План-конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы «Поможем весне»

Светлана Лобанцова
План-конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы «Поможем весне»

Интеграция: познавательное, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Формы организации: решение проблемной ситуации, беседа.

Тема занятия: «Поможем Весне».

Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Задачи:

- Коррекционно – образовательные:

Учить детей образовывать родственные слова;

Учить образовывать качественные прилагательные;

- Коррекционно – развивающие:

Развивать внимание, логическое мышление;

Развивать общую и артикуляционную моторику;

Развивать навыки чтения.

- Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.

Материалы и оборудование:

1. Аудиозапись: звуки весны;

2. Картинки с изображением примет весны;

3. Солнышко с короткими лучиками, занавешенное прозрачной тканью со

снежинками;

4. Картинки с изображением сороки, ёжика, зайчихи;

5. Зеркала (на каждого ребёнка);

6. Массажные шарики су – джок;

7. 4 конверта: с капельками, лужами, листочками и солнышками;

8. «План – карта» с потерянными зайчатами;

9. Подставки с карандашами;

10. Картинки – символы: солнышко, тучка, солнце закрыто тучей.

Предварительная работа: Чтение рассказа Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце», чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу и становятся у доски полукругом. Логопед предлагает прослушать запись (на ноутбуке: запись звуков весны).

Логопед: - Звуки какого времени года вы услышали? (Ответы детей: Мы услышали звуки весны)

- Как вы об этом догадались? (Ответы детей: Мы слышали голоса птиц, капли воды и т. д.)

- А какие ещё приметы весны вы знаете? Начинайте свой ответ со слова: Весной (Дети называют приметы весны, логопед выставляет картинки с изображением примет весны. Картинка с изображением солнца закрыта прозрачной тканью со снежинками).

Логопед: - Какие вы молодцы, сколько много примет вспомнили. Дети, а какая примета весны самая главная? Без этой приметы не наступит весна. Вспомните, пожалуйста, рассказ Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» (Ответы детей)

Логопед: - Конечно, дети, без тёплого солнышка не наступит весна. Посмотрите на

нашу доску – зима не хочет уступить место весне и занавесила солнышко снежной шторой. Его лучики маленькие, они не греют. Как же быть? Надо помочь солнышку растопить снежную штору – увеличить лучики, чтобы они стали длинными. А для этого я предлагаю отправиться в лес. Именно там лежат лучики, которые солнышко сложило осенью. А лесные жители нам помогут. Ну что, согласны отправиться в путь? (Ответы детей)

2. Сообщение темы НОД.

- Сегодня, во время путешествия мы с вами будем:

Закреплять приметы весны;

Развивать внимание, мышление, общую и артикуляционную моторику;

Учиться подбирать семейку слов к слову «вода»,

Учиться подбирать слова, отвечающие на вопрос: какая?;

Продолжать учиться читать;

Продолжать учиться помогать друг другу, работая вместе.

- А теперь: раз, два, три ты налево повернись и в лесу ты очутись.

3. Основная часть НОД.

а) Артикуляционная гимнастика.

Появляется картинка – сорока.

Сорока: - И я пойду с вами, и я пойду с вами.

Логопед: - Подожди, сорока, не трещи. Ребята, для того, чтобы разговаривать также быстро и хорошо как сорока, она предлагает нам вместе с ней выполнить артикуляционную гимнастику.

(Дети подходят к столам, на которых лежат зеркала).

Наступила весна, и в небе засветило солнышко (Открыть рот, облизать губы 3р. В одну сторону, 3р. в другую). От его тепла звонко закапала капель (щёлкать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шёл не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «ку – ку – ку» - куковала кукушка весело на ели (звукоподражание). «Д – д – д» - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) (Повернитесь друг к другу и посмотрите, правильно ли выполняет ваш сосед) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть - 5 раз). Язычок поспешил домой, к маме.

Сорока: - Молодцы, молодцы! Мне понравилось! Куда вы идёте, куда?

Логопед: (Или кто – то из детей) Мы идём выручать солнышко из беды. Ищем его лучики, чтобы они стали длинными и растопили снежную штору.

Сорока: - Я знаю, я знаю! Видела я две длинные золотые ленточки. Хотела себе на праздник повязать – да вам они нужнее.

(Сорока отдаёт детям два лучика – прищепки и улетает, два ребёнка прицепляют прищепки к солнышку).

б) Беседа о весне.

Логопед: - Ребята, сорока так громко трещала, что разбудила маленького, колючего … (дети: ёжика, который спал в норке под ёлкой.

(Появляется картинка ёж)

Ёж: - Разбудила меня сорока. А мне просыпаться надо весной. Разве весна наступила?

Логопед: (обращаясь к детям)

1. После какого времени года наступает Весна?

2. Какие весенние месяцы вы знаете?

3. Названия весенних месяцев спрятались в конверты. Посмотрите, дети на первый конверт и скажите, что на нём изображено?

Дети: На конверте изображены капельки.

Логопед: Что вы видите на втором конверте?

Дети: На втором конверте лужи.

Логопед: На третьем конверте?

Дети: На третьем листочки.

Логопед: Ну и на четвёртом?

Дети: А на четвёртом солнышко.

Логопед: Нужно достать из каждого конверта предметы, которые там изображены и выложить их от большого к маленькому. Если вы выложите правильно, то вы прочитаете слово, которое спряталось в конверт.

(Дети работают в парах: 1 – я пара выкладывает из капелек слово: март;

2 – я пара из луж слово: апрель;

3 – я пара из листочков слово: май;

4 – я пара из солнышек слово: весна).

Логопед: - Дети, прочитайте слова, которые у вас получились. Какое слово лишнее и почему? (Ответы детей)

(Оценка: Как быстро справились с заданием Стёпа и Слава, Даниил и Андрей первыми прочитали слово)

Ёж: - А куда вы идёте?

Дети: - Идём выручать из беды солнышко. Ищем лучики.

Ёж: - Помню я, как осенью солнышко складывало лучики. Пойду, поищу. (Ёж выносит корзинку с шариками су – джок. На дне корзинки – лучики. Два ребёнка прикрепляют лучики к солнцу).

в) Пальчиковая гимнастика с шариком су – джок.

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил – был маленький ёжик.

(Показать шарик в открытой ладони)

Ёж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

(Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком)

Однажды ранним весенним утром захотел ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

(Катать шарик по ладони вперёд – назад)

Долго бежал Ёж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

(Круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шажок, потом второй, третий, четвёртый, пятый – и перебрался на другой берег!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого)

А там поляна – большая, круглая, красивая!

(Круговые движения шариком по ладони)

На поляне видимо – невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать – и – мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка)

Ёжику очень понравилась поляна, он её обошёл, ступил на мостик – один шаг, второй, третий, четвёртый. Пятый … и он на другом берегу!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого)

Быстро побежал Ёж – сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

(Катать шарик по ладони вперёд – назад)

А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном!

(Зажать шарик в ладошке).

(Шарики положить в подставки с карандашами)

г) Физкультминутка.

Логопед: - Чтобы ёжик почувствовал весну, давайте выйдем и поиграем в хороводную игру «Весеннее солнце»

«Весеннее солнце»

Солнце, солнце, выходи Дети взявшись за руки, отходят от

центра круга.

И всю землю освети! Идут по кругу, взявшись за руки.

Чтоб весна скорей настала, Останавливаются и опускают руки вниз.

Чтобы нам теплее стало, Перекрещивают руки на груди и трут плечи.

Чтоб капели звонко пели, Движение кистей рук, имитирующие падение капель.

Чтоб весной ручьи звенели, Волнообразно двигают руками перед грудью

(«ручей»).

Чтоб цветочки распускались, Поднимают руки над головой и опускают

их через стороны вниз, ладонями вверх, до

уровня плеч.

С юга птицы возвращались. Взмахивают руками.

Солнце, солнце, землю грей! Хлопают в ладоши на каждое слово.

Пусть весна придёт быстрей! «Зовут» весну (руками).

д) Образование качественных прилагательных и родственных слов.

Появляется картинка – Зайчиха.

Логопед: - Посмотрите, дети, кто это?

Дети: - Это зайчиха.

Логопед: - Но почему она плачет? Что случилось? Дети, как вы думаете? (Ответы детей: У неё болит лапка, потерялись детки, испугал волк и т. д.)

Логопед: - У мамы – зайчихи потерялись детки. Маленькие зайчата. Мама плачет, потому что с ними может случиться беда? Как вы думаете, что с ними может случиться? (Ответы детей: они будут голодные, их съест волк, они заболеют и т. д.). Давайте поможем маме – зайчихе отыскать зайчат. Подойдите к столам и посмотрите, у вас у каждого лежит карта леса, на которой мама – зайчиха и её детки. Сколько зайчат вы будете искать? (Ответы детей) Возьмите в руки красный карандаш и помогите зайчатам вернуться к маме – проведите их по нужной дорожке.

(Дети выполняют задание)

Логопед: - А теперь поменяйтесь картами со своим соседом и проверьте, правильно ли они показали зайчатам дорогу домой, к маме.

(Дети обмениваются листами и проверяют своих соседей)

Логопед: - Дети, зайчата ещё маленькие, они появились совсем недавно и не знают, какая бывает весна. Давайте им расскажем. Подберите к слову «весна» слова, которые отвечают на вопрос: какая?

Дети: - Ранняя, поздняя, солнечная, долгожданная, тёплая, и т. д.

Логопед: - Когда мама – зайчиха обняла своих зайчат, то увидела, что у них мокрые лапки. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Придумайте к слову «вода» семейку слов: Водичка, водица, водяной, наводнение, водолаз, водохранилище, наводнение и т. д. Какие вы молодцы, а Андрей и Слава придумали больше всех слов. Зайчата когда бегали по лесу играли в прятки и под большой ёлкой они нашли … (четыре лучика). Сколько лучиков нашёл каждый зайчонок?

(Зайчата отдают лучики – прищепки детям и четыре ребёнка прицепляют их к солнышку).

4. Итог НОД:

Логопед: - Посмотрите дети, мы помогли солнышку растопить снежную штору зимы?

Дети: - Да.

Логопед: - Во время нашего путешествия мы справились со всеми заданиями? Что мы делали?

Закрепляли приметы весны;

Развивали внимание, мышление, общую и артикуляционную моторику;

Учились подбирать семейку слов к слову «вода»,

Учились подбирать слова, отвечающие на вопрос: какая?;

Продолжали учиться читать;

Продолжали учиться помогать друг другу, работая вместе.

- А теперь: раз, два, три ты направо повернись и в детском саду ты очутись.

Логопед: - Ребята, у вас на столах лежат картинки. Положите их перед собой.

Теперь подумайте и оцените себя. А затем покажите мне. Если вы сегодня выполнили все задания правильно и без ошибок то поднимите картинку – солнышко, если с чем – то вы не справились, затруднились, то покажите солнышко, которое немного закрыла тучка, ну, а если совсем ни с каким заданием не справились – тучку.

(Дети поднимают символы и объясняют свой выбор).

Публикации по теме:

Организация работы по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Организация работы по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы» Выполнила Данилова Н. А. МБДОУ №64 Воспитатели и специалисты.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей 2 младшей группы «Поможем Курочке» Задачи: – закреплять знания о домашних птицах и их детёнышах; – обогащать и активизировать словарь по теме; -формировать интерес к окружающему.

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные: • Расширять.

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Книга в гостях у детей»Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Книга в гостях у детей» Цель: расширять знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении). Доставить радость, моральное удовлетворение от общения с.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «По следам осени» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе «Как купить автомобиль?» Коррекционно-образовательные цели: Обогащать и активизировать словарь по теме «транспорт»; Ввести в активный словарь детей слова: автосалон,.

Конспект занятия по развитию речи детей логопедической подготовительной группы «Поможем домовенку Кузеньке»Конспект занятия по развитию речи детей логопедической подготовительной группы «Поможем домовенку Кузеньке» Тема: «Поможем домовенку Кузеньке» Цель: Закрепить знания детей о понятии «Посуда» и классифицировать посуду в зависимости от назначения.

НООД по речевому развитию детей подготовительной к школе группы «Рассматривание картины И. Шишкина «На севере диком» Программное содержание. Совершенствовать словесно - логическое мышление у детей; развивать объяснительную и доказательную речь. Формировать.

План-конспект НОД по речевому развитию «Дикие животные зимой» для детей подготовительной группыПлан-конспект НОД по речевому развитию «Дикие животные зимой» для детей подготовительной группы (для детей подготовительной группы компенсирующей направленности) Цель: расширение и активизация словаря и познавательных представлений.

План НОД по речевому развитию «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок» для детей средней группы муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 269» городского округа Самара.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
План-конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы «Поможем весне»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 17:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...
Экскурсия в мини музей «Русская горница» в средней группе
Цель: познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, самовар, рубель; обогащать словарь пословицами, загадками,...
Развлечение «Веселые летние старты».
Цель: Развивать дружеские отношения в совместной деятельности. Воспитывать любовь к природе. Ход: Ребята, вы любите лето? А летние старты? Тогда делимся на...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Березка».
Цель: Развитие творческих способностей. Задачи: Закрепить знания детей о березе, ее внешнем виде. Развивать словарь через литературное...
ОО «Познавательное развитие» Перспективный план по познавательному развитию в средней...
Сентябрь [/ i] 1. 09-8. 09. 2017 Тема недели: «День знаний» «Детский сад» Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых...