Лариса Метаксиди
План-конспект занятия «В мире прав и обязанностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»
План- конспект
открытого занятия
Тема: «Мир прав и обязанностей»
(с применением информационно – коммуникационных технологий)
Воспитатель:
Метаксиди Л. А.
ст. Попутная
2014г.
Цели: воспитание правовой грамотности воспитанников.
Задачи:
Дать первоначальные правовые знания.
Публикация «План-конспект занятия „В мире прав и обязанностей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Сформировать представление о правах и обязанностях ребенка.
Способствовать развитию мотивации воспитанников к использованию правовых знаний в жизни.
Воспитание ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный пороектор, презентация.
Начало занятия.
1. Вступительное слово.
Ребенок:
Человеку нужно много, чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса, нужно счастье, нужно горе и родные голоса. Невозможно без природы, без синеющих небес. Хорошо иметь свободу, Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
Вводная часть.
Воспитатель:
Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества. Сегодня мы с вами поговорим о ваших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выясним, почему так важно соблюдать права и обязанности.
Права ребенка надо знать,
Не только знать, но соблюдать.
И всем ребятам надо знать, тогда была бы благодать.
Основная часть.
Воспитатель: в каждой стране есть государственные документы, в которых записаны все права и обязанности человека.
-В какой стране мы с вами живем?
-Какой самый главный документ в нашей стране это? (Конституция)
-А что такое Конституция?
Конституция – это основной Закон нашего государства, в котором записаны главные правила, установленные для граждан нашей страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции. Наша Конституция состоит из 8 глав, 9 разделов и 146 статей.
Конституция есть в каждом государстве, она индивидуальна для каждого государства. Ребята, а как вы думаете, есть ли такой закон, который должны выполнять все государства мира? Как он называется? (Это Всеобщая декларация прав человека.)
Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года. А что такое Декларация?
Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело – Конвенция. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция призвана создать благополучные условия для развития детей.
В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять свои права и не нарушить права другого.
2. Наши права
А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права. - А есть ли права у вас, у детей?
3. Игра «Юридическая консультация».
Вот сейчас мы с вами постараемся вывести основные права, которые есть у каждого из вас. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу.
Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на слайд, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка".»
«Красная шапочка» - каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
«Буратино идёт в школу» - каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.
«Гадкий утёнок» - все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
«Доктор Айболит» - право на получение медицинской помощи и лечения.
«Золушка» - право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.
«Ледяная избушка» - право на неприкосновенность жилища.
Давайте с вами по цепочке попробуем озвучить ваши права.
4. Сценка «Дома»
-А сейчас мы посмотрим маленькую сценку, о том, как один ученик изучил свои права и решил применить их на практике:
– Сходи за хлебом в булочную!
– Не имеешь права эксплуатировать ребенка.
– Вымой посуду!
– Не имеешь права использовать детский труд.
– Помой руки!
– Это насилие над личностью!
– Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.
– Это проявление жестокости.
- Кто и какое право здесь нарушает?
5. Наши обязанности.
Воспитатель: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом.
Что такое обязанность?
Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в нейто об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ: вы сейчас прочитаете и запомните.
- Помните, там, где есть права, обязательно есть обязанности. Права предоставляются, а обязанности выполняются!
6. Анализ предложенных ситуаций
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.
1. Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
2. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это (разрешается).
3. Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается).
4. Рисовать и петь учиться, если заболел – лечиться, Это – (разрешается).
5. Этот трудится ребенок, мало у него силенок, Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
6. Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – Это (разрешается).
7. Этот слабый горбит спину, перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина строго (запрещается).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
А сейчас я предлагаю вам послушать восточную притчу.
7. Восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружнный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал е между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Вс в твоих руках.
• Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. • Какой путь выбрали бы вы, ребята? Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Воспитатель: Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности :
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу : относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Порядочность.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.
Справедливость.
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. Разумность.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. Воспитанность.
5. Такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются Обязанности.
Заключительная часть.
8. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята! Вот и подошло к концу наше занятие по страницам законов, которые мы должны не только знать, но и соблюдать. В жизни побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учит сама жизнь. Пока мы не поймм этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеемся, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будите всегда исполнять свои обязанности. И закончить наше занятие я хочу словами «Живи по закону, поступай по совести»