Жанна Тихонова
Песочная терапия как средство формирования математических представлений у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В современной педагогике концепция интегрированного подхода к воспитанию и образованию дошкольников предполагает инклюзию и социальную адаптацию детей с ОВЗ в группы здоровых сверстников, так как с каждым годом увеличивается число детей с врождённой патологией, что ограничивает возможность их адаптации к жизни в социуме.
Одной из актуальных теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование образовательного процесса в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий развития, социальной адаптации и успешной подготовки к обучению в школе детей-инвалидов.
Публикация «Песочная терапия как средство формирования математических представлений у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
В коррекционно-педагогической системе акцент делается на развитие познавательной активности дошкольников, в том числе на формирование элементарных математических представлений. Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет практическую значимость, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является важным фактором его социализации. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с ограниченными возможностями здоровья не развивается полноценно без адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. [5]
Овладение математическими представлениями в процессе осуществления целенаправленных интеллектуальных действий является эффективным средством коррекции недостатков психического и умственного развития, оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей при соблюдении следующих условий:
- осуществление познавательного развития во взаимосвязи с развитием и коррекцией речи;
-развитие математических способностей с учетом психофизиологических особенностей детей;
- выбор принципов, методов и содержания работы в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей;
-построение предметно-развивающей среды, способствующей формированию и развитию математических представлений, в доступных и значимых для детей видах деятельности;
- поэтапное математическое развитие в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности.
-поддержание постоянного интереса к образовательной деятельности для формирования более точных и обобщённых представлений.
Математическое развитие - это качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций, следовательно, математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, которое состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. [ 1]
Математические представления у детей с ОВЗ имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. У детей наблюдается слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических заданий, нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, проявляется инертность, косность мышления. Затруднения в мыслительных операциях приводят к тому, что непосредственное и конкретное восприятие доминирует, что затрудняет перенос имеющихся знаний и умений в новые условия.
Формирование математических представлений у детей с ОВЗ затруднено в связи с недоразвитием сенсомоторных функций, ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков, так как координационные способности в значительной степени определяют уровень двигательных возможностей ребенка, необходимых для развития представлений о пространстве, величине, количестве, пространственно-временных представлений. Действия по словесной инструкции или самостоятельное определение и называние пространственных и временных отношений вызывают значительные затруднения.
Дети с трудом овладевают количественными представлениями : неосознанный счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительная зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; низкий уровень сформированности обобщенных представлений о количестве; сложности в усвоении правил пересчета предметов, «безытоговый» счет; неумение выполнять действия сложения и вычитания. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, неаргументированность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.
Коррекционно-образовательный процесс детей с ОВЗ предполагает взаимодействие детей и взрослых, в процессе которого ребенок овладевает средствами и способами получения математических представлений, проявляет самостоятельность, реализует позицию субъекта в освоении окружающего мир, который осуществляется в трё х основных блоках:
- в непосредственно образовательной деятельности в ходе различных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной);
- в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ используются различные методы и приемы – как традиционные, так и нетрадиционные.
Одним из эффективных нетрадиционных средств формирования математических представлений детей с ОВЗ является песочная терапия.
Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми –инвалидами для формирования и развития пространственно-количественных представлений, развития координации движений и мелкой моторики; развития тактильной чувствительности, при этом развивается мануальный интеллект ребенка.
Началом использования песка в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Идея использования песка в коррекционно-развивающей работе с детьми с отклонениями в развитии была реализована в 30-ых годах М. Ловенфельд, которая назвала свою методику – техника «построения мира». При работе с детьми игрушки и миниатюры из песка успешно использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.
В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира», начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», в основе которой заложены теории К. Г. Юнга.
В современной коррекционной педагогике игры с песком используются в качестве арт-терапии для преодоления страха совершения ошибки, устранения нервного беспокойства: если ребенок сделал что-то не так, он может провести ладошкой по песку и начать работу сначала. Этот приём особенно полезен для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Игры с песком предполагают различные приемы выполнения игровых действий в зависимости от особенностей развития воспитанников. При объединении детей в группы со сходными возможностями им предлагаются одинаковые по сложности игры и игровые упражнения. Если в одну группу входят дети с разным уровнем развития, игры дифференцируются по степени сложности, привлекаются пары детей, взаимодополняющие друг друга. В процессе игр устанавливается эмоциональный контакт детей и взрослых, детей друг с другом, формируются чувства партнерства и взаимопомощи. [2]
Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому их целесообразно использовать в непосредственно образовательной деятельности: дети знакомятся со свойствами и качествами песка: мокрый – лепится, а сухой – распадается на песчинки, учатся производить многократные действия по соотнесению непрерывного множества, формированию пространственных отношений.
