Папки-передвижки

План-конспект родительского собрания в 4 классе «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей»

Ирина Золотенкова
План-конспект родительского собрания в 4 классе «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей»

Цель: оказать помощь родителям и формирования их заинтересованности в активизации речи детей посредством разных приемов: вопросов, рассказов, речевых игр, пересказов.

Форма проведения: круглый стол с элементами ситуативного практикума.

Оформление и оборудование: бумажные самолетики, бумажные лепестки (для подсолнуха, фломастеры, ручки, листы бумаги, цветные эмблемы.

План проведения :

1. Приветствие гостей родительского собрания

Публикация «План-конспект родительского собрания в 4 классе „Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей“» размещена в разделах

2. Упражнение «Кокон»

3. Выступление учителя по теме: «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей»

4. Обсуждение проблемных ситуаций

5. Игры для развития речи

6. Упражнение «Подсолнух»

7. Упражнение «Желаю вам»

8. Подведение итогов

Ход собрания

1. Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что вы пришли сегодня на наше родительское собрание, чтобы поговорить о вопросах развития речевых навыков ребенка.

2. Предлагаю Вам ознакомиться с ситуацией, которая происходит во многих семьях. Упражнение «Кокон»

Вы приходите домой и ребенок хочет с вами поделиться о прошедшем дне. Вы говорите - не сейчас (Завязывается рот). Ребенок хочет вам помочь, вы отказываетесь (Завязываются руки). Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Вы ругаете его за топот (Завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять его ругаете (Завязываются уши). Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор. Вы заходите и говорите, что уже пора спать (Завязываются глаза).

Анализ: Посмотрите, на что похож ребенок - на «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ваш малыш развивается? Как часто вы говорите слово «Нет» своему ребенку?

3. Выступление учителя по теме: «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей».

Что такое речь?

Из толкового словаря: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Речь - основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

• способность говорить;

• способность понимать сказанное.

У вашего ребёнка бедная речь. Что это значит?

Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что ребёнок не может не только красиво, но и понятно изложить свои мысли. Иногда даже родители не в состоянии понять своего малыша, когда тот пытается пересказать только что просмотренный фильм или поведать о том, что с ним приключилось во время прогулки.

Как вы думаете, к чему может привести бедность речи?

Бедность речи может стать причиной неудовлетворительных отметок за пересказы, изложения, сочинения, а также негативного отношения ребёнка к чтению в частности (ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысла произведения в целом) и к учёбе вообще. Выполнить правильно задание (будь то математика, русский язык или любой другой предмет) ребёнок может только в том случае, если грамотно прочтёт и правильно поймёт содержание. Ведь часто дети не выполняют задание не потому, что не знают, а потому, что не понимают его формулировку.

Обязательным условием развития речи школьника является чтение художественной литературы.

Известно, что навык чтения, формируемый в начальной школе, является фундаментом всего последующего образования. Чтение, прежде всего, включает в себя как минимум два компонента: техника чтения и навык чтения.

Техника чтения – это количественная характеристика, способ чтения (буквенный, звуковой, слоговой, предложениями, абзацами и т. д.)

Навык чтения это качественная характеристика, включающая в себя:

- правильность,

- беглость,

- осознанность,

- выразительность.

Здесь особенно важно понимание текста и извлечение его смысла, содержания.

Опираясь на Программу начального общего образования, которая предусматривает постепенное усовершенствование навыка чтения от класса к классу, на каждом этапе оценивается его сформированность по таким показателям, как объём прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др.

Диаграмма роста объема прочитанного с 1 по 3 класс.

Какие необходимы направления для совершенствования навыков чтения?

Внедрение контрольно-измерительных материалов:

- контрольные задания по проверке навыка чтения;

- контроль уровня техники чтения (результат заносится в таблицу, которая включает в себя не только количественные показатели, но и качественные, а по результатам проверки намечаются пути устранения недостатков);

- дневники контроля за домашним чтением

(заводятся такие дневники, в которых фиксируется контроль за ежедневным 15-ти минутным чтением вслух, а также записываются название произведений прочитанных ребенком вне школьной программы)

4. Обсуждение проблемных ситуаций

Задание: Обсуждение проблемных ситуаций. Каждая мини-группа получает по одной ситуации (время выполнения 6-7 минут) :

1. Ребенок говорит неправду. Ваши действия.

