Приложение МААМ

Перспективное планирование работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста

Галина Веселова
Перспективное планирование работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Работая в детском саду много лет, я поняла, что каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т. к. любая творческая деятельность не возможна без развития воображения.

Работу по развитию воображения у детей старшего возраста я начала с подбора игр и игровых упражнений на развитие воображения.

Оформила картотеку этих игр.

Игры разделила на подгруппы:

- игры на развитие ассоциаций;

- игры на развитие воссоздающего воображения;

Публикация «Перспективное планирование работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- игры на развитие пространственного воображения;

- игры на развитие речевого творчества;

- игры на формирование синестезического образа.

Написала перспективный план для старшего дошкольного возраста по развитию воображению, в котором распределила эти игры поэтапно и поквартально с конкретными целями и задачами.

Игры проводила в утренний и вечерний отрезок времени в совместной деятельности с детьми. Главное в проведении этих игр – это доброжелательность, атмосфера выдумки и фантазии. Только в этом случае игры будут полезны для развития воображения у ребенка.

Перспективный план на развитие воображения

Сентябрь

Занятие:

Комплексное «Путешествие осеннего листочка»

1ч. Коллажи

2ч. Составление рассказа,

истории, сказки по своему

коллажу.

Цель:

1. Активизация прошлого опыта.

2. Пробуждение интересов и эмоций.

3. Развитие

словесной фантазии.

4. Развитие

ручных умений, невербальной фантазии.

Развивающая среда:

Коллаж «Листопад»: бумага, фломастеры,цветные карандаши. Цветная мнемотаблица. Мнемодорожка

стихов.

Формы совместной деятельности с детьми

1. Занятие по коллажу «Листопад»

2. Изготовление осеннего листочка техникой оригами.

3. Рисование «Осенний лист»

4. Составление гербария.

5. Аппликация из листьев «Осенний букет»

6. Игра «Листик ищет друзей». Используется цветная мнемотаблица.

7. Упражнение «На что похож листик?»

8. Психогимнастика «Прогулка» и «Листик»

9. Разучивание стихов по мнемодорожкам Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое», «Осень длинной тонкой кистью». Н. Егоров «Листопад».

10. Чтение Г. Граубин «Почему осенью листопад?»

11. Составление загадки о листике.

Работа с родителями

Анкетирование «Как развито воображение у вашего ребенка.

Октябрь

Занятия:

Комплексное «Каким может быть ветер?»

1ч. Игра «Хорошо – Плохо», «Оживим ветер».

2ч. Рисование «Каким может быть ветер.»

Цель:

1. Уточнить и закрепить знания о ветре.

2. Учить понимать и выделять противоречивые свойства, явления.

3. Развитие воображения:высокий уровень – творческого,низкий уровень – воссоздающего.

Развивающая среда:

Иллюстрации с изображением сильного ветра, слабого ветра, пиктограммы,изображающих ветер, мнемодорожка «Ветер», стихотворение

А. Бродского «Ветер». Лист бумаги чистый и с наброском. Карандаши и фломастеры

Формы совместной деятельности с детьми:

1. Рассказ воспитателя о ветре с использованием мнемодорожки.

2. Разучивание стихов по мнемодорожке А. Бродский «Ветер», М. Исаковский «Ветер»

3. Чтение А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

4. Опыты с ветром,конструирование вертушек.

6. Психогимнастика «Листик»

7. Релаксация «Тепло – Холодно»

8. Загадки о ветре.

Работа с родителями:

Родительское собрание «Развитие творческих способностей ребенка».

Ноябрь

Занятия:

Комплексное «Приключения Капельки»

1ч. Составление коллажа приемом аппликации.

2ч. Составление рассказа, сказки, истории по своему коллажу.

Цель:

1. Побуждать к фантазированию,опираясь на опыт и имеющиеся знания.

2. Развивать ручные умения.

3. Высокий уровень - развитие речевого творчества.

Низкий уровень – с опорой на слова и картинки.

Развивающая среда:

Коллаж «Круговорот воды».

мнемотаблица «Круговорот воды»

мнемодорожки стихов.