Для организации использования песочной терапии в коррекционно-образовательной деятельности проводится подготовительная работа, направленная на проведение многократных обследовательских действий с песком, показ педагога и совместное экспериментирование по изучению свойст в и качеств песка.
В дальнейшем коррекционная работа по формированию математических представлений с помощью элементов песочной терапии проводится поэтапно.
На первом этапе в играх с песком у детей формируется операционально-техническая сторона деятельности, развивается зрительно-двигательная координация. Они учатся прослеживать взглядом за движениями руки, при этом совершенствуется зрительно-двигательная координация, располагать формочки с песком, выполнять движения пальцами и ладонями на песке, что развивает мелкую моторику.
На втором этапе с детьми проводятся специальные игры и упражнения с песком, направленные на формирование конкретных представлений о непрерывности линий, величине и форме предметов, сравнении массы и объёма сыпучих веществ и т. п. Использование мелких игрушек, природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т. п.) в играх с песком расширяет и обогащает возможности развития познавательных процессов, совершенствует мелкую моторику, сенсорные представления, позволяет дошкольникам осваивать трехмерное и двухмерное пространство.
На третьем этапе проводятся игры с песком и другими сыпучими веществами (песок, манка, фасоль, греча и т. п., направленные на развитие представлений о системе координат (о горизонтали) и формирование способности использовать поверхность стола в качестве системы отсчета.
Применением различных емкостей (баночки, сосуды, миски и т. п.) с сыпучими веществами в играх формируют у детей представления об объеме сыпучего материала, о сохранении его количества независимо от формы и объема сосуда, развивают барическое чувство у детей с ОВЗ.
Играя с песком, дети по просьбе педагога производят счетные операции с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия. Например, ребенок прослушивает количество хлопков и закапывает в песке столько игрушек, сколько хлопков он услышит, или, наоборот, выкапывает из песка столько игрушек, сколько кружков изображено на карточке (зрительный ориентир).
В ходе игр с песком дети выполняют упражнения на сравнение групп множеств, выкладывая заданное количество предметов, например камешков, в ряд и располагая под ним такое же количество (большее или меньшее) других предметов, например ракушек. Результативны упражнения с песком, выполняемые детьми на основе тактильного восприятия, когда дети производят различные счетные действия с закрытыми глазами.
Поверхность песка (любого другого сыпучего материала, насыпанного в прямоугольные подносы, используется для прорисовывания палочкой или указательным пальцем ведущей руки различного количества фигур на основе зрительного, слухового или тактильного восприятия, разнообразных линий, отличающихся по длине, ширине, форме (извилистые, прямые и т. п.). [3]
В процессе познавательно - исследовательских игр и опытов расширяются представления о признаках и свойствах песка, закрепляется умение устанавливать связи между качествами песка и его назначением, соотносить признаки с сенсорными эталонами, совершенствуются умения фиксировать полученные впечатления в речи.
Таким образом, целенаправленное резонансное воздействие, направленное на формирование математических представлений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, основывается на комплексном использовании разнообразных доступных видов деятельности при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Занимательные игры с песком являются эффективным средством формирования математических представлений дошкольников с ОВЗ, способствуют развитию познавательных процессов и позволяют осуществлять коррекцию отклонений в развитии. Эффективность данных упражнений работы зависит от повторения заданий в новых ситуациях, сменяемости и разнообразия наглядного материала, варьирования приемов работы.
Литература :
1. Баряева, Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева. – СПб, 2003.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евсигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей. - СПб, 1998.
3. Зинкевич – Евсигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь особому ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб, Детство – пресс, 2001.
4. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно- количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития/ С. Ю. Кондратьева // Дошкольного педагогика. 2005. - №4. – с. 39-41.
5. Чумакова, И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Книга для педагога – дефектолога. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.