2. Вы прочитали ребенку сказку? Ваши действия.

3. Ваш ребенок принес из школы нецензурное слово. Ваши

действия.

4. Ребенок просит прочитать новую книжку, вам некогда. Ваши действия.

5. Развитию речи помогают и некоторые игры.

Игра «Целое животное». Можно играть в компании 3—4 человек. Ведущий даё т задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по одному предложению:

— У белочки рыжая шубка и пушистый хвост.

— Она маленькая и юркая.

— Белка умеет быстро прыгать с одного дерева на другое.

— Это животное обитает в лесу.

— Белочка любит грызть орешки.

Проигрывает тот, кто не придумает следующее предложение. В конце игры можно предложить одному из её участников описать белку или дать задание всем — нарисовать это животное.

Игра в слова. Участники по очереди называют слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Можно играть, называя слова на определённую тему, например на

фруктовую: груша — абрикос — слива — айва — апельсин — нектарин.

Игра «Балда» чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим при письме в слове буквы. Один участник загадывает слово, указывая, из какой оно области (транспорт, цветы, деревья, и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется чёрточками. Например, слово клё н будет выглядеть так: к - - н. Другой называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встаёт на своё место, а неверно названная — превращается в буквы слова балда. Игра прекращается, когда слово угадано, а также в том случае, если составлено слово балда.

6. Упражнение «Подсолнух».

Задание: Написать на желтых лепестках пожелания своему ребенку, учителю.

«Лепестки» собираются в один большой подсолнух и выставляется в классе. Зачитываются детям.

7. Упражнение «Желаю Вам».

Задание: На крыльях самолета написать пожелание и пустить их друг- другу.

8. Подведение итогов.

Уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу. Совместный поиск ответов на вопросы привел нас к убеждению, какое значение имеют речевые навыки в формировании личности ребенка.

Именно в начальной школе формируются предпосылки успешного обучения ребёнка на последующих ступенях развития. На первоначальном этапе обучения ребёнок должен овладеть основными способами общения, научиться не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Вывод:

Чем больше ребёнок читает, тем богаче его словарный запас, тем более развита его речь.

Чтобы узнать и запомнить низкочастотные слова, ребёнку нужно лишь повседневное общение с вами. Например, гуляя по лесу, он с помощью ваших объяснений быстро поймёт, что такое крона дерева, ясное небо, золотая осень и т. д.

Не оставляйте решение этой проблемы учителю. Начните сами занятия с ребёнком по развитию речи.

Если ребёнок читает ещё плохо, читайте ему сами, контролируя, чтобы он водил пальцем по строчкам, следя за вашим чтением. При этом обращайте внимание на трудные, непонятные слова и выражения, объясняйте их смысл.

Желаю Вам счастья в Ваших семьях. Большое спасибо за работу. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Адаптация учащихся» Конспект родительского собрания для родителей 5-тикласников, воспитанников суворовского училища на тему: «Адаптация учащихся вновь поступивших.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Конспект родительского собрания по правовой защите детей «Любить и беречь»Конспект родительского собрания по правовой защите детей «Любить и беречь» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами, призванными защищать права детей.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Конспект родительского собрания «Учим детей любить и беречь свой город»Конспект родительского собрания «Учим детей любить и беречь свой город» Конспект родительского собранияТема: «Учим детей любить и беречь свой город»Цель: подвести родителей к пониманию того, что детей необходимо.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

«Как живет луг. Значение лугов для человека». План урока по окружающему миру в 4 классе План конспект урока Предмет: окружающий мир Класс: 4 УМК «Гармония» Тема: «Как живет луг. Значение лугов для человека» Тип урока: усвоение.

Сценарий итогового родительского собрания в 5 классе Сценарий итогового родительского собрания в 5-а классе Цель: укрепить дружбу между школой и семьей, показать родителям достижения детей.

«Новогодний КВН». Сценарий родительского собрания в 6 классе Родительское собрание 6-Б классе СШ №4. Проводит: классный руководитель – Седнева Татьяна Васильевна Дата проведения: 11.01.2019 Место проведения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект родительского собрания в 4 классе «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей»
Опубликовано: 23 декабря 2020 в 09:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД