Гета Шваб
Перспективный план работы по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: развитие восприятия и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Участники: дети - 12 человек, воспитатель
Проблема: диагностические данные определили, что у детей недостаточная отчетливость восприятия объектов окружающего мира.
Основание: отсутствие интереса у детей к продуктивной деятельности. Переориентация на личностно- ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми требует творческого подхода к разработке новых технологий организации работы.
Публикация «Перспективный план работы по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ИЗО. Планирование
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Данная система планирования позволяет выбирать тему, повторять её, учитывая уровни развития восприятия и анализ изобразительной деятельности детей.
Задачи:
- формировать системно-структурные знания об объектах окружающего мира;
- совершенствовать способы восприятия и познания объектов;
- развивать эмоционально-образное мышление;
- формировать позитивное отношение к изобразительной деятельности.
Пояснение: вся работа реализуется в блочно- тематическом планировании; содержание блока возможно дополнять, обогащать, конкретизировать в соответствии с возрастом и результатами.
Каждый блок содержит определенный алгоритм работы с детьми.
1 - познание объекта (рассматривание, наблюдение)
2 – сказкотерапия
3 -лепка
4 - рисование
5 –аппликация
Тема: «Белка»
Рассматривание мягкой игрушки, иллюстрации.
Цель: развивать умение рассматривать объект, выделять характерные особенности белочки, уточнять их название, вызвать положительные эмоции к образу.
Сказкотерапия
Чтение: Г. Скребицкий «Белка»; В. Бианки «Белкина сушильня»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…. (отрывок «Белка там живет ручная.)
Цель: формировать у детей запас литературных художественных впечатлений о образе, обогащать словарный запас.
Лепка «Белка песенки поёт да орешки все грызёт»
Цель: учить лепить белочку конструктивным способом, развивать чувство формы и пропорций. Синхронизировать движения обеих рук.
Рисование сюжетное «Белка песенки поет»
Цель: учить создавать образ белки, передавать в рисунке особенности внешнего вида и несложные движения.
Аппликация «Белкина семья»
Цель: создавать образы животных из готовых форм разного размера. Развивать способность составлять композицию, дополнять её рисованием деталей (глазки, носик, рот, ушки, коготки)
Тема «Лиса»
Рассматривание картины «Лиса с лисятами» из серии «Дикие животные».
Цель: внимательно рассматривать содержание, выделять детали. Главное: индивидуальные характерные особенности внешнего облика лисы; конструкцию (туловище, заострённая мордочка, треугольные ушки, 4 лапы, длинный хвост); её детёнышей. Обогащать знания детей о композиционном построении (в центре, близко, далеко) и словарь.
Сказкотерапия
Чтение русских народных сказок «Лисичка- сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»
Цель: обогащать знания детей о повадках лисы,
Вызвать эмоциональную отзывчивость на объект при оценке характера и поведении. Формировать личностную позицию при восприятии художественного произведения.
Лепка «Хитрая лиса»
Цель: Совершенствовать приёмы раскатывания, вытягивания, примазывания. Учить лепить животное конструктивным способом. «Оживлять образ» (глазки, нос, рот).
Рисование сюжетное «Лисичка- сестричка»
Цель: учить создавать сказочный образ, придавать ему выразительность (глазки, носик, рот, несложные движения). Способ рисования «тычок».
Аппликация «Где живут лисички?»
Цель: учить вырезать детали из выкройки, составлять конструкцию лисы и детёнышей из готовых форм, дополнять, дорисовывать детали цветными карандашами (лес, полянку, нору).
Тема «Заяц»
Рассматривание мягкой игрушки или иллюстрации Е. И Чарушина «Зайчата»
Цель: выделять характерные признаки объекта, конструкцию (туловище, голова, на голове длинные уши, 4 лапы маленький хвост).Обогащать знания детей о среде обитания, повадках, питании и передвижении, особенностях. (Летом серый, зимой белый)
Сказкотерапия
Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Заяц - хваста»,
Цель: вызвать эмоциональный отклик на главного героя, развивать у детей представления о изменении художественного образа, его многогранности и многосвязности. Обогащать словарь.
Лепка «Заяц - хваста»
Цель: учить лепить образ хвастливого зайца, придавать образу выразительность (глаза, нос, несложные движения)
Рисование «Зайка - зазнайка»
Цель: передавать в рисунке правильные формы, пропорции. Учить правильно держать карандаш при неотрывной штриховке простым карандашом.
Аппликация «Зайцы встали в хоровод». Коллективная работа.
Цель: совершенствовать технику обрывания по контуру, учить размещать изображение по кругу; взаимодействовать со сверстниками. Дополнять работу рисованием (ёлка, теремок, пень, заяц в центре).
Тема: «Медведь»
Рассматривание мягкой игрушки, иллюстрации
Е. Чарушина «Медвежонок с малиной».
Цель: сформировать системно-структурные знания об объекте восприятия, его характерных признаках;
повадках, о приспособлении к среде обитания (зимой впадает в спячку,обогащать эмоциональный опыт и активный словарь.
Сказкотерапия
чтение русских народных сказок:«Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Два жадных медвежонка»
Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Лепка «Как медведь с мячом играл»
Цель: учить лепить медведя конструктивным способом. Совершенствовать приемы деления пластилина, закругления концов формы кончиками пальцев. Показать динамику как выразительное средство.
Рисование по трафарету «Весёлый мишка»
Цель: создавать образ веселого медвежонка используя трафарет, совершенствовать приём
работы гуашью и губкой. Оживлять образ
(глазки, носик, рот, коготки).
Аппликация «Медвежонок»
Цель: Учить создавать образ медвежонка в технике обрывания по рисованному контуру. Дорисовывать глазки, носик, рот, ягоды, яблоко веточку. Способствовать развитию позитивного отношения к результатам своего труда.
Тема «Ежи»
Рассматривание игрушки, иллюстрации из серии «Дикие животные»
Цель: развивать умение видеть характерные признаки объекта, сравнивать их. Выделять яркие особенности (колючие иголки, композиционного построения картины: далеко-близко, большое- маленькое.
Библиотерапия
Чтение: рассказ Н. Сладкова «Поющий ёж», рассказ Ю. Збанацкого «Щедрый ёжик»
Цель: продолжать знакомить с повадками ежа, особенностями поведения. Обогащать кругозор и словарный запас. Воспитывать правильное отношение к животным.
Лепка «Как ежи к зиме готовятся»
Цель: учить лепить ежа пластическим способом, дополнять образ природным и бросовым материалом. Воспитывать бережное отношение к результатам деятельности.
Рисование «Вся ежиная семья в гости к нам пришла»
Цель: Создавать образ ежа способом тычка, добавляя детали изображения фломастером (глаз,нос, лапки).Совершенствовать умение рисовать одно и то же в рахных размерах. Составлять элементарную композицию: у пенька, на полянке, у дорожки.
Аппликация «Где живёт ёж?»
Коллективная работа.
Цель: приобщать детей к коллективному обсуждению по составлению коллажа: композиция, последовательность, наполнение, дополнение. Развивать коммуникативные навыки взаимодействия.
Тема «Кошки»
Рассматривание мягкой игрушки, иллюстрации «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные»
Цель: учить видеть и понимать содержание картины, выделять главных героев, их действия, поведение, сравнивать их. Формировать эмоциональную отзывчивость на образы котят.
Уточнять знания о форме и размерах животных, видеть динамику их поведения.
Сказкотерапия
Чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», сказка П. Бажова «Серебряное копытце»
Библиотерапия
Чтение рассказов: Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой?», М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой», К. Паустовский «Кот ворюга».
Лепка «Ах какой котище, зелёные глазищи!»
Цель: учить лепить кота конструктивным способом (туловище согнутая колбаска, круглая голова, ушки на макушке, хвост трубой).Дополнять образ налепами (глаза, нос, рот, усы).
Рисование сюжетное «Кошка, которая гуляет сама по себе».
Цель: Самостоятельно определять замысел (какую кошку хочу нарисовать, добиваться его выполнения.
Учить передавать в рисунке пропорциональные отношения между частями тела и несложные движения (хвост трубой, положение лап).
Аппликация «Родились у нас котята, их по счёту ровно пять!»
Цель: совершенствовать умение вырезать овальные и круглые формы разных размеров, составлять изображение котят, используя средства выразительности: цвет, динамику, положение тела.
Оживлять образ (глаза, нос, рот, усы). Воспитывать правильное отношение к домашнему животному.
Тема «Птички – невелички»
Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах.
Цель: формировать представление о птицах местной фауны. Учить видеть особенности их внешнего вида, строения, поведения и различия. Развивать наблюдательность и восприятие.
Библиотерапия
Чтение рассказов: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Горький «Воробьишко», К. Чуковский «Где обедал воробей?»
Цель: обогатить знания детей о зимующих птицах, среде их обитания, питании, передвижении, повадках. Активизировать словарь.
Лепка предметная «Воробей или синичка»
Цель: учить лепить птицу конструктивным способом. Добавлять выразительные детали, совершенствовать навыки и приёмы работы с пластилином. Познакомить с приёмами работы со стекой в прорисовывании пёрышек. Вызвать положительные эмоции к образу птички.
Рисование «Птички – невелички»
Цель: учить рисовать синичку и воробья конструктивным способом, создавать образ маленькой птички, друга человека. Передавать в рисовании индивидуальные внешние особенности птиц. Способствовать умению делать выбор, проявлять инициативу, самостоятельно дополнять рисунок.
Аппликация «Птички на дереве»
Коллективная работа.
Цель: совершенствовать умение вырезать по схеме, следовать инструкции. Создавать образы птиц в статике и динамике, дополнять образ рисованными деталями. Способствовать развитию взаимопомощи и взаимодействию.
Материал для продуктивной деятельности :
- альбом для рисования - 12
- набор цветных карандашей 12 цветов - 12
- набор цветной бумаги -12
- пластилин 12 цветов -12
- простые карандаши -12
- акварельные краски 12 цветов -12
- ножницы с тупыми концами -12
- фломастеры -12
- стаканчики для воды -12
- кисточки с жесткой щетинкой №3 -12
- кисточки беличьи №3 -12
- пластины для лепки -12
- клеевой карандаш -12
- восковые мелки 6 цветов -12
- ватман для коллективных работ - 5 листов
- бумажные салфетки 5 пачек
- ножницы для леворуких детей (по количеству детей)
Диагностика уровня целостного восприятия
1 Что видишь?
2 Что это? Кто это?
3 Что есть у ….(объект?
4 Что самое большое?
5 Что самое маленькое?
6 Что ещё видишь?
7 Какой он, она по характеру (добрый, злой, весёлый, грустный)
8 Что происходит с объектом; на картине?
9 Тебе это нравится?
10 Как будешь играть?
11 Какое у тебя настроение когда ты видишь это (Объект)
Показатели
Аргументация суждений - 3 - высокий уровень
Развёрнутый ответ - 2 - средний уровень
Да, нет - 1- низкий уровень