Марина Сербина
Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
на тему:
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO -конструирование и робототехнику»
Подготовила воспитатель
Высшей категории:
Сербина Марина Александровна.
2021-2022 уч. год
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Конструирование и робототехника как нельзя лучше способствует, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.
Цель: повышение педагогического мастерства через создание условий для развития технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
2. Пройти курсы повышения квалификации «Лего-конструирование и робототехника, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
3. Развивать у детей интерес к робототехнике, механике, физике, правил безопасности. Создать словарь с техническими словами.
4. Создать картотеку дидактических игр лего.
5. Формировать у дошкольников умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта по решению конструкторских задач по механике.
6. Развивать у дошкольников творческую активность в принятии решений в проблемных ситуациях.
7. Формировать у детей зрительное восприятие, мышление, память, доказательную речь.
8. Воспитывать коммуникативную способность, дисциплину, ответственность у детей дошкольного возраста.
9. Оказывать консультативную (информационной, методической, обучающей) помощь родителям (законным представителям) по сопровождению креативного ребенка.
10. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
ФГОС ДОУ называет конструирование одной из деятельностей дошкольного возраста, которая должна обеспечиваться специальной педагогической работой со стороны педагога и применением специальных технологий. В теории и практике разработано достаточно видов конструирования из разного материала (по образцу, по схеме, по условиям и т. д.). Однако остро стоит задача не просто формирования конструктивных умений, а развития инженерного мышления, интереса к миру конструирования реальных технических объектов, широкого ознакомления с творческой деятельностью людей в сфере технического творчества и производства. Развитие только конструктивных умений и получение опыта конструирования из различных материалов обеспечивает интеллектуальное и речевое развитие, но не является гарантией того, что у детей будет заложен интерес и уважение к миру технического творчества человека. творчества и является предметом моего исследования.
В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.
Увлечение конструированием началось с использования в работе конструкторов ЛЕГО, работе по схемам, по описанию, по условиям. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно играли в конструктор, выполняли постройки разного типа, развертывали на их основе сюжетную игру; конструктивная деятельность организовывалась на основе разработок Л. В. Куцаковой, И. А. Лыковой. В нашем общем с детьми увлечении конструированием мы сделали ещё один шаг – придумали форму творческого конструирования, основанную на моделирующей технологической идее. В ходе деятельности дети становятся строителями,вопрос «перевода» конструктивной деятельности в плоскость технического архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Такой подход позволяет поднять процесс конструирования на новый уровень, решая задачи именного технического творчества и формирования интереса к современным техническим разработкам.
Наш подход мы назвали технологическим. Под технологией в данном контексте мы понимаем порядок изготовления (производства) какого-либо продукта, изделия в промышленных условиях. Всегда - это определенный последовательный процесс. Основная идея подхода: предложить детям создавать объекты Создание определенных объектов является прекрасным мотивирующим моментом для работы. Для создания нужно:
-- изучить технологию создания объекта – т. е. выполнить роль исследователя
-- принять на себя роль инженера-конструктора, изобретателя, способного творить – моделировать технологические процессы
-- встать на продуктивную позицию – подбирать материалы для реализации задумок, выполнять действия конструирования
-- выполнить роль успешного инженера, презентующего созданный механизм.
В своей работе применяю следующие методы:
• Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
• Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);
• Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
• Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ ( форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
• Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
• Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
• Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.
Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
Работа показала, что дети, которые занимались в данном направлении показали высокий уровень по умению правильно конструировать поделку по образцу, схеме и умение правильно конструировать поделку по замыслу
Работа с родителями:
Памятка для родителей «Что такое ЛЕГО конструирование?», буклет «Основы детской робототехники», консультация для родителей, консультация для родителей «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста», консультация «LEGO конструирование и робототехника как средство развития технического творчества детей, в рамках родительского собрания проведен семинар «Конструирование как средство развития речевых функций».
Работа с педагогами:
В рамках работы методического объединения проведена консультация-презентация «Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста». Приняла участие в РМО Мастер класс для педагогов «Формирование конструктивных способностей у детей дошкольного возраста».
С целью повышения педагогической компетентности в вопросах лего конструирования и робототехники проработана методическая литература в данном направлении.
Анализируя проведенную работу, можно сделать следующие выводы:
Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать
предмет, выделять его характерные особенности, основные части,
устанавливать связь между их назначением и строением.
Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке
конструкций.
Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и
творческая инициатива.
Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
Сформированы предпосылки учебной деятельности : умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу.
Имеются представления:
• о деталях конструктора и способах их соединении;
• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и
распределения веса;
• о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее
отдельных элементов;
• о связи между формой конструкции и ее функциями.
А это – планируемые результаты освоения программы детьми!
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике показала, что дети, которые занимались в данном направлении показали высокий уровень по умению правильно конструировать поделку по образцу, схеме и умение правильно конструировать поделку по замыслу
На сегодняшний день у детей сформировалось положительное отношение к конструированию, они самостоятельно могут собрать все модели, которые даны в комплекте заданий. С интересом придумывают и создают свои модели обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они учатся работать в команде, распределять обязанности и договариваться.