Юлия Никитина
Петербурговедение для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мой красивый Петербург! Петербурговедение для дошкольников.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого красивейшего города должны с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами : воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга (поистине уникального города-памятника) - разве это не бескрайнее море, где каждая новая волна - новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца?
Публикация «Петербурговедение для дошкольников» размещена в разделах
Давайте подготовим наших детей к встрече с этим чудом! Можно и нужно начинать эту работу с младшей группы детского сада и необходимо очень тесное сотрудничество с родителями.
В программе учтены удаленность детского сада от исторической части города, контингент семей живущих в «спальных» и «рабочих» районах, подготовленность родителей, их национальный и языковой состав. Дети-дошкольники, проживающие в так называемых «спальных» районах зачастую считают главной улицей города ближайший проспект. Они редко выезжают в исторический центр Санкт-Петербурга с целью увидеть и узнать свой родной город.
Нередко сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт-Петербурге. Многие из них никогда не жили в большом городе. Основная часть знаний дается на занятиях-путешествиях (с преподавателем петербурговедения, при работе в группе с воспитателем, во время активного, непрерывного контакта и при работе с родителями. Закрепление знаний (полученных в повседневной работе в детском саду и в семье) происходит на экскурсиях (автобусных, пешеходных, которые запланированы практически ежемесячно. В процессе работы в детском саду мы формируем чувство уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице, представление о разных видах домов и транспорта, знакомим с чертами характера, с разными профессиями, воспитываем культуру общения. С помощью родителей мы знакомим детей с «ближайшим» городом, с его историческим центром. При посещении Невского проспекта, Петропавловской крепости, Дворцовой площади ребенок непременно получит много знаний и массу положительных эмоций. Много радости и удовольствия ребенку доставит составление с родителями фотоальбома «Где мы были!»! Ребенок расскажет эмоциональный рассказ о том, что он видел. Воспитателю необходимо заранее дать родителям полную информацию о том, куда сходить с ребенком, о чем ему рассказать при посещении того или иного объекта. Воспитывая маленького петербуржца, не забывайте о «взрослых петербуржцах». Им тоже нужна помощь, им тоже важно и интересно узнать город вместе с детьми. Это делает семейные отношения теплыми, добрыми. А в дружной семье и культура общения высокая. Не спеша, исподволь мы можем воспитать семью, в которой начнет формироваться маленький петербуржец, любящий свой город, свой дом.
Педагог петербурговедения может использовать Программу с учетом наличия в детском саду разнообразных видов дополнительного образования (изостудия, музыкальный кружок и др.)
Учебная нагрузка не выходит за рамки учебной нормы. В учебном плане детского сада занятия в гостиной «Наш Петербург». Специфика отбора материала и специфика работы с детьми для каждого возраста происходит следующим образом.
В младшей группе (4-й год жизни) поставлено две основные цели:
- воспитание любви и интереса к родному городу;
- воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе.
Основная работа ложиться на родителей и воспитателей. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, знакомство с трудом взрослых, сюжетно-ролевые игры, ситуации – все это плавно подготавливает детей к целевым прогулкам и экскурсиям. Получив знания на экскурсиях, дети смогут закрепить их в играх по соответствующей тематике на занятиях. К концу года воспитанники младшей группы получают культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, навыки самообслуживания, уверенность в себе, навыки правил поведения на улице.
Прогулки и экскурсии с родителями дадут основу для умения воспринимать экскурсии в старшем возрасте. А составление вместе с родителями альбомов «Где мы были», составление рисунков «Моя семья», «Мой дом» вызовут у детей желание познавать город.
В средней группе появляются три основные цели:
- воспитание любви к родному городу, гордость: я - петербуржец;
- пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им;
- формирование начальных знаний о родном городе.
К концу года дети средней группы должны хорошо знать, в каком городе они живут, главную улицу, реку, площадь, крепость. Обязательно – основные сведения о своем районе (название района, главная улица, моя улица, о блокадном прошлом города-героя. Ребята начинают осознавать в каком замечательном городе они живут.
В старшей группе основные цели:
- осознание ценности памятников культуры и искусства;
- воспитание петербуржца в традициях петербургской культуры.
Дети могут связно объяснить, что такое улица, площадь. Знакомятся с историей своего района, глобусом, картой, флагом России, гербом Санкт-Петербурга, знают об основателе Санкт-Петербурга.
В подготовительной группе (7 лет) дети должны уметь
- осмыслить историю и культуру Санкт-Петербурга в контексте мировой истории и культуры;
- изучают историю города через историю замечательных петербуржцев.
Ребята уже рисуют памятники, мосты и другие достопримечательности города. Включается много бесед: «Мои чувства», «Мои мысли», «Мои поступки», а так же в контексте петербурговедения «Мои мысли о сохранении памятников в нашем городе» и др.
Формирование настоящих патриотов страны начинается с дошкольного возраста. Именно с того юного возраста, когда дети более всего восприимчивы к любой возвышенной информации, позволяющей им гордиться собой и своими предками. Наиболее интересной для детей остается изучение нашего героического прошлого, когда ценой самоотверженного труда строился наш замечательный город.