Гулько Виктория
План-конспект по коррекции отсутствия звука [Л] на [У]
▼ Скачать + Заказать документы
I Подготовительный этап
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Развитие мелкой моторики: разрезные картинки, мозаики, пазлы.
Развитие фонематического слуха: Игра «Какое слово лишнее?» (воспитатель говорит два слова, начинающихся на звук [л] и одно на другой звук. Задача ребенка найти слово, которое начинается на другой звук. Примерный ряд: лук-лак-мох.) Игра «Прыгни-хлопни» воспитатель говорит слова. Если в слове (в любой позиции) есть звук [л], то ребенок хлопает в ладоши. Если звука [л] в слове нет, ребенок прыгает.
Публикация «План-конспект по коррекции отсутствия звука [Л] на [У]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Артикуляционная гимнастика: качели, лашадка, маляр, вкусное варенье, барабанщик.
Развитие речевого дыхания: «Охотник идет по болоту», «Задуй свечу», «Горячий чай».
II Постановка звука.
Цель – добиться правильного звучания изолированного звука.
Способ постановки – смешанный.
Воспитатель предлагает поиграть в самолетики. Слегка прикусить язык зубами и пропеть звук [ы]. Когда ребенок услышит, что у него получился звук [л], ему предлагают убрать кончик языка за верхние резцы и повторить звук летящего самолета. Если у ребенка не получается, взрослый с помощью зонда удерживает кончик языка за верхними зубами. Просит повторить звук [л].
III Автоматизация
Цель - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Прямой слог: ла-ла-ла Ло-ло-ло Лы- лы-лы Лэ-лэ-лэ Лу-лу-лу
Обратный слог:
Ал-ал-ал – Ол-ол-ол – Ыл-ыл-ыл – Эл-эл-эл – Ял-ял-ял – Юл-юл-юл – Ел-ел-ел – Ёл-ёл-ёл – Ил-ил-ил – Ул-ул-ул
Ала-ала-ала – Оло-оло-оло – Ылы-ылы-ылы – Элэ-элэ-элэ – Улу-улу-улу
Слог со стечением согласных:
Лма-лпо-лмы-лмэ-лму.
Слова
лаг, лад, лаз, лай, лак, лог, лов, лом,лот, лоб, лук, луч, луг, лава, лада, лама, лань, лапа, лоза, лото, лоск, лось, ложа, ложь, лыжи, лыко, луна, лупа, лужа, лаванда, лавка, лагуна, ладонь, ладить, лазейка, лайка, лаять, лакать, ласка, ласковый, лампа, лампа, ландыш, лапоть, лапочка, лапта, лапша, ластик, летать, латать, ловушка, логопед, ломать, лопух, лосенок, лосиха, лосось, лоток, лошадка, ловля, ловкий, лоджия, лодочка, лодочник, ложка, ложь, ложный, локон, локоть, ломкий, лопасть, лопнуть, лотос, лошадь, лобзик, лукавый, луковица, лукошко, лунтик, лунка, лунный, луноход, лучок, лубяной, лужайка, лужок, луковый, луговой, лыжник, лысина, лысый
Зал, дал, бал, мал, дал, бокал, вокал, завал, финал, идеал, канал, капитал, накал, овал, оскал, пенал, подвал, копал, читал, спал, вставал, писал, кушал, сажал, кусал, шагал, ждал, скучал, стучал, снимал, катал, богомол, ствол, футбол, гол, стол, кол, укол, холл, чехол, буйвол, сокол, дятел, мел, удел, ангел, пепел, факел, мыл, тыл, выл, ныл, мял, таял, веял, снял, сеял, стул, отгул, мускул, титул, чихнул, зевнул, уснул, козёл, котёл, осёл, шил, пил, ходил, готовил, катил, шил, бил, откусил, заводил, коптил, учил, сбил
Калач, шоколад, голова, мыло, пила, дела, одеяло, золотить, золото, набело, наволочка, наладить, наловить, наломать, молодцы, колодцы, целлофан, целовать, салат, салатник, халат, водолаз, шалость, шоколад, милашка, палата, возила, ходила, читала, писала, думала, дула, холод, залог, змеелов, наколоть, налог, наломать, чулок, холодный, колодец, антилопа, баллон, белок, болонка, болото, вилок, Володя, галоп, калоши, колода, колонка, кулон, мелодия, пилот, поломка, потолок, салон, село, солома, солонка, столовая, талон, уголок, уклон, эталон, гулубь, голубика, золушка, шалун, белуга, валун, голубка, желудок, поцелуй, тулуп, голубцы, желудь, палуба, шелуха, столы, полы, малыш, колышет, балы, залы, булыжник, вилы, голы, полынь, улыбка, каникулы, каналы, обвалы, пеналы, вокзалы, бокалы, пилы, пчелы, силы, шакалы, шпалы, алый, белый, милый, целый, смелый, вялый, веселый, смелый, унылый.
Фразы
Голубой бокал, голубой колокольчик, голубая тарелка, голубое облако, голубое платье, желтая календула, желтая луна, желтое солнышко, желтое одеяло, желтый подсолнух, желтый колосок
Предложения
Павел пил молоко. Кот лакал молоко, Мила опрокинула стул, Мила надела халат. Лада долго спала. Слава сколотил стул. Михаил напоил лошадь. Володя сел за стол. Около стола стул. Клава посадила ландыш. Слава сделал плот. Гладиолусы выросли около лавки. Клубок закатился под стул. Михаил сел в кресло.
Чистоговорки
ла-ла-ла, ла-ла-ла не заметили стекла
Ла-ла-ла, ла-ла-ла нет в окне стекла
Лы-лы-лы, лы-лы-лы забивали мы голы
лу-лу-лу, лу-лу-лу мы не били по стеклу
Ло-ло-ло, ло-ло-ло платье мне мало
Стихотворения
По глади оконной стекла
тяжёлая капля стекла.
Капля упала на синий цветок
и открыла один лепесток.
И. Беляков.
***
Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало всё село
— белым-бело, белым-бело!
В. Лифшиц
* * *
Убежало, убежало,
убежало молоко.
я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!
Р. Фархади.
* * *
Посадил дед лук,
отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
оборвал луку чуб.
Удивительная штука:
слёзы капают — у внука!
* * *
Вот иголки и булавки
выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
молока они хотят.
***
Белый цвет.
Белый снег, белый мел.
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
И. Токмакова.
***
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала - надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка-
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…
Вот как мама угодила-
В садик дочку нарядила!
Вот какая мама-
Золотая прямо!
IV Дифференциация звуков
Цель - учить различать заменяемые звуки и правильно употреблять их в собственный речи.
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель говорит слово без последнего звука. Задача ребенка сказать слово со звуком [л] сто. сту. за. и др.
Игра «Улитка»
В гости к ребенку пришли две улитки. Одна любит все, что со звуком [л], другая со звуком [у]. Перед ребенком карточки с картинками. Ребенок выкладывает на домик одной улитки лак, ландыш (и др). На другую утку, утюг (и др).