Лучший педагог года

План-конспект урока русского языка «Подлежащее» в 8 классе

МАРИНА ШАТАЛОВА
План-конспект урока русского языка «Подлежащее» в 8 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к плану-конспекту урока

по русскому языку

по теме: «Подлежащее»

Данный урок русского языка относится к гуманитарному направлению. Тема урока «Подлежащее». Работа в 8 классе ведется по учебнику С. Г. Бархударов и др., в соответствии с авторской программой М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского.

Публикация «План-конспект урока русского языка „Подлежащее“ в 8 классе» размещена в разделах

На реализацию данного курса отводится 102 часа (3ч. в неделю, раздел «Двусоставные предложения». Тема «Подлежащее» первая в разделе.

Данный урок соответствует типу : урок изучения нового - традиционный (комбинированный)

Использовались следующие этапы:

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

- орфографический диктант;

- подготовка к экзамену.

3. Формулирование темы и цели урока.

4. Работа с материалом учебника.

5. Первичное закрепление.

6. Закрепление материала на практике:

- выполнение упражнения;

- тест.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Тема урока : «Подлежащее».

Тип урока : урок изучения нового - традиционный (комбинированный)

Форма урока : учебный и трудовой практикум

Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология, ИКТ

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, карточки с тестами.

Цель урока :

Помочь учащимся обобщить сведения о подлежащем, известные им из курса 5-7 классов; продолжить формировать умение выделять подлежащее, определять способы его выражения; создание условий для расширения и углубления представления о подлежащем как главном члене предложения.

Задачи урока :

1. Актуализировать знания по теме «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании»

2. Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.

3. Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.

1. Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствую обучающихся, проверяю внешний вид, организацию рабочих мест, фиксирую отсутствующих.

2. Актуализация знаний.

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Слово учителя: На прошлом уроке мы проходили тему : «Виды подчинительной связи в словосочетаниях.

- Какими способами могут быть связаны слова в словосочетании?

- Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания.

- Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Подготовка к экзамену

- Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.

– Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление: каменное строение, золотой крест (строение из камня, крест из золота)

- А что можно построить при помощи словосочетаний?

- Правильно, из словосочетаний строятся предложения.

Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой

-Давайте выполним небольшой тест и проверим, насколько хорошо вы усвоили материал. (Тест приложение 1)

- А теперь обменяйтесь тестами и сверьте ответы с доской.

3. Изучение нового материала.

Работа с предложением

Разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели! (Н. Рубцов)

Задание:

-Найдите грамматическую основу предложения.

- Какое это предложение по строению? (Сложное)

- Из скольких простых предложений оно состоит? (Из двух)

- Выделите основы предложений (Кто-то виноват и листья улетели)

- Составьте схему предложения.

[ ], что (!

- Чем выражены подлежащие в предложениях?

- Что такое подлежащее?

(Главный член предложения, который обозначает предмет речи, т. е. называет то, о чем говорится в предложении.).

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

(Общий вопрос о чем (о ком) говорится в предложении. Иногда общего вопроса для выделения подлежащего недостаточно. Тогда он уточняется вопросами (кто? что)

- Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)

4. Усвоение нового материала.

Предлагаю перейти к работе с учебником. Изучаем правило на стр. 75. Далее выполняем устно упр. 148.

Работа с учебником.

- Откройте стр. 49 учебника и найдите правило. Прочтите его. Ответьте, какими еще частями речи может быть выражено подлежащее?

- Давайте запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока.

Работа с упражнением 148 учебника (у доски под диктовку).

5. Здоровьесберегающая пауза.

Предлагаю выполнить упражнения для снятия утомляемости глаз и для улучшения мозгового кровообращения.

6. Выработка умений и навыков.

- Давайте выполним тест и проверим насколько хорошо вы усвоили материал (тест приложение 2)

- На работу с тестом у вас есть 5 минут.

- Сдайте работы.

- На следующем уроке мы проанализируем ваши ответы и проработаем ошибки, допущенные в работе.

7. Подведение итогов.

Подвожу итоги урока. Прошу ответить на вопросы:

- Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения?

Они выполняют самую главную функцию: подлежащее предназначено для введения предмета речи, т. е. того, о чем или о ком говорится в предложении; без него было бы неясно, о чем идет речь. Сказуемое несет информацию об этом предмете – что он делает? Каков он? Что с ним происходит? Кто он такой? Что он такое? Другими словами, в подлежащем заключена главная, основная информация речи.

- Что обозначает подлежащее?

(Обозначает предмет речи)

Самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.

- На какие вопросы отвечает?

Кто или что?

- Какими частями речи может быть выражено?

Всеми частями речи.

- Понравился ли урок?

- Кто, по вашему мнению, активнее всех работал на уроке?

Благодарю всех за работу, называю особенно активных, поощряю, выставляю оценки.

8. Домашнее задание.

Выполнить упр. 151 письменно, правило на с. 75 записать в словарь.

Приложение 1

Тест «Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях»

Найдите словосочетание со связью примыкание:

I

1) любоваться летом;

2) отдыхать летом;

3) пришёл из лесу;

4) бить баклуши;

II

1) листая книгу;

2) моя тетрадь;

3) её дневник;

4) увидел её;

III

1) мною прочитано;

2) всем известно;

3) по той дороге;

4) выросший там;

IV

1) свет солнца;

2) цвет хаки;

3) шёл впереди меня;

4) приехал в понедельник;

V

1) впереди отряда;

2) неожиданно для всех;

3) щедро рассыпанный;

4) ожидая на берегу;

VI

1) встретить его;

2) встретить на вокзале;

3) его выбор;

4) читать с интересом;

VII

1) мне грустно;

2) грустил до вечера;

3) посмотрел грустно;

4) грустя о прошлом;

VIII

1) сделай по-своему;

2) по своему следу;

3) свойственно ему;

4) отдавая своё;

IX

1) здешний завсегдатай;

2) уйдёшь на рассвете;

3) живущий здесь;

4) во время урока;

X

1) наше решение;

2) их решение;

3) решено нами;

4) решая задачи.

Правильные ответы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

2 3 4 2 3 3 3 1 3 2

Приложение 2

Отметьте предложение, в котором подлежащее выражено :

I. Именем существительным в им. п. :

1. Играй, гармонь!

2. Большаков остановил машину и вылез из кабины.

3. Все сады цветут на этой земле.

4. Мне подали письмо.

5. Две свечи мерцают слабо.

II. Местоимением в И. п. :

1. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками.

2. Никто ничего не прятал у себя в карманах.

3. Один из участников конференции выступил с докладом.

4. Много песен над Волгой звенело.

5. Пять человек расселись около костра.

III. Инфинитивом:

1. Все три всадника ехали молчаливо.

2. Наша задача — беречь природу.

3. Беречь природу — значит охранять Родину.

4. Мать с сыном пошла гулять.

5. Я сам кляну свое рожденье.

IV. Фразеологизмом:

1. Весь поселок собрался на центральной площади.

2. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу.

3. Один из гостей произнес юбилейную речь.

4. У этой девочки было золотое сердце.

5. Много дров было припасено на зиму.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Автор публикации:
План-конспект урока русского языка «Подлежащее» в 8 классе
Опубликовано: 3 сентября 2023 в 13:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД