Папки-передвижки

Перспективный план работы по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Гета Шваб
Перспективный план работы по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Цель проекта: развитие восприятия и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Участники: дети - 12 человек, воспитатель

Проблема: диагностические данные определили, что у детей недостаточная отчетливость восприятия объектов окружающего мира.

Основание: отсутствие интереса у детей к продуктивной деятельности. Переориентация на личностно- ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми требует творческого подхода к разработке новых технологий организации работы.

Публикация «Перспективный план работы по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)» размещена в разделах

Данная система планирования позволяет выбирать тему, повторять её, учитывая уровни развития восприятия и анализ изобразительной деятельности детей.

Задачи:

- формировать системно-структурные знания об объектах окружающего мира;

- совершенствовать способы восприятия и познания объектов;

- развивать эмоционально-образное мышление;

- формировать позитивное отношение к изобразительной деятельности.

Пояснение: вся работа реализуется в блочно- тематическом планировании; содержание блока возможно дополнять, обогащать, конкретизировать в соответствии с возрастом и результатами.

Каждый блок содержит определенный алгоритм работы с детьми.

1 - познание объекта (рассматривание, наблюдение)

2 – сказкотерапия

3 -лепка

4 - рисование

5 –аппликация

Тема: «Белка»

Рассматривание мягкой игрушки, иллюстрации.

Цель: развивать умение рассматривать объект, выделять характерные особенности белочки, уточнять их название, вызвать положительные эмоции к образу.

Сказкотерапия

Чтение: Г. Скребицкий «Белка»; В. Бианки «Белкина сушильня»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…. (отрывок «Белка там живет ручная.)

Цель: формировать у детей запас литературных художественных впечатлений о образе, обогащать словарный запас.

Лепка «Белка песенки поёт да орешки все грызёт»

Цель: учить лепить белочку конструктивным способом, развивать чувство формы и пропорций. Синхронизировать движения обеих рук.

Рисование сюжетное «Белка песенки поет»

Цель: учить создавать образ белки, передавать в рисунке особенности внешнего вида и несложные движения.

Аппликация «Белкина семья»

Цель: создавать образы животных из готовых форм разного размера. Развивать способность составлять композицию, дополнять её рисованием деталей (глазки, носик, рот, ушки, коготки)

Тема «Лиса»

Рассматривание картины «Лиса с лисятами» из серии «Дикие животные».

Цель: внимательно рассматривать содержание, выделять детали. Главное: индивидуальные характерные особенности внешнего облика лисы; конструкцию (туловище, заострённая мордочка, треугольные ушки, 4 лапы, длинный хвост); её детёнышей. Обогащать знания детей о композиционном построении (в центре, близко, далеко) и словарь.

Сказкотерапия

Чтение русских народных сказок «Лисичка- сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»

Цель: обогащать знания детей о повадках лисы,

Вызвать эмоциональную отзывчивость на объект при оценке характера и поведении. Формировать личностную позицию при восприятии художественного произведения.

Лепка «Хитрая лиса»

Цель: Совершенствовать приёмы раскатывания, вытягивания, примазывания. Учить лепить животное конструктивным способом. «Оживлять образ» (глазки, нос, рот).

Рисование сюжетное «Лисичка- сестричка»

Цель: учить создавать сказочный образ, придавать ему выразительность (глазки, носик, рот, несложные движения). Способ рисования «тычок».

Аппликация «Где живут лисички?»

Цель: учить вырезать детали из выкройки, составлять конструкцию лисы и детёнышей из готовых форм, дополнять, дорисовывать детали цветными карандашами (лес, полянку, нору).

Тема «Заяц»

Рассматривание мягкой игрушки или иллюстрации Е. И Чарушина «Зайчата»

Цель: выделять характерные признаки объекта, конструкцию (туловище, голова, на голове длинные уши, 4 лапы маленький хвост).Обогащать знания детей о среде обитания, повадках, питании и передвижении, особенностях. (Летом серый, зимой белый)

Сказкотерапия

Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Заяц - хваста»,

Цель: вызвать эмоциональный отклик на главного героя, развивать у детей представления о изменении художественного образа, его многогранности и многосвязности. Обогащать словарь.

Лепка «Заяц - хваста»

Цель: учить лепить образ хвастливого зайца, придавать образу выразительность (глаза, нос, несложные движения)

Рисование «Зайка - зазнайка»

Цель: передавать в рисунке правильные формы, пропорции. Учить правильно держать карандаш при неотрывной штриховке простым карандашом.

Аппликация «Зайцы встали в хоровод». Коллективная работа.

Цель: совершенствовать технику обрывания по контуру, учить размещать изображение по кругу; взаимодействовать со сверстниками. Дополнять работу рисованием (ёлка, теремок, пень, заяц в центре).

Тема: «Медведь»

Рассматривание мягкой игрушки, иллюстрации

Е. Чарушина «Медвежонок с малиной».

Цель: сформировать системно-структурные знания об объекте восприятия, его характерных признаках;

повадках, о приспособлении к среде обитания (зимой впадает в спячку,обогащать эмоциональный опыт и активный словарь.

Сказкотерапия

чтение русских народных сказок:«Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Два жадных медвежонка»

Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Лепка «Как медведь с мячом играл»

Цель: учить лепить медведя конструктивным способом. Совершенствовать приемы деления пластилина, закругления концов формы кончиками пальцев. Показать динамику как выразительное средство.

Рисование по трафарету «Весёлый мишка»

Цель: создавать образ веселого медвежонка используя трафарет, совершенствовать приём

работы гуашью и губкой. Оживлять образ

(глазки, носик, рот, коготки).

Аппликация «Медвежонок»

Цель: Учить создавать образ медвежонка в технике обрывания по рисованному контуру. Дорисовывать глазки, носик, рот, ягоды, яблоко веточку. Способствовать развитию позитивного отношения к результатам своего труда.

