План-конспект сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной группы «Готовимся к школе»

Смирнова Наталья Александровна
План-конспект сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной группы «Готовимся к школе»

План-конспект

сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной группы

«Готовимся к школе»

Актуальность: в силу того, что в нашем детском саду одной из задач на 2020-2021 год является «обогащение и развитие социального и игрового опыта дошкольников посредством организации сюжетной игровой деятельности», мною была проведена сюжетно-ролевая игра в форме открытого занятия. Для проведения открытого занятия выбрана была следующая тема – «Готовимся к школе», так как данное занятие является актуальным для подготовительной группы и запланировано планом работы и программой.

Цель: развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно сучебной деятельностью.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг к другу, к взрослым.

2. Углублять интерес и положительный интерес к школе.

3. Поддерживать интерес к решению задач, используя разные способы.

4. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительноевосприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение.

5. Учить детей контролировать свою деятельность, выполнять поставленныеперед ним учебные задачи. Воспитывать усидчивость и старание.

6. Развивать диалогическую речь, культуру общения.

7. Продолжать обучать умениям ролевого взаимодействия (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).

8. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям

9. Развитие речи детей на основе углубления знаний о школе. Обогащать словарный запас детей через игру. Активизировать словарь: пенал, тетрадь, линейка, школьные принадлежности, перемена, звонок, класс, директор. Продолжать развивать грамматический строй речи. Развивать словесно – логическое мышление.

Условия проведения. Для проведения занятий нам понадобится зал, который можно условно разделить на 4 зоны: 1. Круг из стульчиков для проведения бесед. 2. Ковровое покрытие для зоны релаксации. 3. Зона с партами для продуктивной деятельности. 4. Зона для подвижных игр.

Целевая аудитория: дети от 6 до 7 лет.

Время проведения: 30 мин.

Оснащение: музыкальное сопровождение (релаксация); наглядность (картинки о школе, цифры); карандаши цветные, мелки, магнитная доска, раздаточный материал (Приложение № 1, указка, игрушка – ёжик для пальчикового театра, колокольчик (для звонка, портфель, школьные принадлежности в портфеле (в тексте, линейки, тетради в клетку, журнал, касса букв, ластики, прописи, пенал, палочки счётные, мел, предметные картинки, набор слогов, букварь, математика, вывеска «Буфет», костюм буфетчицы, набор посуды, угощенья для сюрпризного момента.

Методы и приё мы: загадки, художественное слово, разбор ситуаций; дидактические, интеллектуальные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры. Упражнения развитие восприятия, внимания, воображения, речи, эмоциональной сферы. Приведение собственных примеров (актуализация жизненного опыта воспитанников).Приветствие всех участников. Музыкальный настрой, релаксация. Беседа по картинкам, с проблемными вопросами. Разбор ситуаций. Определение темы и целей занятия детьми по нескольким наводящим вопросам. Работа с понятиями, использование наглядности. Выведение правил, подведение итогов, рефлексия.

Роли и ролевые действия:

Учитель:ведёт урок, заполняет журнал, вызывает к доске, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики:сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.

Директор:даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам, посещает уроки, собирает учителей на педсовет.

Ход игры

1. Ритуал приветствия. Дети заходят и становятся в круг. Педагог-психолог приглашает всех отправиться в путешествие в будущее «В школу».

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг!

Лишь коснешься ты Земли,

Быть, по-нашему, вели!

Хотим оказаться в школе и быть первоклашками!

2. Вводная часть. Беседа о профессиях. Распределение ролей. Садимся в круг на стульчики и беседуем. Разбираем ситуации.

Педагог-психолог: «А вы знаете, чем детский сад отличается от школы? Я буду называть, что есть в детском саду, а вы будете называть, что есть вместо этого в школе». Педагог-психолог показывает картинки.

Примеры:

Детский сад – школа;

Заведующий – директор;

Воспитатель – учитель;

Группы – классы;

Столы – парты;

Занятия – уроки;

Игрушки – портфель;

Спят – не спят;

Играют – учатся;

Нет звонка – есть звонок;

Не ставят оценки – ставят оценки;

Педагог-психолог: «Ребята, а вы хотите пойти в школу

Дети: «Да!»

Воспитатель: «А для чего в школе используют звонок

Дети: «Для начала и конца урока».

Педагог-психолог: «Дети, назовите профессии людей, которые работают в школе?» Примерные ответы (учитель, повар или буфетчица, директор, завуч).

Педагог-психолог: «Профессий у работников школы много, выберем подходящую для каждого. Я тоже буду играть с вами, и у меня будет роль директора, так как не бывает школы без директора. Я буду отвечать за работу всей школы».

Педагог-психолог: «Ребята, для начала игры давайте проговорим, что делает учитель?»

