Наталья Алыкова
План-конспект занятия «Знаки препинания в конце предложений»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знаки препинания в конце предложений»
Цель: познакомить детей со знаками препинания в конце предложения : точкой, вопросительным и восклицательным знаками.
Задачи:
Образовательные: дать детям представление о знаках препинания в конце предложения : точкой, вопросительным и восклицательным знаками; учить составлять предложения из рассыпанных слов в соответствии со схемой предложения; научить определять знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации; составлять слова из слогов; читать предложения с разной интонацией.
Публикация «План-конспект занятия „Знаки препинания в конце предложений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Развивающие: развивать навык чтения, фонематический слух, внимание, мышление, речь; расширять кругозор детей.
Воспитывающие: воспитывать аккуратность, умение слушать, желание и умение работать в коллективе; повышать интерес к изучению родного языка.
Тип занятия : изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма занятия : занятие – путешествие.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями для детей, рисунки кораблей со схемами предложений, разноцветные рыбки со словами, карточки со слогами слова пред-ло-же-ни-е, поощрительные призы – закладки со знаками препинания.
План занятия :
Орг. Момент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация знаний.
Применения знаний в знакомой ситуации.
Применения знаний в новой ситуации.
Закрепление.
Рефлексия.
Ход занятия.
Орг. Момент.
Ребята, сегодняшнее занятие я бы хотела начать с притчи:
Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул камень и прочел надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?» (слайд №1)
- Что, по-вашему, это значит? (знакомясь с чем-то новым, не забывай старое)
- У нас сегодня необычное занятие, сегодня на занятии мы с вами постараемся открыть новые знания и вспомнить то, что уже знаем.
Целеполагание и мотивация.
- Давайте выясним, о чем мы сегодня узнаем, и что предстоит нам вспомнить.
А помогут нам в этом вот эти слоги.
ПРЕД - ЛО - ЖЕ - НИ - Е
- Составьте из них слово (дети составляют слово – ПРЕДЛОЖЕНИЕ).
- Вы догадались, какая тема нашего занятия? Совершенно верно, мы сегодня будем говорить о предложении.
- Королева из страны Речи прислала нам письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я, Королева страны Речи. Мою страну омывает море Предложений. Наверное, вы о таком и не слышали. Я приглашаю вас совершить необычную прогулку по морю предложений. Вы сможете узнать много нового и интересного о предложениях. До встречи!»
- Ну что, ребята, примем приглашение? Во время прогулки нас ждут новые открытия о предложении, будьте внимательными и ничего не пропустите.
Актуализация знаний.
- Наша прогулка по морю, значит она какая? (морская) Нам нужно средство передвижения. На чем мы поплывем? (на корабле) (Слайд № 2)
Устраиваемся поудобней, корабль знаний ждет нас. Это Море, ребята, не просто море, оно всё состоит из предложений, а что вы знаете о предложении?
(Предложение состоит из слов, слова в предложении связаны по смыслу, предложение выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставится точка)
Применение знаний в знакомой ситуации.
- Королева страны Речи хочет нас испытать, она приготовила для нас интересное задание.
1. Из маленького предложения сделайте большое : (слайд № 3)
Наступила зима. (Наступила холодная и снежная зима)
Снежинки кружатся. (Белые пушистые снежинки кружатся в воздухе.)
Ребята катаются. (Ребята весело катаются на коньках.)
2. Рассыпалось предложение.
Дельфины живут в море.
Применение знаний в новой ситуации.
1. Знакомство с новой темой.
- Сейчас я произнесу это предложение, а вы послушайте и скажите, что вы заметили необычного? (педагог произносит предложение с вопросительной и восклицательной интонациями) - заметили, что менялся голос.
- Правильно, точнее сказать я меняла интонацию голоса. А помогали мне в этом знаки препинания. Сейчас я вас с ними познакомлю.
У последней
Точки,
На последней
Строчке,
Собралась компания
Знаков препинания. – (Выставляю на доску точку)
Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой! – (Выставляю на доску восклицательный знак)
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаё т он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как? – (Выставляю на доску вопросительный знак)
2. Первичное закрепление.
- Как называется знак, который никогда не молчит? Когда в предложении ставится восклицательный знак?
- Как называется знак, который любит задавать вопросы? Когда в предложении ставится вопросительный знак?
- Когда ставится точка?
-Давайте потренируемся: придумайте предложение, в котором ставится вопросительный знак, восклицательный знак, точка.
3. Упражнение в произнесении предложений с разной интонацией.
- Ребята, давайте с вами поиграем в словесную игру с предложением «Морская мозаика».
В море Предложений водится много разных обитателей, чтобы узнать, кто они, вам придётся собрать их из частей, на каждой из которых, написано слово, и если работа выполнена правильно, у вас получится предложение.
Работа в парах: дети собирают из частей первого обитателя моря и читают предложение. Предложения повторяются, но знак препинания в конце предложения разный. Каждая пара читает свое предложение с нужной интонацией – остальные говорят, какой знак стоит в конце предложения и почему.
(слайд № 4)
Я – морская черепаха.
Я – морская звезда.
Я – морской конек?
Я – морская черепаха?
Я – морская звезда!
Я – морской конек.
4. Физминутка. (Игра «Морская фигура)
- У вас неплохо получается. А теперь пора отдохнуть. Я предлагаю вам поиграть со знаками препинания. Я читаю стихотворение, а вы показываете, какой знак нужно поставить в конце предложения. (точка – кулачок, восклицательный знак – поднятая вверх рука, вопросительный знак – рука обнимает голову)
А теперь мы поиграем.
Вы готовы? Начинаем!
Иль сомнения у вас?
Начинаем, в добрый час!
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего.
К. Чуковский.
Что ты, ёж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи.
Что случилось?
Что за крик?
– Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас. (С. Михалков)
5. Работа с деформированными предложениями.
- Продолжим наше увлекательное путешествие. Давайте-ка посмотрим в подзорную трубу. Что вы видите на горизонте? (На доске появляются корабли со схемами предложений)
- Мы видим корабли.
-Ребята, это не просто корабли, на каждом корабле написана схема предложения. Корабли-схемы ловят Рыбу - слова, из которых состоят предложения, а из предложений можно составить рассказ. Посмотрите и скажите, корабли-схемы одинаковые? (Нет. Они разного цвета)
- Сколько слов в первом предложении? (Три слова)
- Сколько слов во втором? (Четыре слова)
- Сколько слов в третьем предложении? (Тоже четыре слова)
- И наконец, в последнем предложении? (Пять слов)
- Нам предстоит объединиться в команды. У вас на столах лежат рыбки, возьмите свою рыбку и посмотрите, у кого рыбка такого же цвета – это ваша команда. Подойдите друг к друг, прочитайте слова и составьте из них предложение. (Дети составляют предложения и прикрепляют их к соответствующему кораблю)
- Давайте прочитаем, что у нас получилось.
1. Кораллы - необычные животные!
2. Растут они очень медленно.
3. Живут в тёплой воде.
4. Бывают разных цветов и форм.
(Дети читают по очереди предложения, чётко произнося каждое слово, соблюдая интонацию)
Закрепление.
- Нам пора возвращаться назад. А поможет нам найти дорогу домой еще один обитатель моря. Кто это, мы сейчас узнаем.
(Ребята соединяют точки с буквами в алфавитном порядке – у них получается осьминог)
- Мальчику – осьминогу нужна ваша помощь. Он очень любит сказки, но в его любимой сказке пропали знаки препинания. Давайте поможем ему вернуть все знаки на свои места. (На листочках)
Весной избушка у лисы растаяла.
О чем зайка плачешь)
Петух прогнал рыжую плутовку(.)
Какой он смелый)
- Вы догадались, что это за сказка.
- Мальчик – осьминог приготовил для вас подарки, но получит их тот, кто отгадает его загадки. (Слайд № 5-7)
1.
Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую … (точку).
2.
Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак такой —. (восклицательный)
3.
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
(Дети отгадывают загадки и получают приз от осьминожки – закладку для книг со знаками препинания)
Рефлексия.
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Возьмите листочек с осьминожкой и переверните его. Прочитайте, что написано. Что не хватает? (знака в конце)
Мне было интересно
- Если вам понравилось сегодняшнее занятие, вам было действительно интересно, то поставьте восклицательный знак. Если вам было трудно и не все понятно, у вас остались вопросы – поставьте вопросительный знак. Если вам было скучно и не интересно – поставьте точку.