Формы совместной деятельности с детьми:

1. Занятие по р. п. с. и речи «Почему идет дождь?»

2. Наблюдения за дождем,наблюдение за облаками.

3. Упражнения: «На что похожи лужи?» «На что похожи облака?»

«Пиктограммы»

4. Разучивание стихотворения по мнемодорожке В. Степанова «Дождик, дождик, ты послушай…»

5. Игра «Хорошо – Плохо» Речь с движениями «Дождь» «Капля раз, капля два»

6. Психогимнастика «Солнышко и тучка» «Солнышко»

7. Прослушивание музыкального произведения «Шум дождя»

Работа с родителями:

Консультация:«Умный или фантазер»

Декабрь

Занятия:

Рисование «Транспорт Деда Мороза»

Цель:

1. Активизировать воображение детей

2. Высокий уровень-развивать самостоятельное изобразительное

творчество. Низкий уровень – учить преобразовывать незаконченные

фигуры в предметы так, чтобы получилась целая картина.

Развивающая среда:

Открытки с изображением Деда Мороза, сидящего на каком-либо средстве

передвижения. Листы бумаги чистые для детей с высоким уровнем.

Листы бумаги с наброском какого-либо вида транспорта – для детей с низким уровнем. Акварель, гуашь,кисти.

Формы совместной деятельности с детьми:

1. Рассматривание новогодних открыток с изображением Деда Мороза, едущего на чем-либо.

2. Придумывание рассказа: «На чем приедет Дед Мороз».

3. Игры «Добавление» «Чудесные вещи» «Дорисуй» «Набросок»

4. Релаксация: «Ледяные фигуры» «Тепло – холодно»

Работа с родителями:

Практические рекомендации для развития воображения

Январь

Занятия:

Комплексное «Новогодний коллаж»

1ч. Составление коллажа

2ч. Сочинение сказки по коллажу.

Цель:

1. Высокий уровень-развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества. Низкий уровень – развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества с опорой на слова и иллюстрации.

2. Развитие ручных умений.

Развивающая среда:

Открытки и иллюстрации с изображением Новогодней тематики, фломастеры, бумага, клей, карандаши.

Формы совместной деятельности с детьми:

1. Чтение стихов Н. Артюхов «Белый Дед» Е. Трутнева «Елка» З. Александрова «Дед Мороз» А. Барто «Дело было в январе» С. Маршак «Песня о елке»

2. Чтение сказок «Мороз Иванович» В. Одоевский «Двенадцать месяцев»

в обр. Михалкова.

3. Прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского

«Щелкунчик»

4. Изготовление техникой оригами «Елочка», «Дед Мороз»

5. Игры «Шкатулка со сказками» «Нелепица» «Пиктограммы»

«Экспресс – таблицы»

Работа с родителями:

Родительское собрание: «Психологическая готовность детей к

школе через игру и воображение».

Февраль

Занятия:

Игра – занятие «Путешествие по Бумажной стране»

Цель:

1. Уточнение и закрепление знаний о свойствах и предназначении

бумаги.

2. Развитие воссоздающего и творческого воображения.

3. Развитие ассоциаций предметных и словесных.

Развивающая среда:

Квадрат 10х10 на каждого ребенка, картинка «Следы», игра «Листик»

на каждого ребенка, лист белой бумаги, на котором нанесен

незаконченный рисунок на каждого ребенка, цветные карандаши,

фломастеры. Пиктограмма к стихотворению Д. Родари «Бумажные человечки».

Формы совместной деятельности с детьми:

1. Рассматривание и сравнение бумаги разных видов.

2. Опыты с бумагой.

3. Рассказ воспитателя «Что было до бумаги».

4. Игры «Узнай на ощупь» «На что похоже?» «Листик» «Танграмм»

«Колумбово яйцо» «Что лишнее?» «Бумажные слова»

Работа с родителями:

Информация в родительском уголке «Вопросы активизирующие

творческую активность ребенка».

Март

Занятия:

Игра – занятие «Мартовские догонялки»

Цель:

1. Закрепление знаний о явлениях, происходящих в марте.

2. Продолжать работу над развитием воображения,используя приемы

мнемотехники: трансформация, движение в воображаемом пространстве,

образное перекодирование информации.

3. Продолжать работу над развитием ассоциации.

4. Развивать речь и обогащать словарный запас.

Развивающая среда:

Нагрудные знаки «Зайчики», Белочки» Игра «Прозрачный квадрат»

«Проталинки» разных форм, пиктограммы. Стихотворение

Александровой «Подснежник» Поле 4х4 Зашифрованные слова: Весна, Март. Предметные картинки: самовар, чайник, чашка, бочонок с медом.

Формы совместной деятельности с детьми:

1. Занятие по коллажу «Март» Занятие по мнемотаблице «Март»

2. Разучивание стихов: «Весна» И. Токмакова, «Подснежник» Е. Серова.

3. Игры «Пиктогрммы» «Сложи квадрат» «Прозрачный квадрат»

4. Сказка о сосульке по мнемодорожке.

5. Загадывание загадок о весне, сосульке. Составление детьми

загадки о сосульке.

6. Чтение сказки Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

7. Наблюдение в природе За оттепелью, капелью, проталинками.

Работа с родителями:

Информация в родительском уголке «Игры и игровые упражнения для развития воображения».

Апрель

Занятия:

Рисование «Космос»творческая работа

Цель:

1. Активизация прошлого опыта на основе имеющихся знаний.

2. Пробуждение интересов и эмоций

3. Высокий уровень-развивать самостоятельное изобразительное

творчество. Низкий уровень – развивать воссоздающие воображение

Развивающая среда:

Иллюстрации: о космосе, коллаж «Космос», бумага, гуашь, фломастеры.

Мнемотаблица: «Космос», «Земля», «Луна».

Формы совместной деятельности с детьми:

1. Занятие на р. п. с. и речи «Космос» Коллаж «Космос» Мнемотаблица «Космос»

2. Чтение «Сказка о космосе», «Есть ли вода в Море Дождей» А. Томилин.

3. Рассматривание иллюстраций о космосе.

4. Рассказ воспитателя о Земле и Луне с использованием мнемотаблиц

5. Игры «Чудесные вещи» (изобретение космического корабля)

«Хорошо – Плохо» «Дорисуй» «На что похоже?» «Добавление»

«Изобретатели»

6. Экспресс – таблица Составление сказки по коллажу «Космос»

Работа с родителями:

Консультация «Роль воображения в развитии ребенка»

Май

Занятия:

Рисование «Рукоград» творческая работа

Цель:

1. Развивать воображение

2. Способствовать развитию зрительных ассоциаций

3. Высокий уровень-развивать самостоятельное изобразительное

творчество. Низкий уровень – с опорой на картинку и слово.

Развивающая среда:

Иллюстрации: птички, медуза, бабочка, клоун, динозавр, еж, орел, лист кленовый, павлин, цветы. Лист бумаги на каждого ребенка,

цветные карандаши, фломастеры.

Формы совместной деятельности с детьми:

1. Игры на развитие ассоциаций: «Мешок Гнома» «На что похоже?»

«Угадай-ка»

2. Пальчиковая гимнастика: «Веер», «Дождик», «Флажок», «Шарик»,

«Солнце», «Деревья», «Цветок», «Бабочка», «Птички», «Птенцы в

гнезде».

3. Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек»

с игрушками, «Где мы были – мы не скажем, а что делали покажем».

4. Разучивание стихотворения «Во что превращаются наши ладошки».

Работа с родителями:

Конкурс «Папа, мама, я – творческая семья».

Публикации по теме:

«Степ-аэробика для дошколят». Программа кружка. Авторская методическая разработка Авторская методическая разработка "Степ-аэробика для дошколят" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года.

Работа с детьми по формированию и развитию речевых компонентов и мыслительных операцийРабота с детьми по формированию и развитию речевых компонентов и мыслительных операций В течение 4 лет мною велась работа по направлению "Познавательно-речевое развитие детей 3-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР)через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 июля 2013 в 17:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное планирование работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Веселова (УИ 111506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД