Светлана Ивановна Рябцева
План-конспект комплексного занятия «В гостях у Дымковских мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект комплексного занятия
с детьми старшей группы компенсирующей направленности
Разработал:
Учитель-дефектолог, учитель-логопед:
Рябцева Светлана Ивановна
Тема: «В гостях у Дымковских мастеров»
Программное содержание:
Публикация «План-конспект комплексного занятия „В гостях у Дымковских мастеров“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- уточнить и закрепить знание детьми дымковских игрушек (где изготавливались, какими элементами украшались);
- закрепить знания о народных сказках, повторить знакомые потешки об игрушках;
- продолжать учить детей самостоятельно составлять узоры по мотивам дымковского орнамента на треугольной и прямоугольной форме и наносить на ткань, используя печатки, тычки;
- воспитывать бережное отношение к декоративно-прикладному искусству, умение любоваться им.
Предварительная работа:
1. Беседа-знакомство с народным творчеством, с дымковскими игрушками.
2. Просмотр видеоматериалов и презетаций об изготовлении дымковских игрушек.
3. Разучивание потешек, песен, хороводов, прибауток.
4. Чтение русских народных сказок.
5. Выполнение аппликаций и рисование узоров по мотивам дымковских мастеров.
6. Посещение выставки декоративно-прикладного искусства.
Оборудование: сундучок с дымковскими игрушками и иллюстрациями (конь, индюк, барыня, козлик); косынки и фартуки из белой ткани, печатки, тычки, гуашевые краски; шапки с козырьками.
Ход занятия:
Орг. момент: Введение в тему. Что бывает «народным»?
Пение попевки «Патоку с имбирем…»
1 часть. Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
2 часть. Беседа-рассказ «Дымковское чудо».
3 часть. Игра «Четвертый лишний».
4 часть. Словесные игры «Расскажи про звук», «Найди звук в слове».
Хоровод «Веснянка».
5 часть «Украсим косынки и фартуки» (дымковские узоры).
Танец «Кадриль».
Итог: О чем мы говорили? Почему называются «народные»?
Конспект комплексного занятия
с детьми старшей группы компенсирующей направленности
Тема: «В гостях у Дымковских мастеров»
Программное содержание:
- уточнить и закрепить знание детьми дымковских игрушек (где изготавливались, какими элементами украшались);
- закрепить знания о народных сказках, повторить знакомые потешки об игрушках;
- продолжать учить детей самостоятельно составлять узоры по мотивам дымковского орнамента на треугольной и прямоугольной форме и наносить на ткань, используя печатки, тычки;
- воспитывать бережное отношение к декоративно-прикладному искусству, умение любоваться им.
Предварительная работа:
1. Беседа-знакомство с народным творчеством, с дымковскими игрушками.
2. Просмотр видеоматериалов и презетаций об изготовлении дымковских игрушек.
3. Разучивание потешек, песен, хороводов, прибауток.
4. Чтение русских народных сказок.
5. Выполнение аппликаций и рисование узоров по мотивам дымковских мастеров.
6. Посещение выставки декоративно-прикладного искусства.
Оборудование: сундучок с дымковскими игрушками и иллюстрациями (конь, индюк, барыня, козлик); косынки и фартуки из белой ткани, печатки, тычки, гуашевые краски; шапки с козырьками.
Ход занятия:
Орг. момент:
- Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные…
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
Что это, ребята, я вам рассказала? (начало сказки).
- Я назову сказки, а вы внимательно послушайте и скажите: какие это сказки. «Репка», «Маша и медведь», Сестрица Аленушка и братец Иванушка»… (русские народные сказки).
- Почему они называются «народные»?
- Кроме сказок, что ещё бывает «народное»? (песни, пляски).
- Правильно. Давайте мы с вами вспомним и споем русскую народную попевочку «Патоку с имбирём…»
1 часть. Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
- Давайте вспомним, как называется страна в которой мы живем?
- Какие символы вы знаете?
- А ещё в каждой стране есть праздники, которые отмечает вся страна. Какие?
- Совсем скоро, в следующие выходные, мы будем отмечать праздник Мира. Добра и Дружбы народов – 1 Мая. И вот наше сегодняшнее занятие мы посвятим этому празднику. Поговорим о народном творчестве, творчестве русского народа.
- Скажите, а кроме песен, плясок, сказок, что ещё бывает «народное»?
- Посмотрите, что это за чудесный сундучок? Посмотрим?
Сундучок тот не простой,
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Веселые зверюшки.
Вынимаем на показ
И ведем про них рассказ:
1-ый ребенок: Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли.
Кони удалые, гордые, лихие!
2-ой ребенок: Индя, индя, индюшок.
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой
Красный, белый, золотой!
3-ий ребенок: Эта девица краса,
Тугая черная коса,
Щеки алые горят –
Замечательный наряд!
4-ый ребенок: Козоньки рогатые,
Козоньки бодатые,
Ждем вас на дорожке,
Разомните ножки!
2 часть. Беседа-рассказ «Дымковское чудо».
- Вы скажите –ка, откуда
Появилось это чудо? (из Дымково).
- Правильно, из села Дымково. Послушайте, Марьяша расскажет нам о селе и о том, как делали там такие чудесные игрушки.
Марьяна:
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины,
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, палочки и точки…
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
3 часть. Игра «Четвертый лишний».
- Посмотрите на игрушки, которые на экране. Назовите, что вы видите. А теперь подумайте и найдите лишнюю картинку. Почему?
- А ещё что может быть лишнее? Почему?
4 часть. Словесные игры «Расскажи про звук», «Найди звук в слове».
- Расскажите про звук «К», какой он?
- Сейчас мы с вами ещё поиграем в игру «Найди звук в слове».
5 часть. Хоровод «Веснянка».
- Вот какие замечательные игрушки делали из глины в селе Дымково. Ребята, а Дымковские игрушки – это хорошо или плохо?
- Почему это хорошо? А почему плохо?
- Скажите, а сразу дымковские мастера делали вот такие игрушки? (нет, сначала были игрушки-свистульки).
- Да, наделают за зиму мастера игрушки-свистульки, а что потом с ними было? (продавали на ярмарке).
- Правильно, везли на ярмарку. А как еще по другому называлась ярмарка? (свистопляска, т. к. продавали свистульки).
- А что за праздник – ярмарка? Чем там занимался народ? (продавали разные товары, пели, показывали представления, водили хороводы).
- Давайте и мы с вами поводим хоровод «Веснянка».
5 часть «Украсим косынки и фартуки» (дымковские узоры).
- Но на ярмарке, ребята, народ не только веселился. Мастера показывали свое умение. Гончары делали кувшины, дымковские мастера расписывали узорами готовые игрушки.
- Вот и мы с вами сегодня, как мастера, покажем свое умение. Мы украсим костюмы к празднику. На столах прикреплены фартуки и косынки для девочек. Их вы, как настоящие мастера украсите дымковским узором.
- Но сначала давайте вспомним, какими элементами украшали мастера свои игрушки? (круги, точки, горошины, листики, прямая и волнистая линии).
- Хорош, а какие краски использовали художники? (яркие, красные, желтые, зеленые, синие).
- Как можно украсить фартук? (по низу фартука сделать кайму, а в центре крупный узор в виде цветка).
- А косынку? (2 одинаковых маленьких украшения в узеньких уголках, крупный узор в центре, около большого угла).
- теперь каждый из вас выберет себе деталь костюма. Подумайте, как вы будете украшать и приступайте к работе.
- Украшать будете кисточками? (нет, печатками и тычками).
- Посмотрите, какие замечательные получились фартуки и косынки.
- А теперь я хочу попросить вас станцевать в новых костюмах русский народный танец «Кадриль». Девочки наденут фартуки и косынки, а мальчики – фуражки.
Танец «Кадриль».
Итог: Вот мы и побывали с вами сегодня почти, что на ярмарке: пели, плясали и мастерство показали. Молодцы!