Марина Якименко
План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука [р] в связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Якименко Марина Александровна, учитель – логопед I категории МБДОУ №90 «Незабудка» г. Сургута Тюменской области.
Тема: «Ромашковая полянка».
Цель: автоматизация звука [Р] в связной речи.
Предварительная работа: автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложении.
Оборудование: картинки, прищепки, счётные палочки, ромашки, образная кукла Кикимора, модель рассказа – описания.
Ход занятия.
Публикация «План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения, Автоматизация звука [р] в связной речи» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Организационный момент:
- Вот и новый день. Улыбнёмся друг другу. Мы ласковы и приветливы, мы бодры. Мы здоровы. Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохни через рот все обиды и огорчения.
2. Сообщение темы занятия.
Отгадай загадку:
«Стоят в лугах сестрички
Золотой глазок, белые реснички».
(ромашка)
- Назови первый звук в слове ромашка.
-Сегодня мы будем играть со звуком [р], будем его правильно произносить в словах, предложениях, составим рассказ, в котором будет много слов со звуком [р].
3. Самомассаж лица.
Представь, что мы находимся в массажном кабинете, сядь ровно, спина прямая. Перед нами крем, приготовленный из цветков ромашки.
-Нежно наносим крем на лицо:
• От середины лба к вискам.
• От внутренней стороны глаза вокруг век.
• От крыльев носа к ушным раковинам.
• От середины подбородка к ушным раковинам.
• Массаж круговой мышцы рта.
4. Мимические упражнения.
- После массажа любуемся собой. (Смотрим в зеркало)
• Нахмурились.
• Удивились.
• Обрадовались.
5. Активизация мышц мягкого нёба.
Из ромашки приготовили раствор, полощем горлышко. (Имитация полоскания горла) Прополоскали горлышко, прополоскали рот, проглотили.
6. Артикуляционная гимнастика для губ, языка.
7. Акустико – артикуляционный образ звука.
Представь, что ладонь – это ваш язычок. Подумаем, что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р].
Уклад органов артикуляции: Губы разомкнуты, расстояние между зубами 4-5мм, кончик языка поднимается к основанию верхних зубов, он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовые складки работают.
Характеристика звука [р]
Звук [р] – согласный, твёрдый, звонкий
8. Ознакомление с буквой Р.
Из счётных палочек выложить букву Р.
9. Развитие мелкой моторики рук, автоматизация звука [р] в слогах, развитие фонематического восприятия.
Оборудование: прищепки, вырезанный из бумаги, жёлтый круг.
- Я предлагаю тебе сделать свою ромашку, возьми прищепки, это лепестки ромашки, прикрепи их к жёлтой серединке. Прикрепив прищепку, произносим три слога:
- РА –РО - РУ
Какая красивая ромашка у тебя получилась.
10. Виброгимнастика.
А сейчас мы отправляемся на лесную полянку. Но прежде, чем мы отправимся, давай встряхнём наш организм, наберёмся сил. Поднимись на носочки и резко опустись, почувствовали прилив сил? (упражнение повторить 5 раз).
11. Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях.
А). Посмотри какая чудесная полянка. (Сели на ковёр вокруг ромашек).
-Какие цветы растут на полянке? (Ромашки).
- Как можно назвать поляну, покрытую ромашками? (Ромашковая поляна).
- Как можно ласково назвать ромашку? (Ромашечка).
Б). А сейчас мы поиграем: «Договори словечко».
Я начну предложение, а ты закончи.
- На полянке растёт (ромашка).
- Я любуюсь (ромашкой).
- Я смотрю на (ромашку).
- Шмель летает над (ромашкой).
В). На нашей полянке растут ромашки непростые, в центре каждой ромашки – картинка, на которой изображён предмет, в названии которого есть звук [р]. Какие предметы изображены на картинках? (8 картинок).
12. Звуковой анализ. Развитие внимания и памяти.
А). Ребёнок выбирает картинки, с изображенными предметами, в названии которых звук [р] слышится в начале, середине и конце слова.
Б). Поиграем в игру «Чего не стало?».
Логопед выкладывает в ряд 5 ромашек, в центре каждой ромашки – картинка. Ребёнок называет предметы, изображённые на картинках, и закрывает глаза. Логопед переворачивает картинку. Ребёнок угадывает, чего не стало.
13. Развитие силы голоса, развитие общей моторики.
На нашу полянку прибежала злая Кикимора. Она хочет сорвать все ромашки, вытоптать траву. Ох, и не любит она, когда вокруг красиво. Давай прогоним Кикимору.
Динамическая пауза.
-Потопаем ногами.
- Вдох через нос, выбрасывая руки вперёд от груди, сначала тихо, затем громче произносим: «Прочь».
Кикимора не хочет уходить, она уйдёт только тогда, когда ты выполнишь все её задания.
14. Автоматизация звука [р] в предложении.
«Исправь предложение».
Кикимора превращает предложения в страшилки, послушай, какие предложения у неё получились:
Полянка растёт на ромашке.
Мусор убирает Рому.
Рыба поймала рыбака.
Рубашка стирает Марусю.
Шар надувает Рому.
Ватрушка ест Тамару.
Правильно произнеси предложения, превращённые Кикиморой в страшилки.
Мы выполнили задание Кикиморы, но мне очень хочется, чтобы Кикимора поняла, что природу нужно беречь. Расскажем ей о ромашке, Кикимора послушает наш рассказ и поймёт, что нельзя рвать и топтать ромашки.
15. Автоматизация в связной речи.
Составление рассказа с опорой на модель.
- Познакомить с планом рассказа по таблице,
- Совместное рассказывание. Логопед: «Я начну рассказ, а ты попробуй продолжить».
- Самостоятельное составление рассказа.
Интересный рассказ получился, Кикимора послушала его, я думаю, что она теперь будет очень бережно относиться к ромашкам, будет любоваться ими и беречь.
16. Итог занятия.
Вспомним, с каким звуком мы сегодня играли?
- Мы сегодня произносили правильно слова и предложения со звуком [р], составили рассказ о ромашке, выполнили все задания, которые приготовила Кикимора, она ушла и оставила мешочек в подарок.
-Что тебе понравилось на занятии? Мне очень интересно было играть с тобой.