Нургуль Крикунова
Перспективный план по самообразованию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Крикуновой Н. Д. на 2019 – 2020 учебный год
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Актуальность проблемы развития речи:
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребёнок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Публикация «Перспективный план по самообразованию в старшей группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребёнок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно – речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи
- Совершенствовать диалогическую форму речи;
- Развивать монологическую форму речи;
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинам;
- Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Месяц Тема Содержание
работы Практический
выход
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактические игры и упражнения. Памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов: «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. Обучению связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Обучение детей приёмам планирования собственного пересказа.
Активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Ноябрь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказотерапия» на занятиях по развитию речи.
Декабрь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
Февраль Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительной речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок «Колобок», «Репка». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учит детей читать выразительные стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». Конкурс чтецов
Май Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке.
Список использованной литературы:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия: «Развитие самосознания через психологическую сказку». – М. ,2001.
2. Шорохова О. А. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2007.
3. Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» - М. ,1994
4. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий». – М. : ТЦ Сфера, 2007.