Ирина Бутина
Перспективный план по развитию связной речи на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по развитию связной речи
на 2020-2021 учебный год (подготовительная группа)
Сентябрь
1,2 неделя - Обследование детей
3 неделя - Осень
Рассматривание картин И. Левитана «Сумерки. Луна» и Ф. Васильева «Болото в лесу». Цель – обобщать представления детей об осени и типичных осенних изменениях в природе; совершенствовать навык рассматривания картин, формировать целостное представление об изображенном на картине. (6, стр. 5)
4 неделя - Деревья осенью
Публикация «Перспективный план по развитию связной речи на учебный год» размещена в разделах
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания. Цели - обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; развивать умение задавать вопросы и отвечать на них. (7, стр. 12)
Октябрь
1 неделя - Овощи
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации. Цели - учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм; развивать у детей умение распростра-нять предложения определениями; развивать мыслительную деятельность. (7, стр. 16)
2 неделя - Фрукты
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин. Цели - обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок; развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание. (7, стр. 19)
3 неделя - Насекомые
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему. Цели - обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание. (7, стр. 21)
4 - Перелётные птицы
Пересказ рассказа И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов. Цели - обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов. (7, стр. 24)
Ноябрь
1 - Грибы. Ягоды.
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин. Цели - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин; уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах; развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы. (7, стр. 27)
2 - Домашние животные и их детёныши.
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин. Цель – формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок, совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. (4, стр. 12)
3 - Дикие животные и их детёныши.
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Цели - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; развивать умение отвечать на вопросы полными ответами. (7, стр. 33)
4 - Осенняя одежда, обувь, головные уборы.
Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему. Цели - обучать детей составлению описательного рассказа;
расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»; упражнять в употреблении распространенных предложений. (7, стр. 35)
Декабрь
1 - Зима
Рассматривание картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима». Цель – обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе, совершенствовать навык рассматривания картины. (6, стр. 11)
2 - Дикие животные зимой.
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок. Цели - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; учить детей самостоятельно придумывать события, пред-шествующие изображенным событиям; уточнять знания детей о зимующих птицах; развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание. (7, стр. 41)
3 - Мебель.
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным картинкам. Цели - учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам; расширять и активизировать словарь детей по теме; развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы. (7, стр. 45)
4 - Посуда.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации). Цели - обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям; развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;
развивать у детей творческие способности и артистизм. (7, стр. 50)
Январь
1,2 - Каникулы
3 - Животные жарких стран.
Пересказ сказки по серии сюжетных картин «Сказка про львенка». Цель – учить детей пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно; способствовать формированию развернутого связного высказывания. (5, стр. 18)
4 - Семья.
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья». Цели - обучать детей понимать содержание картины; учить детей связно и последовательно описывать изображенные события; развивать у детей умение составлять рассказ коллективно; учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям. (7, стр. 56)
Февраль
1 - Инструменты.
Пересказ сказки «Две косы». Цели - учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту. (7, стр. 59)
2 - Морские, речные и аквариумные обитатели.
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Цели - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание. (7, стр. 61)
3 - День Защитников Отечества.
Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин. Цели - учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом; закреплять знания детей о военных профессиях. (7,стр. 64)
4 - Транспорт.
Составление рассказа «Всё хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. Цели - учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий; развивать у детей умение подробно объяснять свои действия; развивать у детей умение рассказывать по плану. (7, стр. 67)
Март
1 - Весна
Рассматривание картины И. Грабаря «Март». Цель – обобщать представления о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе; совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. (6,стр. 17)
2 - Весна. Мамин праздник. Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. Цели - учить детей составлять рассказ по картине;
формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине;
развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом. (7, стр. 73)
3 - Перелётные птицы весной.
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. Цели - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; развивать словарь по заданной теме. (7, стр. 76)
4 - Растения и животные весной.
Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий. Цели - учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ; развивать творческое воображение и логическое мышление. (7, стр. 79)
Апрель
1 - Космос.
Пересказ рассказа «Ракета» Баруздина.
Цели - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту.
2 - Профессии.
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта).Цели - обучать детей составлять рассказы из коллективного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада; упражнять детей в умении рас-сказывать по заданному плану; развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперед. (7, стр. 86)
3 - Наш дом.
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) Цели - обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт; развивать умение строить распространенные предложения; развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план. (7, стр. 89)
4 - Сад – огород-лес
Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий. Цели - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; обучать детей дополнять рассказ событиями, предшествующими данным в тексте; развивать у детей умение синтаксически правильно строить предложения; развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ. (7, стр. 92)
Май
1 - Наша страна
Пересказ рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живём» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий. Цели - обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий; развивать диалогическую и монологическую речь детей. (7, стр. 82)
2 - Человек.
Составление рассказа «Человек» по серии картин. Цели - обучать детей составлению рассказа по серии предметных картин; развивать у детей умение логически правильно выстраивать свой рассказ; развивать умение видеть главное в картине. (7, стр. 95)
3 - Школа.
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом). Цели - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте); обучать составлению плана; развивать у детей умение рассказывать по плану; развивать воображение и творческие способности детей. (7, стр. 102)
4 - Лето.
Сравнение картин И. Грабаря «На озере» и И. Шишкина «Перед грозой». Цель – закреплять умение детей составлять сложноподчиненные предложения с противопоставлением. (6, стр. 28)
Список литературы.
4. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. В-1. Спб. : Детство-пресс, 2014
5. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. В-2. Спб. : Детство-пресс, 2014
6. Нищева Н. В. Четыре времени года. Спб. : Детство-пресс, 2013
7. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М. : «Гном и Д»,2007