Дети: «Учитель учит детей читать, писать, считать, даёт им много нового и интересного».

Педагог-психолог: «Каким должен быть учитель?»

Дети: «Добрым, умным, вежливым, требовательным, много знать, терпеливым».

Педагог-психолог: «Мы ведь с вами забыли сказать, а какими должны быть ученики?»

Дети: «Послушными, на уроке поднимать руку, нельзя выкрикивать на уроке, должны внимательно слушать учителя».

Педагог-психолог: «Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он?»

Дети: «Добрый, наблюдательный, разговаривает по телефону, заглядывает в класс».

Педагог-психолог: «Сколько у нас сегодня будет уроков?Давайте распределим, кто кем будет, какие роли вы выберете».

Дети: «Три урока».

Педагог-психолог: «Какие?»

Дети: «Математика, грамота и физкультура».

Педагог-психолог: «Кто желает быть учителем математики. Хорошо, будет Диана. Все согласны?

Полина изъявляет желание быть учителем грамоты. Надя хочет быть учителем физкультуры. В каждой школе имеется столовая, и Алисапожелала быть поваром, чтобы кормить нас на перемене. В школе, и в столовой всегда есть дежурные. Кто хочет быть дежурным? Женя очень ответственный и любит порядок, поэтому хочет быть дежурным. Хорошо. Все согласны? Роль технички мы доверим Алёне Валериевне, потому что она очень ответственная. Она будет давать звонки на уроки и на перемены». Звенит звонок.

3. Отгадываем загадки «Школьные принадлежности». Педагог-психолог приглашает ребят занять свои места. И рассказывает историю. «Шла я утром в школу дети и увидела на траве лежит портфель. Я подошла к портфелю поближе, а оттуда голос мне и говорит: «Посмотрите на меня внимательно, я не ваш?» Я ему: «Нет, у меня такого никогда не было, но у меня есть друзья-дети из моей подготовительной группы. Они такие добрые, отзывчивые, умные и сообразительные, возможно ты пригодишься кому-то из них. Вот мы вместе с портфелем пришли к вам. Ребята, поможем портфелю?»

Дети: «Да!»

Педагог-психолог: «А хотите узнать, что находиться внутри портфеля?Ой, ребята, посмотрите, какой у нас с вами чудесный гость».

Из портфеля выглядывает ёжик.

Ё жик: «Ребята, поможете мне собраться в школу

Педагог-психолог с детьми: «Конечно, мы поможем тебе, ёжик!»

На уроках каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки. После того, как дети отгадали загадку, отгадки-предметы появляются на столе и ёжик кладёт их в портфель.

Говорит она беззвучно,

Не понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней (учебник)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая,

Сделать ровную черту,

Всем я помогаю (линейка)

Как ему работу дашь,

Зря трудился карандаш (ластик)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это? (карандаш)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, ластик, скрепки, кнопки,

Что угодно для души (пенал)

Педагог-психолог: «Какими словами можно объединить все эти предметы?»

Дети: «Школьные принадлежности».

Ё жик: «Я убедился, что вы действительно умные, добрые, сообразительные и отзывчивые дети. Много знаете о школе, мне с вами интересно и я с удовольствием понаблюдаю за тем, как вы будете играть».

Педагог-психолог: «Ребята, посмотрите, какая красочная книжка просится в наш портфель. Как вы думаете, что эта за книжка? А как вы догадались? Правильно, это математика. По этой книге вы будете учиться в школе. С какого класса начинают учиться в школе? Хотите учиться в первом классе? Давайте представим себя в школе, как будто мы уже первоклассники».

4. Художественное слово. Выступает Полина.

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нём.

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе многое узнаем :

О своём любимом крае,

О горах и океанах,

О материках и странах;

И куда впадают реки,

И какими были греки,

И какие есть моря,

И как вертится Земля.

В школе мастерские есть…

Интересных дел не счесть!

И звонок весёлый.

Вот что значит «школа»!

5. Игра «Урок математики». Педагог-психолог: «Вот мы и в школе! Дети, проходите в класс. Ребята проходят и садятся за парты».

Учитель Диана входит в класс, здоровается и начинает урок математики. Директор просит разрешения присутствовать на уроке. Учитель: «Я ваш учитель математики. Зовут меня Диана Витальевна. На уроке математики дети решают задачи, примеры и записывают их в тетради, задают вопросы и отвечают на вопросы учителя. Тема нашего занятия «Цифра пять»».

Учитель: «Я знаю, что вы уже умеете считать до 10 и обратно. Работаем всем классом, считаем до 10 в прямом порядке (прямой счет, и в обратном от 10 до 0 (обратный счет). Дети выполняют разминку.

6. Дидактическая игра. Ё жик раздает листы с заданиями из приложения: На листе изображены буквы и цифры 5. Нужно обвести простымкарандашом цифру 5 в кружок.

Учитель: «Ребята, давайте поможем ёжику найти цифру 5. Полина, что ты будешь делать? (повторяет задание учителя)». Дети выполняют задание.

Учитель: «Ёжик очень рад, что вы справились и с этим заданием. А сейчас, нам надо найти воздушного змея, у которого 5 бантиков и написать цифру пять по контуру».

Ё жик: «Молодцы, ребята, всё вы знаете и я научусь вместе с вами».

Звенит звонок. Урок закончен. Перемена.

7. Пальчиковая гимнастика и минутка здоровья. Педагог-психолог: «Ваши руки трудились, пальчики устали, давайте сделаем пальчиковую гимнастику вместе с ёжиком».

Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали,

а сейчас мы отдохнём

и опять писать начнём!

Ветер дует нам в лицо,

закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

8. Звенит звонок. Художественное слово. Игра «Урок грамоты». Педагог-психолог: «Ребята, посмотрите, какая красочная книжка просится в наш портфель. Как вы думаете, что эта за книжка? А как вы догадались? Правильно, это букварь. По этой книге вы будете учиться в школе. Сейчас начинается урок грамоты».Звенит звонок. Учитель Полина Михайловна заходит в класс и здоровается, говорит о том,что она учитель грамоты.

А затем, просит поднять руку того, кто выучил стихотворение. Тянет руку Асан и рассказывает стихотворение.

Затем тянет руку Женя и тоже рассказывает стихотворение.

Скоро в школу я пойду,

Новых там друзей найду.

Много знаний получу.

Я уже туда хочу!

В школе буду я учиться.

Обещаю не лениться,

Примеры трудные решать,

Да книжки толстые читать.

Учитель хвалит мальчикови объявляет об окончании урока. Урок заканчивается по звонку.

Ё жик: «Ребята, какие вы молодцы! Я столько нового узнаю о школе».

Педагог-психолог: «Да, ёжик и сейчас мы с ребятами покажем тебе ещё один урок физкультуры. Ребята, а сейчас после небольшой перемены у нас с вами будет урок физкультуры». Звенит звонок.

9. Физминутка «Урок физкультуры». Становимся в круг. Учитель Надежда Евгеньевна показывает нам в кругу упражнения. Мы повторяем все вместе.

Утром в школу мы идем – раз – два, раз – два.

На урок зовет звонок: раз – два, раз – два.

Учитель спросит – надо встать;

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

Только руку подними.

Учитель дает задание: «Дотроньтесь правой рукой до левого уха, а левой рукой до носа. Хлопните и поменяйте положение рук». Хвалит ребят.

Звенит звонок.

10. Сюжетно-ролевая игра «Буфет-столовая». Педагог-психолог: «Уроки закончены. Спасибо вам, за такое хорошее прилежание на уроке. Мне пора идти на совещание». Директор уходит (переодевается).

Педагог-психолог: «Ребята, сейчас большая перемена. Кушать хотите? Тогда идем все вместе в буфет. И ёжик с нами посмотрит, как дети себя должны вести в буфете или столовой школы». Все идут в «буфет». Дети встают в очередь ведут диалог с буфетчицей.

Буфетчица Алиса:

Просим вас: зайдите в наш буфет!

Мы приготовим вам обед!

Такой обед вы не едали сроду

В любое время года, в непогоду.

11. Сюрпризный момент. Дети получают угощение (конфеты, либо печенья) в буфете.

Сидя за столом, проговариваем правила поведения за столом. Женя в роли дежурного помогает буфетчице убрать со стола.

12. Игра «Как вести себя за столом».

Цель: закрепить знания о том, как следует себя вести за столом.

Ход: Педагог-психолог: «Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем. Если прозвучит фраза, говорящая о правильном красивом поведении за столом – проговаривайте хором «Ура!», если нет – «Фу!».

- Пошире расставляй локти, чтобы занять побольше места за столом.

- Не жди, а требуй, чтобы немедленно дали, что тебе нравится, а то все съедят и тебе не достанется.

- Следи за чистотой своих рук. Вовремя вытирай их о скатерть, а можешь – о платье, лучше чужое.

- Тихо и вежливо проси соседей по столу передавать то, что тебе хочется съесть.

- Погромче чавкай и причмокивай. Посильнее дуй на ложку с супом, чтобы быстрее остывал.

- Клади руки на колени, локтями не задевай соседей по столу.

- Поскорее наполни свою тарелку до краев самым вкусненьким, при этом добирайся до блюд и не волнуйся, если вокруг тебя все опрокидывается, проливается и бьется.

- Ешь не спеша и бесшумно. Не стучи приборами.

- Колоти ложкой по дну тарелки. Тыкай вилкой котлету. Набирай в рот побольше еды.

- Ешь и разговаривай одновременно, а то не успеешь поесть и поговорить.

Затем обсуждаем поведение за столом. Как мы себя ведем. Дежурный дежурит.

Звенит звонок. Педагог-психолог: «Вот и закончились сегодня уроки в школе. Давайте подведём итоги нашей сегодняшней игры».

13. Художественное слово. Подводим итоги всей игры «Правила в школе». Рефлексия.

1. Правило. Педагог-психолог: «В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу».

Полина:

«В школе «здравствуй» говорят

И с улыбкой дарят взгляд!»

2. Правило. Педагог-психолог: «До звонка на урок надо подготовить всё необходимое. А когда прозвенит звонок, каждый ждёт приглашения учителя около своей парты».

Асан:

«До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя, стоят!»

3. Правило. Педагог-психолог: «Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя, обращаются к нему, подняв руку. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом».

Надя:

«Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Если хочешь отвечать

Или важное сказать.

4. Правило. Педагог-психолог: «Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать».

Женя:

«На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Но ответит только тот,

Кого учитель назовёт».

5. Правило. Педагог-психолог: «Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все могли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

Алиса:

«Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать :

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку всё,

Чтоб училось нам легко!»

6. Диана:

В первом классе всё в порядке.

Ручки, книжки и тетрадки –

Всё на месте у ребят,

У вчерашних дошколят.

Все шагают очень смело,

Скоро примутся за дело.

14. Оценка игры.

Педагог-психолог: «Ребята, игра закончена. Давайте вспомним, чем же интересным мы с вами сегодня занимались? В какую игру мы играли? Понравилось ли вам играть? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи?» Ответы детей.

Педагог-психолог: «Асан и Слава были очень прилежными учениками – подготовили стихотворение и выучили дома. Диана была очень хорошим учителем математики, а Полина учителем грамоты. Надя была отличным учителем физкультуры. Все ученики на уроках очень старались и выполнили всё верно. Наш повар Алиса очень постаралась и приготовила нам вкусный завтрак. Женя был очень хорошим дежурным. Следил за дисциплиной. Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам за игру!»

Ёжик говорит, что игра ему тоже очень понравилась, и хотелось бы еще как-нибудь поиграть в эту игру. Благодарит за то, что ребята ему помогли собрать школьный портфель и показали, что значит быть школьником!

Ё жик: «Я в вас не ошибся, вы действительно добрые, отзывчивые, умные и сообразительные ребята. Думаю, в школе вы будете учиться только на 4 и 5. Ребята, вам понравилось играть в школу? А мне с вами так интересно, что я хочу пожить у вас в детском саду. В следующий раз ещё поиграем в мою любимую игру. Согласны? А я постараюсь придумать для вас ещё что – нибудь интересное».

16. Ритуал «прощания».

По окончании путешествия повторяем ритуал:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг!

Лишь коснешься ты Земли,

Быть, по-нашему, вели!

Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе.

Педагог-психолог: «Всем спасибо. До свидания!

Источники:

1. Интернет-ресурс (картинки, музыкальное сопровождение).

2. Панфилова М. А. Школа : Сказки для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. (Детям о самом важном.)

3. Развиваем восприятие 3+. Серия «Умные карточки». Игра развивающая и обучающая для детей от 3 лет. ООО «Издательство «Айрис-пресс», 2016. Сделано в России. Изготовлено 01. 2016.

Приложение 1

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Комплексно-тематическое планирование сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе Комплексно-тематическое планирование сюжетно-ролевой игры. Месяц: Сентябрь Неделя: 1-ая Название игры: «Детский сад» Цели и задачи: Расширять.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» в подготовительной к школе группе Конспект сюжетно-ролевой игры " Продукты" в подготовительной к школе группе Цель: формирование социального опыта детей посредством сюжетно.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу» для детей старшей группыКонспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу» для детей старшей группы онспект сюжетно – ролевой игры «Пожар в лесу». Задачи: закрепить с детьми знания об особенностях профессии пожарного; правила пожарной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной группы «Готовимся к школе»
Опубликовано: 29 января 2023 в 00:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 марта. День бумажного кораблика на МААМ

Особенное место в древнем искусстве складывания фигурок из бумаги (оригами) занимает умение складывать бумажные кораблики (курафуто). Когда же ещё увлекаться таким творчеством, если не весной, когда...

27 марта. Всемирный день театра

 Ежегодно 27 марта во всем мире празднуется День театра. Свой профессиональный праздник отмечают любители театра и те, кто работает в театре, от актеров и режиссеров до работников сцены, — все, благодаря...


Горячие темочки