Лучший педагог года

План-конспект занятия-развлечения «Экологические сказки» для старших и подготовительных к школе групп

Елена Семёнова
План-конспект занятия-развлечения «Экологические сказки» для старших и подготовительных к школе групп

План- конспект занятия- развлечения на тему : «Экологические сказки, приуроченные году охраны окружающей среды»

(для старших и подготовительных к школе групп)

«Через сказку, фантазию, игру,

Через неповторимое детское творчество-

Верная дорога к сердцу ребёнка…»

В. А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям».

Публикация «План-конспект занятия-развлечения „Экологические сказки“ для старших и подготовительных к школе групп» размещена в разделах

Цель: учить, слушать сказки в инсценированном варианте и в обычном пересказе; вызвать у детей интерес к экологическим сказкам.

Задачи:

1. Знакомство с несколькими сказками.

2. Развитие умения выражать своё отношение к персонажам сказок.

3. Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказок, самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания.

4. Развитие выразительной речи и выразительных движений: разыгрывание сказок по ролям.

5. Воспитывать у детей сопереживание, учить адекватно проявлять свои чувства.

Материал и оборудование:

Тексты сказок, иллюстрации к ним, детские рисунки к сказкам, напоминающие знаки, тексты загадок, атрибуты и элементы декораций, костюмы сказочных персонажей для драматизации трёх сказок (Волк, Лиса, Медведь, Ёж, Сорока, хозяйка, Котёнок). Музыкальное сопровождение (тексты сказок с иллюстрациями, тексты загадок придуманы воспитателем).

Предварительная работа:

Дети моей группы подготовили драматизацию трёх сказок, подобрали костюмы, сделали рисунки к этим сказкам.

Слово воспитателя

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались в нашем любимом уютном зале, чтобы провести занятие- развлечение «Праздник сказки». Мне выпала честь выступить в роли сказочницы. Я очень волнуюсь, но надеюсь, что все вы очень любите сказки, потому что их любят даже взрослые. Вы знаете много сказок. Они бывают разные: волшебные, о животных… народные и авторские. Народные - сказки разных народов : русские (их сочинил русский народ, украинские, белорусские… И авторские- у них есть автор, человек, который их сочинил. Многие из них всем известны: «Конёк- Горбунок» Ершова, «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, сказки Перро, братьев Гримм и другие. Я хочу вас познакомить со сказками экологическими. Чтобы вам было понятно, я объясню: планета Земля, на которой мы живём, это наш огромный дом. А экология- это наука о доме, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые. Земля наша страдает. И в этом виноваты мы, люди. Настроили люди заводов, фабрик, электростанций, трубы которых выпускают в воздух ядовитые, вредные газы. Вымирают животные в лесах, в грязных водах рек гибнет рыба. Мы, люди, должны позаботиться о природе. 2017 год объявлен годом охраны окружающей среды. Кто, как не человек, будет охранять наши леса и водоёмы и всё живое в них. Они ждут и просят нашей помощи. Вы ещё пока маленькие, но уже можете что- то делать полезное. Не надо ломать веток деревьев, без надобности собирать большие букеты цветов, ловить бабочек (им можно повредить крылышки, и они погибнут, топтать муравьёв…

Прежде, чем мы приступим к знакомству со сказками, проведём для закрепления маленькую разминочку. Я вам покажу напоминающие знаки, а вы постарайтесь угадать, что означает каждый из них.

Воспитатель показывает напоминающие знаки:

Не разоряй муравейники!

Не лови красивых насекомых!

Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны!

Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле!

Не лови диких животных и не уноси их домой!

Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны!

Не руби деревьев!

Не ломай ветки деревьев!

Не повреждай ягодные кустики и не вырывай их с корнем!

Не жги костры!

Не бери собаку в лес и в парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряет гнёзда, пугают и уничтожают малышей.

Далее воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и гуляй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу- всего лишь гость.

Здесь хозяин- дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Непосредственно переходим к сказкам, в которых речь будет идти как раз обо всём этом (нельзя ловить, ломать, обижать, уничтожать и т. д.).

Сказка «Друзья познаются в беде»

Встретились и подружились Божья коровка и Кузнечик. Кузнечик был важный. На нём был зелёного цвета фрак. А Божья коровка – скромная, добрая, безобидная, в алого цвета платьице в чёрный горошек. Гуляли они как-то на лугу. Как он был красив от разноцветья трав! Видят друзья: мальчишка гоняется с сачком за Бабочкой. Та, бедняжка, упорхнёт от него – он снова за ней. Кузнечик и Божья коровка поняли, что Бабочке грозит опасность. Ведь ей легко обломать нежные крылышки, и она не сможет летать.

Божья коровка забралась на спину хулигану и стала его щекотать, Кузнечик попытался его ущипнуть – ничего не помогло. Они позвали на помощь Пчёлку. Пчёлка была очень занята. Она собирала пыльцу на цветах. Но так как была рядом, поспешила на помощь. Она вцепилась мальчишке в волосы и больно ужалила его. Тот расплакался, бросил сачок и убежал домой. Зато с тех пор никогда не обижал Бабочек, только любовался их красотой и неповторимостью.

- Ребята, скажите, вам понравилась сказка?

- А как она называется? Кто запомнил? («Друзья познаются в беде»)

- А вы понимаете эти слова?

- Назовите героев этой сказки. (Божья коровка, Кузнечик, Бабочка, Пчёлка и мальчишка- хулиган).

- А как вы оцениваете поступок мальчика? Хорошо он делал? ( Напоминаю: гонялся за бабочкой с сачком).

- А кто пришёл ей на помощь? (Её друзья: Кузнечик, Божья коровка, Пчёлка).

- Так о чём же эта сказка? (О дружбе).

- Какими мы можем назвать её героев, конечно, кроме мальчика- хулигана? (Дружные, неравнодушные к чужому горю, к чужой беде, готовые всегда прийти на помощь).

- Как же друзья проучили мальчика? (Они мальчишку щекотали, щипали, кусали).

- И какой же вывод он сделал? (что нельзя ловить сачком бабочек, можно повредить крылышки, лапки.).

Игра «Летает- не летает».

Следующая сказка, с которой я хочу вас познакомить, тоже о дружбе.

Неразлучные друзья

Жил на свете воробей по имени Чирик. Он был очень добрый. Никогда не причинял зла ни букашечке, ни червячку. Со всеми дружил. Но вот случилась беда. Как-то гулял Чирик по двору хозяйского дома. Он выискивал съедобные крохи. Из подворотни вдруг выглянул огромный кот Васька. Он подкрался к Чирику, схватил его за крыло зубами. Воробью было очень больно, горько и обидно. Он заплакал. Васька посмотрел Чирику прямо в глаза. Ему стало стыдно за свой отвратительный поступок. Беззащитный малыш смотрел на кота, как бы просил его о помощи. Кот стал просить прощения у Чирика, предложил ему свою дружбу. Теперь Васька каждый день выносил что-нибудь вкусненькое для друга и других воробьишек. Он всегда заботился о Чирике, защищал его от врагов. И дружбу эту нельзя было разлить водой. А тот злополучный день Чирик давно забыл, он вспоминает о нём, как о счастливом случае из своей жизни, который свёл его с настоящим другом.

- Ребята, а эта сказка вам понравилась?

- Как она называется? («Неразлучные друзья»).

- А кого называют неразлучными друзьями?

- Вам правится конец сказки? Или вам хотелось бы, чтобы Васька съел Чирика?

Дети поют песню «Настоящий друг» (Б. Савельев и М. Пляцковский).

Следующая сказка называется «Неудачная рыбалка».

Неудачная рыбалка

Пришла пора птицам улетать на юг. Листва с деревьев облетела. Пожелтела трава. Ночи стали прохладными. Звери начали готовиться к зиме. Белочка натаскала в дупло желудей и орешков. Всю осень накалывала на острые сучки деревьев и кустарников грибы, чтобы зимой лакомиться сушеными грибками. Медведь и ёж улеглись в зимнюю спячку.

Вот зовет лиса волка на рыбалку:

– Скоро, куманек, наступят холода, совсем отощаем с тобой. Давай хоть в последний раз рыбки наловим да наедимся.

– Давай, кумушка, давай! Я и за лето-то не особо отъелся.

Взяли кумовья удочки и пошли к реке. На реке было тихо, впрочем, как и в лесу осенью. Нашли они удобное местечко, уселись. Наблюдают за поплавками. А есть как хочется! Малейшее шевеление поплавка нагоняет аппетит.

– Клюет! – крикнул волк.

Обрадовался Серый. И Патрикеевна облизнулась.

– Тяни, тяни! – закричала она куму.

– Что-то очень тяжелое, – сказал волк. – Только бы хватило сил вытащить. Дернул он удочку, и на берег шлепнулся большой старый башмак. Увидела лиса, и глаза лисьи потухли. Да и волк очень огорчился.

Забросил Серый удочку снова. А лиса кричит:

– Клюет! У меня клюет!

Дернула она удочку и вытащила на берег полиэтиленовый пакет с каким-то мусором. Рассердился волк, зарычал от злости:

– Сколько можно терпеть выходки плохих людей!. Снова запрудили речку всякой гадостью. Откуда же тут может быть рыба!.

Расстроились звери и пошли несолоно хлебавши восвояси.

- Ребята, я хочу задать только один вопрос:

Какой нужно сделать вывод, чему учит эта сказка? (Нельзя выбрасывать мусор в водоёмы. Мы, люди, сами виноваты, что плохо порой поступаем. Засоряя воду в реках и озёрах, сами не задумываемся над тем, что в них гибнет всё живое, и рыба, в частности).

Игра «День- ночь».

Следующая сказка, с которой вас познакомят дети, называется «Мечты о вечном лете».

Мечты о вечном лете

Нагрянула в лес зима. Холодная, лютая. Кусты и деревья инеем опушила, сугробы намела. Солнышко хоть и светит, да не греет. Пригорюнились звери и птицы.

Взгрустнулось Сороке - Белобоке. «Было бы всегда лето, – подумала она, – зеленая трава, цветы, солнышко, всякие жучки да букашки». Решила она расспросить, что об этом думают другие, и полетела. Села на кустик, застрекотала. Смотрит: зайчик сидит под осинкой. Лапки у него озябли, ухо отморозил, хвостик дрожит. Что спрашивать? И так ясно. Бегает бедняжка, чтоб согреться. Грызет всю зиму горькую оледенелую осинку.

Полетела Сорока дальше. Видит – рыжая красавица копается в сугробе. Роет и носом, и лапами. «Эта, наверное, радуется зиме», – подумала Сорока. «Эй, Рыжая, как дела, как тебе живется зимой?» – спросила болтушка. «Сама не догадываешься, что ли? Стала бы я день караулить несчастного мышонка… Забралась бы в курятник… А зимой туда не попасть…»

Поняла Белобока, что худо зимой и Лисице. Полетела она дальше. Села на огромный вывороченный пень. Застрекотала и разбудила Медведя в берлоге. Тот рассердился, что прервали сладкий сон. А снились ему малина, мед, цветочки… Сороке стало ясно без слов, что косолапый грезит о лете, хотя зима для него не так уж и страшна. «Спит себе да спит», – подумала Сорока. Тут она как запищит, как застрекочет пуще прежнего. Обо что-то острое укололась. Оказалось, это Ёж. Он тоже проснулся от ее шума. Зафырчал. Не стала Сорока с ним разговаривать и улетела восвояси.

Села она на ветку сухой березы и задумалась. «Медведь и Ёж отсыпаются за зиму, Лисица хоть мышей ловит. А я? Мне и холодно, мне и голодно, полечу - ка я лучше к людям. Хоть какие-то крохи подберу во дворе, где кормят домашнюю птицу. А в лесу мне делать нечего. Я не Заяц, грызть осину не могу». И полетела.

Прилетела в деревню. Села на забор. Видит, как хозяйка кормит кур, дворового пса. И ей перепало. «Перезимуем», – подумала Белобока. И осталась жить около людей.

С тех пор Сороку чаще можно встретить в деревне и очень редко – в лесу.

- Как видите, ребята, птицы и звери надеются на нашу помощь.

- Скажите, а как мы с вами можем им помогать зимой? (Хотя и не только зимой). (Подкармливать. Вешать кормушки и т. д.).

Игра «Съедобное - несъедобное».

Сказка «Кто самый нужный»

Заспорили как-то Воздух, Вода и Огонь, кто из них самый нужный на свете. Воздух сказал : «Самый нужный я. Без меня ни одно живое существо не проживёт и минуты». Соперники согласились, что он очень нужен всем. Вода сказала : «Я тоже очень нужна. Без меня не сможет прожить никто». Дошла очередь до Огня. Но он не успел и слова сказать, как Воздух улыбнулся и захихикал, а Вода громко засмеялась. Огонь не стал ничего говорить. Он незаметно исчез. Друзья вскоре забыли об этом случае.

Шло время. Наступила суровая зима. Воздух стал холодным, морозным. Вода во всех водоёмах замёрзла. Тут-то они и вспомнили об Огне.

С Огнё м было легко: можно было согреть воду, приготовить пищу, обогреться. Они отправились к Огню. Попросили у него прощения и сказали, что без него нельзя прожить, он очень нужен всем, особенно сейчас, зимой. Вернулся Огонь. Люди перестали страдать от холода и голода.

С тех пор Воздух, Вода и Огонь стали неразлучными друзьями. Они всегда приходят на помощь!

- А эта сказка вам понравилась?

- Так кто же, ребята, самый нужный из героев сказки? (И Воздух, и Вода, и Огонь очень нужны людям. Без них просто нет жизни).

- А скажите, кто для вас самый дорогой, самый любимый и нужный человек? (Мама.).

- Конечно, мама, которую вы должны всегда слушаться.

Следующая сказка будет о том, к чему приводит непослушание.

Непослушный котёнок

Родились у кошки котята. Они не отходили ни на шаг от своей мамы. А вот один был такой упрямый. Никого не слушался. Пошел он как-то погулять. И дошел до леса. А в лесу потерялся. Сидит в траве, плачет. Подбежал к нему зайчик. Спросил, что случилось. Рассказал ему котенок, как он не послушался маму-кошку и заблудился в лесу. Пожалел косой бедняжку. Дал ему сладенькую морковку. Котенок есть хочет, а морковку не ест. Убежал

зайчик. Котенок снова заплакал. Идет мимо медведь. Несет полную корзину спелой малины. Расспросил котенка обо всем. Угостил его малиной и пошел своей дорогой. Котенок отродясь не ел ягод. Расплакался пуще прежнего. Смотрит: белка прыгает с дерева на дерево, с ветки на ветку. Пожалела она котенка, бросила ему сушеный гриб. Понюхал он гриб, а есть не стал. Удивилась белочка, странным ей показался зверек, который таким изысканным лакомством пренебрегает. И ускакала. Замолчал котенок. Устал плакать. Не только есть, но и спать бедняжка захотел.

Бежит мимо волк. Остановился, понюхал котенка. Тот замяукал. Волк сам был голоден. Угостить малыша было нечем.

Пробежал мимо ёж. Пофыркал, недовольный чем-то. Да еще и кольнул своими иголками незнакомца.

Бежит рыжая лиса. Понюхала котенка и спрашивает:

– Кто тебя обидел?

– Да никто меня не обижал. Я ушел из дома без разрешения. А теперь не знаю, где мой дом, где моя мама. Я в лесу заблудился. Хочу кушать. Пожалела рыжая котенка. Пригласила его к себе в гости, угостила мышонком. А как рассвело, отвела гостя в деревню. Частенько она там бывала. То едой для домашних птиц полакомится во дворе, а то и вовсе цыпленка стащит. Поблагодарил ее котенок и побежал домой. Мама обрадовалась сыночку, а тот пообещал всегда мамочку слушаться. С тех пор он уже не был таким упрямым. И понял, что жить лучше среди людей.

А рассказать эту сказку нам помогут ребята.

- Ребята, можно маму не слушаться?

- А к чему это может привести?

Сделаем маленькое отступление от сказок. Я загадаю вам загадки. Они, конечно, тоже о птицах, растениях и животных.

В деревенском курятнике

Живые часы живут.

Утром закукарекают - люди на работу встают.

(Петух)

Прыг да прыг. Скок да скок.

Катится беленький клубок.

На длинные уши шапки не подобрал,

Зато шубку серую на белую поменял.

(Заяц)

На лугу растут сестрички:

Жёлтые глаза, белые реснички.

(Ромашки)

Травку ест, водичку пьёт.

Деткам молочка даёт.

(Корова)

5. Рыжая плутовка работает очень ловко.

В какую деревню ни придёт-

Любой курятник узнаёт.

(Лиса)

- Я хочу вас, ребята, познакомить ещё с одной сказкой, которая называется «Обидчик».

- Ребята, назовите героев этой сказки. (Муравьи, школьник и Волшебник).

- Кто из героев положительный? А кто отрицательный? Почему?

- Осознал ли школьник, что его поступок плохой, отвратительный?

- Как вы думаете, он будет ещё когда- нибудь разорять муравейники?

Сказка «Быть кому- то полезным - вот в чём заключается истинное счастье!»

На большом поле росло огромное старое дерево. Много лет провело оно в полном одиночестве и тоске. Оно только и слышало вой и свист ветра, знало, что такое дождь, снег, град, солнце, небо, звёзды.

Но случилось что-то невероятное. Как-то летом дерево услышало голос маленькой лесной птички. Птичка обратилась к нему с просьбой разрешить свить гнёздышко в его зелёных зарослях. Дерево обрадовалось этому. Птичка свила гнездо и вывела птенцов. Она каждый день трудилась с утра до вечера, добывая корм для своих деток. Распевала свои весёлые песенки. Дерево просто ожило, похорошело. Малыши подросли, стало ещё веселее. Теперь дерево поняло, что такое настоящее счастье. Быть кому-то нужным, полезным, делать для кого-то что-нибудь хорошее, приятное – вот в чём и заключается смысл слова «счастье».

- Скажите, а что вы можете сделать, чтобы порадовать родителей, воспитателей? (Слушаться во всём, стараться хорошо заниматься).

И в заключении познакомимся со сказкой, которая называется «Добро победило Зло».

Добро победило зло

Как-то на берегу реки расположились отдыхающие. Они загорали, купались. Жгли костер. А когда собрались домой, не подумали о том, что за собой нужно все убрать: сжечь в костре бумагу, убрать мусор, затушить сам костер. Они разбросали бумагу по лесу. Консервные банки и пищевые отходы бросили в воду. Стеклянные бутылки и банки разбили.

Поднялся ветер. Огонь стал разгораться сильнее. У самого костра стояло большое дерево, на нем птичка свила гнездышко, вывела маленьких птенчиков. Пламенем охватило дерево. Все живое: жучки, букашечки, муравьишки уползли дальше от костра. Опасность подстерегала безобидную птичку со своими детками. Она громко чирикала, пищала, видимо, звала на помощь.

Живое дерево горело. Вода не выдержала такого безобразия. Она рассердилась, разбушевалась. Река вышла из берегов. Костер краснел, пыхтел, злился на Воду, но она потушила Костер. Он прошипел, и коварный огонь исчез.

Птичка обрадовалась. Запела веселую песенку. Она была самой счастливой мамой на свете. Все ее детки были спасены. Дерево ожило, зашумело своими зелеными листочками. Оно тоже радовалось, что беда миновала. Муравьи, жучки, букашки вернулись на прежнее место обитания, под свое любимое деревце. Все говорили «Спасибо!» Воде.

Добро победило зло.

- Ребята, я очень хочу, чтобы в вашей жизни было только Добро, а уж если встретится Зло, чтобы Добро его всегда побеждало.

- Дорогие ребята! Буду очень рада, если хоть что- то вас сегодня затронуло, понравилось в моих сказках. Может быть, вы перескажете их своим родителям, сделаете рисунки, как мои ребята.

Всем спасибо за внимание!

Звучит музыка. Дети танцуют. (Танец «Весёлые зверята»).

Сюрпризный момент: угощения для детей.

Публикации по теме:

«Ай, да Масленица!» Сценарий праздника для старших и подготовительных к школе групп«Ай, да Масленица!» Сценарий праздника для старших и подготовительных к школе групп «Ай, да Масленица!» Сценарий праздника для старших и подготовительных к школе групп Февраль 2018г. Под весёлую народную музыку дети заходят.

Сценарий развлечения на 23 февраля для старших и подготовительных групп «День защитника Отечества» Сценарий развлечения на 23 февраля для старших и подготовительных групп «День защитника Отечества» Цель: расширение представлений о Российской.

Физкультурное развлечение «Спортивный огород» для детей старших и подготовительных к школе групп)Физкультурное развлечение «Спортивный огород» для детей старших и подготовительных к школе групп) Физкультурное развлечение "Спортивный огород " (подготовительная и старшая группы) ГККП «Ясли – сад №16» г. Аксу Физкультурное.

Конспект развлечения по физическому развитию «Зеленый огонек здоровья» для старших и подготовительных групп Цель: совершенствование деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью формирования у детей устойчивых.

План-конспект сюжетного занятия по физическому воспитанию «Моряки» для старших и подготовительных групп Цель: совершенствовать двигательную активность. Задачи: развивать и закреплять физические качества, развивать зрительную память, координацию.

Сценарий весеннего развлечения «Наврез» для старших, средних и подготовительных группСценарий весеннего развлечения «Наврез» для старших, средних и подготовительных групп Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Садовский детский сад «Колокольчик» ПРАЗДНИК «НАВРЕЗ» весеннее развлечение.

Рекомендации для педагогов старших и подготовительных к школе групп «Без присказки сказки — что без полозьев салазки» РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (старших и подготовительных к школе групп) «Без присказки сказки – что без полозьев салазки» Присказка - короткий.

Сценарий развлечения для старших и подготовительных групп «Колядки» Сценарий развлечения для старших и подготовительных групп «Колядки» Ведущая: Вот и закончилась новогодняя суета. Пришло время светлого,.

Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Золотая осень в Ростове-на-Дону Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Подготовила музыкальный.

Сценарий спортивного развлечения для старших и подготовительных групп «Веселые гонки» Спортивное мероприятие «Веселые гонки» Задачи: 1. Повышать интерес к физической культуре у всех участников, обеспечивать высокую двигательную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия-развлечения «Экологические сказки» для старших и подготовительных к школе групп
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 21:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД