Татьяна Комок
План-отчет по самообразованию «Воспитание честности и правдивости у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитание честности и правдивости у дошкольников».
2. Цель: определение степени влияния художественной литературы на воспитание честности и правдивости у дошкольников.
3. Задачи:
- формировать навыки и привычки честного поведения у ребёнка.
- развивать положительные моральные качества у детей.
- воспитывать чувство ответственности и справедливости.
Публикация «План-отчет по самообразованию „Воспитание честности и правдивости у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
4. Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых. Многие дети лгут, потому что догадываются, что сделали что- то не так и попросту не хотят разочаровать взрослых или быть наказанными. Дети боятся наказания за свой неправильный поступок, стремятся переложить свою вину на другого ребенка.
Необходимо всегда помнить, что дети дошкольного возраста любят фантазировать.
Воспитатели детских садов сталкиваются с данным поведением ежедневно. Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает событие, а когда искажает их, т. е. деликатно показать — выдумке не верят.
Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях.
В детском коллективе всегда присутствуют определенные правила, которые необходимо выполнять и которые ориентируют детей на развитие и воспитание у них положительных черт характера.
Эти правила одинаковы для всех детей:
- игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;
- в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;
- соблюдай правила игры;
- любое поручение выполняй добросовестно;
- дал слово — держи его;
- умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;
- не бери без спросу чужого;
- сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.
Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность.
И в этом плане неоценимый помощник — художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же.
Таким образом, воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста сложный и многогранный процесс, требующий определенных знаний и совместных усилий от педагогов и родителей.
5.
Сроки выполнения работы по воспитанию честности и правдивости
Работа с детьми Октябрь- ноябрь Чтение произведений:
«Гадкий утёнок», «Заяц и лиса», Чтение р. н. с «Колобок», В. Сутеева «Три котенка»;
«Маша и медведь».
Разучивание стихов: А. Барто «Мячик».
Декабрь- февраль Чтение произведений:
«Снегурочка и лиса» обр. М. Булатова. «Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской
К. Ушинский «Петушок с семьей»
Разучивание сказки «Колобок».
Март- май Чтение произведений:
А. Барто «Я расту». «Наша Маша маленька.», «Три веселых братца», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Л. Квитко «Бабушкины руки», Е. Благинина «Посидим в тишине»;
Р. н. с «Волк и козлята».
Разучивание песни «Улыбка».
Работа с родителями. Октябрь- ноябрь Консультация на тему «Разговоры с детьми».
Цель: создание доброжелательности и правдивости между ребёнком и взрослым посредством разговора на интересующие темы детей.
Раздача консультационного материала.
Декабрь- февраль Участие в конкурсе «Новогодний календарь».
Цель: сближение с детьми при выполнении новогодних заданий, создание праздничного настроения.
Март- май Участие в проекте «Огород на подоконнике».
Цель: сближение ребёнка и родителя при помощи совместной деятельности по посадке растений дома.
Отчет о проделанной работе:
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что огромное значение в воспитании честности и правдивости играет чтение русских народных сказок. С помощью главных героев дети усваивают нормы, правила поведения, учатся различать добро и зло, справедливость и ложь. Всё это впоследствии помогает анализировать свои поступки, поступки своих сверстников и взрослых людей.
Постоянное чтение художественных произведений о правдивости и честности, проведение этических бесед по прочитанному помогают осмыслить и дать четкое определение понятиям: «правдивость», «честность». Дети приходят к пониманию того, что если всегда поступать честно, справедливо, то и к ним начнут хорошо относиться, будут считать их справедливыми и добрыми людьми. А ни это ли является высшей оценкой к себе окружающих людей.
Немаловажным и интересным были музыкальные занятия и театрализация. Благодаря этому у детей и воспитателя создавались дружественные и доброжелательные отношения. Совместная деятельность в данном роде способствовала доверительные отношения как с воспитателем так и со сверстниками. Каждое занятие в таком роде давало положительный эффект на взаимоотношения в группе, способствовало сплочению детей.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой способ воспитания честности и правдивости через художественную деятельность помогает воспитателю достигнуть цели в данном направлении. Через совместную деятельность и на примерах художественной литературы воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив. Такая деятельность интересна и занимательна для детей а следовательно приносит положительный эффект.
Список литературы:
1. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика»- М., 1994 г.
2. Куликова Т. А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» — М., 2000г., с. 232.
3. Островская Л. Ф. «Поговорим о честности» Дошкольное воспитание. 1987г., с. 7. 4. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1973, с. 12.
5. Сборник руских народных сказок для детского сада.