Надежда Пастухова
План-конспект индивидуального занятия «Снижение импульсивности и гиперактивности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: снижение импульсивности и гиперактивности.
Задачи:
• развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
• элиминация гиперактивности и импульсивности;
• элиминация гнева и агрессии.
• преодоление расторможенности
Публикация «План-конспект индивидуального занятия „Снижение импульсивности и гиперактивности“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Ход работы:
Здравствуй, сегодня на нашем занятии будет много разных упражнений, я прошу тебя внимательно слушать все инструкции, не торопиться и выполнять задания вместе со мной. Для начала нам нужно размяться. Давай представим что ты …
Упражнение 1. Релаксация "Росток".
Цель: элиминация гнева и агрессии.
И. п. - ребенок сидит на корточках, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.
Инструктор: "Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе расти, считая до пяти. Постарайся равномерно распределить стадии роста".
В начале освоения этого упражнения на каждый счет ребенку называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:
"один" - медленно выпрямляются ноги,
"два" - ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как "тряпочки",
"три" - постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам,
"четыре" - разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову,
"пять" - поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.
Какой ты молодец. Как здорово у нас получилось расти. Скажи, тебе удалось расслабиться? Трудно ли тебе было распределить стадии роста?
А теперь представь что мы с тобой сидим у костра …
Упражнение 2. Функциональное упражнение «Костер»
Цель: формирования внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Ребенок садиться около "костра" и выполняет соответствующую команду инструктора.
По команде (словесной инструкции) "жарко" ребенок должен отодвинуться от "костра",
по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру",
по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками,
по команде "искры полетели" - хлопать в ладоши.
Хорошо. Теперь мы с тобой выполним вот такое упражнение. Ты должен одновременно со мной выполнять движения, и проговаривать вот такие слова, давай я сначала тебе покажу…
Упражнение 3. "Буратино".
Цель: преодоление расторможенности.
Вместе с ведущим ребенок выполняет движения одновременно с проговариванием стихотворения:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Молодец, у тебя хорошо получается, ты внимательно послушал задание, и поэтому ничего не перепутал.
Давай с тобой порисуем, но не обычным образом. Мы с тобой будем рисовать – сразу двумя руками. Сейчас я расскажу тебе как.
Упражнение 4. "Зеркальное рисование".
Цель: расширение поля зрения, улучшение восприятия.
Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные узоры. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
Ну ка, посмотрим что у тебя получилось, здорово! Тебе нравиться твой рисунок, или ты считаешь, что мог бы нарисовать лучше? (если да то можно перерисовать)
Как много мы уже с тобой выполнили заданий, сейчас нужно немного отдохнуть и набраться сил. Я предлагаю тебе сейчас глубоко подышать, но на выдохе….
Упражнение 5. «Дыхательное упражнение».
Цель: улучшение ритмирование организма, развитие самоконтроля и произвольности.
И. п. - сидя. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох.
На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
Ты чувствуешь расслабление? Усталость спала?
А сейчас, слушай очень внимательно, чтобы верно выполнить это задание, ты должен внимательно прослушать задание. …
Упражнение 6. Функциональное упражнение "Чайничек с крышечкой".
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Ребенок попевает песенку и жестикулирует.
"Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)
Крышечка (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком).
Крышечка - шишечка (вертикальные движения кулаками).
В шишечке -дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).
Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).
Пар идете - дырочка,
Дырочка в шишечке,
Шишечка крышечка,
Крышечка - чайничек".
Давай теперь еще аз попробуем, только быстрее…. А еще быстрее получится?. Тебе было трудно выполнять это упражнение?
Следующее упражнение тоже нужно будет выполнить сначала медленно, а потом быстро. Послушай сначала задание и посмотри, как нужно сделать.
Упражнение 7. "Колечко".
Цель: снятие мышечных зажимов.
Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
Молодец, а теперь давай одновременно двумя руками. Хорошо.
А теперь сделаем это быстро. А это упражнение вызвало трудности?
Сейчас тебе нужно быть особенно внимательным….
Упражнение 8. «Потянулись – сломались».
Цель: нормализовать гипертонус и гипотонус мышц.
Исходное положение – стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!»
Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание участника на два следующих момента:
показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае)
ведущий должен проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов
Список литературы:
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
2. Бадалян Л. О. Детская неврология. -М, 2007.
3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М. ,2006.
4. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М. :Школа-Пресс, 2008.- 112с.
5. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России : Распространенность, факторы риска и профилактика. М. :РАРОГЬ,2006.
6. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников: изд. 2-ое – М. :2007.
7. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. –М. ,2009.
8. Эльконин Д. Б Психология игры. - М. : Педагогика 2006 -С. 287.
9. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М. :Знание 2008,-64с.