Тема «Ежи»

Рассматривание игрушки, иллюстрации из серии «Дикие животные»

Цель: развивать умение видеть характерные признаки объекта, сравнивать их. Выделять яркие особенности (колючие иголки, композиционного построения картины: далеко-близко, большое- маленькое.

Библиотерапия

Чтение: рассказ Н. Сладкова «Поющий ёж», рассказ Ю. Збанацкого «Щедрый ёжик»

Цель: продолжать знакомить с повадками ежа, особенностями поведения. Обогащать кругозор и словарный запас. Воспитывать правильное отношение к животным.

Лепка «Как ежи к зиме готовятся»

Цель: учить лепить ежа пластическим способом, дополнять образ природным и бросовым материалом. Воспитывать бережное отношение к результатам деятельности.

Рисование «Вся ежиная семья в гости к нам пришла»

Цель: Создавать образ ежа способом тычка, добавляя детали изображения фломастером (глаз,нос, лапки).Совершенствовать умение рисовать одно и то же в рахных размерах. Составлять элементарную композицию: у пенька, на полянке, у дорожки.

Аппликация «Где живёт ёж?»

Коллективная работа.

Цель: приобщать детей к коллективному обсуждению по составлению коллажа: композиция, последовательность, наполнение, дополнение. Развивать коммуникативные навыки взаимодействия.

Тема «Кошки»

Рассматривание мягкой игрушки, иллюстрации «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные»

Цель: учить видеть и понимать содержание картины, выделять главных героев, их действия, поведение, сравнивать их. Формировать эмоциональную отзывчивость на образы котят.

Уточнять знания о форме и размерах животных, видеть динамику их поведения.

Сказкотерапия

Чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Библиотерапия

Чтение рассказов: Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой?», М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой», К. Паустовский «Кот ворюга».

Лепка «Ах какой котище, зелёные глазищи!»

Цель: учить лепить кота конструктивным способом (туловище согнутая колбаска, круглая голова, ушки на макушке, хвост трубой).Дополнять образ налепами (глаза, нос, рот, усы).

Рисование сюжетное «Кошка, которая гуляет сама по себе».

Цель: Самостоятельно определять замысел (какую кошку хочу нарисовать, добиваться его выполнения.

Учить передавать в рисунке пропорциональные отношения между частями тела и несложные движения (хвост трубой, положение лап).

Аппликация «Родились у нас котята, их по счёту ровно пять!»

Цель: совершенствовать умение вырезать овальные и круглые формы разных размеров, составлять изображение котят, используя средства выразительности: цвет, динамику, положение тела.

Оживлять образ (глаза, нос, рот, усы). Воспитывать правильное отношение к домашнему животному.

Тема «Птички – невелички»

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах.

Цель: формировать представление о птицах местной фауны. Учить видеть особенности их внешнего вида, строения, поведения и различия. Развивать наблюдательность и восприятие.

Библиотерапия

Чтение рассказов: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Горький «Воробьишко», К. Чуковский «Где обедал воробей?»

Цель: обогатить знания детей о зимующих птицах, среде их обитания, питании, передвижении, повадках. Активизировать словарь.

Лепка предметная «Воробей или синичка»

Цель: учить лепить птицу конструктивным способом. Добавлять выразительные детали, совершенствовать навыки и приёмы работы с пластилином. Познакомить с приёмами работы со стекой в прорисовывании пёрышек. Вызвать положительные эмоции к образу птички.

Рисование «Птички – невелички»

Цель: учить рисовать синичку и воробья конструктивным способом, создавать образ маленькой птички, друга человека. Передавать в рисовании индивидуальные внешние особенности птиц. Способствовать умению делать выбор, проявлять инициативу, самостоятельно дополнять рисунок.

Аппликация «Птички на дереве»

Коллективная работа.

Цель: совершенствовать умение вырезать по схеме, следовать инструкции. Создавать образы птиц в статике и динамике, дополнять образ рисованными деталями. Способствовать развитию взаимопомощи и взаимодействию.

Материал для продуктивной деятельности :

- альбом для рисования - 12

- набор цветных карандашей 12 цветов - 12

- набор цветной бумаги -12

- пластилин 12 цветов -12

- простые карандаши -12

- акварельные краски 12 цветов -12

- ножницы с тупыми концами -12

- фломастеры -12

- стаканчики для воды -12

- кисточки с жесткой щетинкой №3 -12

- кисточки беличьи №3 -12

- пластины для лепки -12

- клеевой карандаш -12

- восковые мелки 6 цветов -12

- ватман для коллективных работ - 5 листов

- бумажные салфетки 5 пачек

- ножницы для леворуких детей (по количеству детей)

Диагностика уровня целостного восприятия

1 Что видишь?

2 Что это? Кто это?

3 Что есть у ….(объект?

4 Что самое большое?

5 Что самое маленькое?

6 Что ещё видишь?

7 Какой он, она по характеру (добрый, злой, весёлый, грустный)

8 Что происходит с объектом; на картине?

9 Тебе это нравится?

10 Как будешь играть?

11 Какое у тебя настроение когда ты видишь это (Объект)

Показатели

Аргументация суждений - 3 - высокий уровень

Развёрнутый ответ - 2 - средний уровень

Да, нет - 1- низкий уровень

Публикации по теме:

Планирование игр, способствующих развитию восприятия. Планирование игр, способствующих развитию восприятия, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Сентябрь: «Кто позвал?» – (за ширмой).

Программа раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Малышок»Программа раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Малышок» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Установлено, что с самого рождения ребенок обладает способностью оперировать воспринимаемой информацией, запоминать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Опубликовано: 6 декабря 2014 в 09:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД