. 39.

Гризик Т. И. Познаю мир. – М., 2001 г., с. 136.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с. 15

«Этот загадочный космос» Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей. Гризик Т. И. Познаю мир. – М., 2001 г., с. 112.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с. 163.

«Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом» Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом Чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. стр. 195

«Звезды светят постоянно» Показать, что звезды светят постоянно. Дырокол, лист картона 10х15, белый конверт, фонарик. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. стр. 190

Используемые источники:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.

5. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

6. Познавательные опыты в школе и дома : перевод с английского Жукова В. А. Москва «РОСМЭН» 2002г.

7. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

8. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками : под редакцией Л. А. Венгера. – М. : ИНТОР, 1996. – 128с.

9. Савенков А. И. Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей. Ярославль. Академия развития 2009.

10. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003. – 72с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по теме «Испытание магнита» .

«Магнит и его свойства». Занятие по изучению свойств камней в подготовительной группе Занятие по изучению свойств камней в подготовительной группе. Тема: Магнит и его свойства. П. с. 1. Познакомить детей с новыми свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование кружка по экспериментальной деятельности «Почемучка» с детьми подготовительной к школе группы
Опубликовано: 20 марта 2014 в 10:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное планирование кружка по экспериментальной деятельности «Почемучка» с детьми подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Карпова (УИ 202608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД